EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Согласитесь, что дети как птицы. У них тоже растут крылья...»
Иванова Л.А., учитель физики и астрономии, школа №30, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыБиология 2006Говорят учителя
 
*

БИОЛОГИЯ

Результаты III-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии

13 апреля 2006 года

Говорят учителя

Чмелева Елена Николаевна, учитель информатики, школа N26, п. Ильинский Раменского р-на, М.О.

Как всегда, задания оказались совсем не такими, как все думали.
Задания для 1 класса вызвали небольшой шок у наших учителей начальных классов. Мне задания очень понравились, как для 1 класса, так и для 7, и для других возрастных категорий.
Ребята 7 класса очень много времени потратили на выполнение 1 задания. Они устроили мозговой штурм, долго спорили, приводили примеры, доказывали друг другу свою версию. Было очень интересно их слушать. Если бы я им не напомнила, что есть еще и другие задания, то они бы еще не скоро закончили. Трудность у них возникла потом с отделением своих мыслей от чужих (т.е. проблема авторских прав). Некоторые, правда, с легкостью делились своими идеями. Что интересно: на таких олимпиадах никто и не пытается списать или присвоить себе чужую идею (как часто бывает на уроках). Ребятам важен сам процесс поиска решения.
Трудно бывает обычно где-то в середине, когда ребята уже устают. Часто в этих случаях помогает коллективный поход куда-нибудь: в буфет, например. А лучше всего, когда в заданиях есть такое, которое предполагает выход за решением на улицу. Тогда у всех открывается второе дыхание.
Первоклашки, в отличие от 7-классников, работали индивидуально. Им было очень тяжело, так как трудно быстро писать. А пока медленно пишешь – мысль забывается. Но они справлялись. Может быть не так хорошо, как хотелось бы их учителю, но все же неплохо, я считаю. Все ребята отметили, что весна – как раз самое время для биологии! И что это одна из самых интересных олимпиад, самая «живая».
Самая большая проблема – подготовка к олимпиаде. Многие ребята считают, что готовиться не надо, не выполняют задания, которые я им даю. Но те, кто участвует во многих олимпиадах, всегда готовятся. И опыт им тоже помогает.
И еще последняя трудность – рефлексия. Пока дети решают задачи, они не успевают ответить на вопросы рефлексии, а потом многое забывают. А кому-то просто трудно сформулировать, что он чувствовал и благодаря чему справился с трудностями.
Пожелания:
Себе – придумать, как решить технические проблемы, например, с записью файлов на дискеты и чтения их – часто это сделать проблематично и тратится очень много времени. Конечно, здесь решение очевидно – сеть, но где взять денег? :)
Организаторам – в каждой олимпиаде, по возможности, делать задание с выходом на улицу. Например, на прошлой олимпиаде по биологии мы ходили искать насекомых. А зимой во время олимпиады по математике измеряли на улице площадь снежинки.
Спасибо!

----
Семенова Наталья Владимировна, учитель биологии, гимназия N86, г.Нижний Тагил.

Первый опыт. Первые шаги. Мои ученики впервые писали такую олимпиаду по биологии. Предложенные вопросы достаточно трудные и интересные, разноплановые. Ребятам предлагается уйти от конкретной ситуации и выдвинуть свои нестандартные идеи. Формулировки призывают мобилизовать свои знания и силы. Наиболее интересны были вопросы творческого плана – «Листья», «Сказка про растения», «Два характера». В целом задания олимпиады дали мне повод внести много нового в свои уроки. А благодаря рефлексивным высказываниям моих учеников я смогла заглянуть «по ту сторону школьного занавеса» и оказалось, что ребята действительно нуждаются в таких олимпиадах и… нуждаются во мне как во взрослом и опытном наставнике. Спасибо за новые ощущения

-----
Кожухова Светлана Владимировна, учитель начальных классов, НОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск

Мой класс впервые участвовал в Интернет - олимпиаде по окружающему миру. Готовились к ней, используя прошлогодние задания. Но вся прелесть в новизне и неожиданности сегодняшних заданий – есть, где развернуться детскому воображению и творчеству. Каждый может проявить себя: если не хватает фактических знаний - смело включай фантазию и вперед! Не удивительно, что в процессе работы у ребят наблюдалось только позитивное, отличное настроение. А те, кто еще не был участниками олимпиады, узнав задания, решили, во что бы то ни стало, попробовать свои силы в следующий раз!

