EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Согласитесь, что дети как птицы. У них тоже растут крылья...»
Иванова Л.А., учитель физики и астрономии, школа №30, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыБиология 2007Говорят учителя
 
*

БИОЛОГИЯ

Результаты V-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии (исследования)

16 октября 2007 года

Говорят учителя

Рябцовская Н.П., учитель биологии, школа №11, г. Байкальск.

Я второй раз принимаю участие в дистанционной олимпиаде по биологии. Заранее мы знали, что будет исследовательская работа, но что настолько сложная даже не предполагали. Например, чтобы выполнить задание №1 для 1-5 классов необходимыми знать как минимум клеточное строение листа, а эти темы рассматриваются только в 6-м классе и то обзорно. Довольно сложные и другие вопросы. Думаю, что результаты будут не очень хорошими. С одним ребенком мы долго высчитывали площадь школьного участка, площадь деревьев, листьев и т.д. Вы заставили призадуматься!

---
Тюрина Ирина Юрьевна – заместитель директора по воспитательной работе, МОУ Сосновская СОШ №1 п. Сосновское

Наша школа впервые принимает участие в дистанционных эвристических олимпиадах. Трудно было начинать, но, увидев блеск в глазах ребят, желание родителей, поняла – надо!
Когда я прочитала олимпиадные задания, я почувствовала волнение за ребят. У меня возникли мысли, что некоторым ребятам будет трудно справиться с заданиями. Сегодня я открыла в них целеустремленность, упорство, желание работать, искать, творить.
Основные трудности были при организации олимпиады, так как было много непонятного, нового.
Как учитель, для себя решила увеличить долю творческих заданий на уроке, т.к. это необходимо для создания атмосферы творческого развития школьников, этого так не хватает в образовательном процессе. А простые знания мертвы, они мало значат сами по себе, и введение творческих, эвристических и экспериментальных заданий позволит сделать эти знания личностно значимыми для ребенка, интересными и занимательными, помогут в дальнейшем находить верные решения в различных жизненных ситуациях.
Предложения коллегам по работе: не бойтесь начинать. Учитель должен расти вместе со своими учениками!
---

Вишнякова Галина Ивановна, учитель биологии МОУ «СОШ № 30», г.Озерск, Челябинской области

Я думала, что дети не справятся с заданиями, было много переживаний.
Много решали тестов, заданий, работали с тенденциями. Ребята занимались на элективных курсах «Биология в вопросах и ответах».
Самостоятельно и с небольшими консультациями учителей.
Лучшие 1 и 5 вопросы. Я считаю, что в этих вопросах помогают знания.
Очень хотелось заинтересовать своих учеников, чувствуя, что будут неординарные задания, выходящие за рамки школьного учебника. Девочки просили элективный курс «Биология в вопросах и ответах». Много индивидуально решали тесты. Задания выполняли самостоятельно. Так как мои ученицы впервые принимали участие в этой олимпиаде, то очень долго не могли справиться с волнением. Потом увлеклись и даже забыли про время.
---

Кузнецова Людмила Евгеньевна, родитель, Свердловская обл., г. Нижний Тагил,

Мой ребенок очень любит животных. Не упускает возможности сходить в зоопарк. Постоянно носит с собой кусочки еды, чтобы подкормить собак, встреченных по дороге на тренировку. Теперь у нее появился щенок, с которым она проводит очень много времени. Я думаю, с таким отношением к животным, она должна знать и любить биологию. А если что-то не получится, то возникнет цель изучить и понять. Это уже очень хорошо.
---

Большакова Любовь Александровна, зам.директора по УВР МОУ «СОШ № 30», г.Озерск, Челябинской области

Наша школа впервые принимает участие в дистанционной олимпиаде.
Заставила меня переосмыслить проведение методических недель и для педагогического коллектива.
Ученики работали уверенно, немного волновались. Работали самостоятельно, иногда обращались к справочной литературе. Появился интерес и последние 3, 4 задания отвечали очень уверенно.
Трудности испытывали в том, что одна и та же информация много раз повторяется, потом вновь её повторяли в день олимпиады, начали заново пересматривать, перечитывать, оказалось, что в новых инструкциях тоже самое. И еще – думаем, что пароли не нужны. Спасибо за олимпиаду.
---

Рукавишникова Зоя Николаевна, учитель биологии, гимназия N13, г. Нижний Новгород

Ожидалось участие большего количества учеников: первоначально высказали желание 25 человек. В процессе подготовки мы изучили задания предыдущих олимпиад (2004-2006 гг.),
Акцент был сделан на эвристический характер ответов. Ученикам был разъяснен смысл слова «Эвристические» и что в этом случае требуется от учеников.
Учащимся больше понравились вопросы, в которых вопросы касались непосредственно биологии.
Хотелось, чтобы больше времени отводилось на оформление заданий, т.к. даже в 8-х классах учащиеся, в основной массе, достаточно медленно набирают тексты на компьютерах да еще с заданными требованиями. Это приводило к тому, что на решение основных задач оставалось мало времени.
---