------
Тарасова Ольга Владимировна, учитель начальных классов НОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск:

Хочу заметить, что наша школа принимает участие в олимпиадах не первый раз. Могу смело заверить Вас в том, что ученики нашей школы постоянные участники олимпиад, проводимых центром «Эйдос».
Раньше олимпиады вызывали трудности, особенно при заполнении. Но сегодняшняя прошла как-то незаметно. Дети привыкают и постепенно адаптируются к необходимым нормам. Привыкают они и к тому, что задания необычные, связанные с воображением, творчеством. Многие подходят к этому очень ответственно и дают волю разгуляться своей фантазии. Но все дети разные. И качество выполнения тоже отличается.
Но мы, учителя школы « Личность», хотим сказать организаторам спасибо. Так как лишний раз ребёнок получает возможность проявить себя в той или иной области.

-----
Цветкова Галина Ивановна, учитель начальных классов, НОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск

Нашим детям нравится участвовать в эвристических олимпиадах. В них могут принять участие все желающие, не обращая внимания на успеваемость по предметам. Каждый может проверить свои знания и поверить в свои силы и возможности. Задания больше направлены на творческие способности учащихся, возможность опереться на свой жизненный опыт и наблюдения. Но некоторые вопросы требуют каких-то специальных знаний, необходима соответствующая библиотечная база, чтобы справиться с заданием. Детям начальной школы очень нравятся сказочные задания и те, где нужно что-нибудь исследовать, изучить, потрогать, понюхать (например, прошлогоднее задание для 1-2 классов об исследовании цветка). Желаю организаторам дальнейших творческих успехов. Большое Вам спасибо за интересные задания!

------
Копылова Светлана Григорьевна, учитель биологии, СОШ с.Юнкюр, Олекминский улус, РС (Якутия)

Я думала, что будут хотя бы несколько участников – взрослых из нашего улуса, хотела бы пообщаться с ними по этим вопросам. Я не готовилась к участию, узнав, что взрослые тоже могут участвовать, подала заявку чисто из любопытства. В будущем хотелось бы, чтобы отводилось чуть больше времени на выполнение занятий, у нас в селе нет Интернета, приходится ездить в улусный центр, компьютеры имеются не у всех. Задания получаем позже остальных и приходится раньше срока, выполнять второпях, отправлять в центр

------
Ильницкая Наталья Дмитриевна, учитель начальной школы, Эпишкола (Обр. Центр «Участие»), г. Санкт-Петербург.

Задания вызвали у ребят живой интерес. Они перечитали массу книг, нашли и прочитали статьи и заметки на нужные темы. Моя помощь детям заключалась в организации рабочих мест и подборе энциклопедий, книг и справочников по биологии. В дальнейшем планируем участвовать в эвристических олимпиадах. Я считаю, что это хороший опыт для наших учеников.

------
Архипов Роман Анриевич, учитель информатики, Эпишкола (Обр. Центр «Участие»), г.Санкт-Петербург.

Мы участвуем в эвристических олимпиадах второй год. В прошлый раз мы попробовали провести олимпиаду после уроков. В этот раз отказались от этого варианта и провели её с освобождением от обычных уроков. Ребятам сейчас было легче. Отрицательно, как всегда, сказывается отсутствие достаточных сил и времени на подготовку к олимпиаде. Проводим её «наскоком», что, конечно, неправильно. Форма полезная и «правильная», сбивающая присную установку на «сдавание» предмета. Будем, по возможности, участвовать и дальше.

-----
Забавина Светлана Витальевна, учитель, школа № 1, п. Тюльган

Я ожидала открыть для себя новый способ приобщения детей к выполнению творческих заданий. Мне хотелось, чтобы дети, интересующиеся биологией, попробовали свои силы и получили удовольствие от выполнения эвристических заданий. Мои ожидания оправдались. Я увидела совершенно необычные задания, которые заставляют задуматься любого ребенка, даже не владеющего большими знаниями по предмету. Каждый участник олимпиады постарался найти свой собственный ключик в мир идей. На протяжении всей олимпиады я ловила искрящиеся восторгом глаза детей.
Эвристическая подготовка к олимпиаде проходила в течение месяца. Ребята перерыли гору дополнительной литературы по предмету, выполняли задания соросовских олимпиад, работали с дисками по биологии в кабинете информатики. За время подготовки к олимпиаде ее будущие участники сдружились между собой, их связывало желание сделать свои открытия в мире живой природы.
Участники олимпиады работали по заранее распечатанным заданиям, так как многие дети не могут концентрировать свое внимание на мониторе. После часа непрерывной творческой работы ребятам было предложена 15 минутная перемена. Каково же было мое удивление, никто из участников ей не воспользовался! Ребята чувствовали себя свободно и раскрепощено – одни ходили по классу, время, от времени записывая что-то на листочек, другие проговаривали шепотом, ярко жестикулируя, третьи не отрываясь, писали. Такого рабочего настроя и желания творить мне не приходилось видеть ни на одной школьной олимпиаде по своему предмету!

-----
Корнева Елена Сергеевна, учитель биологии, гимназия N2, г. Южно-Сахалинск

Участие в эвристической олимпиаде стало для меня и учащихся восьмых классов делом постоянным, но от этого не утратился интерес к этому мероприятию. «Эйдос» всегда вызывает у учащихся живой интерес и стремление к познанию неизвестного, эта олимпиада тоже не исключение. Особую сложность вызвал вопрос «Эволюция», так как эта тема ими еще не изучена, а наибольший интерес - «я знаю, что ничего не знаю», потому что данная тема сейчас проходится. Скоро эвристическая олимпиада по химии, так что до скорой встречи.

-----
Фефилова Нина Владимировна, учитель биологии, Уинская средняя общеобразовательная школа

Подобраны интересные логические вопросы, требующие фактических знаний. Интересным является вопрос о биологических свойствах электрона т. к. требует знаний смежных предметов. Этот вопрос оказался и самым трудным. Вопросы требуют и точных знаний по биологии например – вопрос о развитии зародыша и о исторических открытиях в биологии. Олимпиада позволит учащимся еще раз убедится в том, что биология не имеет узкопрактической направленности. Правильный ответ требует целого ряда умозаключений.

----
Баукина Любовь Владимировна, гимназия №14, г.Белорецк, Башкортостан.

В Ваших олимпиадах участвую с детьми постоянно. Очень нравятся Ваши необычные вопросы, которые развивают творческие способности детей. Нравится работать на олимпиаде: дети воодушевляются, фантазируют. Большое спасибо!

-----
Скачкова Татьяна Николаевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе МОУ гимназии № 15 г. Костромы

Это вторая олимпиада, которую мы провели совместно с вами. Кроме эмоционального всплеска у детей, атмосферы творчества и поиска хочется в этот раз отметить и содержательную часть олимпиады. Считаю удачным комбинирование вопросов из разных направлений – физиологического, эволюционного и экологического. Все вопросы требовали установления глубоких взаимосвязей, рассуждений, логики, предвидения. Именно это оказалось трудным делом для большинства учеников, традиционно использующих стереотип «вопрос - конкретный ответ». Самым сложным для старшеклассников оказался вопрос, требующий синтеза рассуждений и знаний физико-химико-биологических основ – вопрос о биологических свойствах электрона. Но именно он вызвал максимальное количество дополнительных вопросов, уточнений, переосмысления научных фактов, а, значит, реализована цель – не только проверить знания, но и научить учеников обобщать, видеть взаимосвязи, определять путь научных теорий. Вопрос о доме для птиц, сбил некоторых учеников с верного пути словом «современный». Дети мира комфорта современность понимают как перечень удобств, при этом они совсем забыли, что дом для птицы. Тем интереснее было для них открытие, что дома для разных существ отличаются по степени удобств, связанной с особенностями организации существа.
Желаем успехов, роста количества участников! Спасибо!
До новых встреч!!!