Вайцман Павел Давидович, зам. директора по информатизации гимназии N13, г. Нижний Новгород

В дистанционных эвристических олимпиадах участвуем не в первый раз. В этом году решили попробовать силы в различных номинациях.
Учащиеся с охотой откликаются на предложения участвовать в олимпиадах. Им интересно проявит себя в нестандартных ситуациях, когда надо использовать знания по предмету и в то же время «включить в работу» и смекалку, нестандартное мышление.
Организация олимпиады отработана у нас достаточно четко, сбоев пока не было.
Затруднение вызывает обработка результатов. Несмотря на четки инструкции по оформлению ответов, часто встречаются варианты «а мне так удобнее» или «я так привык».
Тем не менее, при количестве участников 25–30 человек особой задержки с оформлением не замечалось.
Ребята довольны проведенной олимпиадой, что видно из текстов их рефлексий.
---

Семенышева Анна Владимировна, учитель биологии высшей категории, гимназия № 80, г. Нижний Новгород

Надеюсь на победу 11-х классов. Вопросы хорошие, заставляют думать, предполагать, сопоставлять, ставить опыты. Это всегда интересно! Легче всего работа шла с вопросами-заданиями, которые рассматривались в курсе биологии, хотя бы ознакомительно. Трудности - в постановке опытов: цели, оборудование.
Хотелось бы, чтобы олимпиада была не в один тур.
---

Ермошина Светлана Николаевна, заместитель директора по информатизации, гимназия № 80, г. Нижний Новгород

В дистанционной олимпиаде Центра Ейдос учащиеся нашей гимназии приняли участие впервые, хотя опыт дистанционных турниров, олимпиад есть, были и призовые места (Воронеж, «Радуга»- для начальной школы). Ученики и педагоги ожидали интересной работы, необычных заданий, возможности проявить себя в предметной области, укрепления своего авторитета среди сверстников (в гимназии престижно учиться хорошо, приветствуются победы в соревнованиях любого уровня), расширения и углубления знаний по биологии. Наши ожидания сбылись. Работа была очень напряженной, творческой.
Но наша команда, в силу объективных причин, очень поздно зарегистрировалась. Соответственно все документы были получены поздно. Как следствие, малое время на их изучение, на подготовку к проведению олимпиады. Но это наша вина и проблема. Большое спасибо за понимание и возможность все-таки принять команде гимназии участие в соревновании.
Олимпиада проводилась в медиацентре гимназии, каждому участнику был предоставлен компьютер.
Занятия были перенесены в кабинет информатики и учащиеся в тишине, спокойно могли работать. Впечатления детей очень неплохие. Им понравилось, что даже не очень сильные биологи-гимназисты смогли поучаствовать в олимпиаде.
Трудности – высокая стоимость участия. (Нам непросто было изыскать средства. Спасибо директору гимназии - Валентине Витальевне Гречухиной, которая изыскала средства для частичной оплаты регистрационного взноса.)
Хотелось бы, чтобы условия проведения олимпиады, ее график были более подробно освещены в рекламных материалах. Именно отсюда были большие проблемы у организаторов в гимназии.
---

Волхонская Светлана Анатольевна, учитель биологии, МОУ СОШ №26 г. Мирного.

1. Каковы были мои ожидания от участия в этой олимпиаде?
Хотелось посмотреть, как дети справятся с исследовательскими заданиями, привлечь как можно больше участников, но, к сожалению, многие отказывались из-за оплаты. Несколько человек заболели.
2. В чем были особенности подготовки к олимпиаде?
Поскольку такая олимпиада проводится впервые, то трудно было представить, какие будут задания. Хотя дети знакомы с исследовательской деятельностью, разрабатывали собственные проекты, проводили мини-исследования. При подготовке мы использовали задания олимпиад по биологии за прошлые годы, знакомились с работами учащихся, обсуждали их.
3. Как происходило выполнение учениками заданий?
В 5 классе особых проблем не возникло. А вот в 6 – х, ребята очень устали, поскольку задания оказались очень объемные. Выполнив первые два задания, дальше уже у многих просто не было сил, что конечно отразилось на качестве работ.
4. Каковы наиболее удачные способы организации олимпиады?
В этом году ребята сами оформляли свои работы на компьютере, правда, для меня это только добавило работы. Поскольку толком работать