----
Левина Наталья Владимировна, зам.директора по учебно-воспитательной работе, МОУ «СОШ №9» г. Благодарный.

Задания олимпиады по биологии показались мне сложными и в тоже время интересными, необычными. Ученики младших классов были возбуждены и веселы, а вот старшеклассники сосредоточены и серьезны. Работали дружно. Во время чаепития родилась идея о создании в школе научного общества, участники которого я думаю, и будут наши олимпийцы.

-----
Арькова Оксана Викторовна, заместитель руководителя ММЦ, МОУ СОШ №33, г.Новопавловск.

Мне очень понравилась эта олимпиада. Я 12 лет занималась ТРИЗом и пыталась донести это учителям школы, в которой работала, но почти всегда тщетно. Это как раз то, что надо. Анализируя, то, как учащиеся выполняли задания, могу сделать только один вывод: нужно больше внимания уделять развитию творческого мышления учащихся. Снимать с них стереотипы, навешанные школьным образованием. Но еще важней снять эти стереотипы с учителей. Хотелось бы и дальше с вами сотрудничать. Детям это нравится.

-----
Кузнецова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов, МОУ СОШ №13, г.Новопавловск

Дистанционные олимпиады – это новый вид работы для меня. Олимпиада проводилась не в нашей школе, а в межшкольном методическом центре. Я понимала, что задания олимпиады будут нестандартными, и мне очень хотелось проверить знания моих учеников, расширить их кругозор. Участие в таких олимпиадах – это хороший стимул для повышения качества образования учащихся, развития интереса к предмету. Для себя я сделала вывод, что недостаточно только обучать детей школьной программе, нужно больше внимания уделять развитию творческого мышления учащихся.

------
Матвиенко Елена Александровна, родитель, г. Новый Уренгой.

Это был первый опыт участия в эвристической олимпиаде, и, прежде всего, испытывала тревогу, какого плана будут задания, справиться ли сын с ними, хватит ли у него терпения. Дело осложнилось его болезнью, накануне олимпиады у сына поднялась температура, и я опасалась, что его состояние скажется на качестве выполнения заданий. Когда получили задания, приятно удивились креативности заданий, готовились к более традиционным вопросам. Самым сложным было удержаться от вмешательства к выполнению заданий, к формулировке ответов. Сын обладает достаточно развитым чувством юмора, и я опасалась, что он использует его при выполнении заданий (так в итоге и получилось, не обошлось без этого). Как мне кажется, лучше всего ему удалось справиться с третьим заданием, т.к совсем недавно он готовил реферат по биологии на тему «Полив растений». С наибольшим энтузиазмом выполнял графическое задание, было интересно слушать, какими критериями он пользуется при проектировании дома.
Порадовало меня то, что участник олимпиады не ограничен жестко во временных рамках, это позволяет полностью раскрыться детям с любым типом темперамента и работоспособностью. Думаю, что написание в домашних условиях имеет преимущество в этом плане перед работой в школе, т.к. не каждый педагог согласиться провести рядом с учениками столько времени, сколько потребуется каждому для полного раскрытия!
Думаю, наш дебют удался, тем более сын уже присмотрел себе в планах олимпиады по информатике, психологии и нем.языку. А это значит, что задания творческого плана его не испугали, а только придали остроты для реализации своих знаний, умений и навыков. Я же в свою очередь готова оказать содействие в организации и создании условий для участия в эвристических олимпиадах. Творческому коллективу Центр дистанционного образования "Эйдос" желаю много сил и терпения, успехов в реализации ваших планов, радуйте всех нас необычными и интересными заданиями, способствующими развитию творческого и логического мышления участников олимпиад.



---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх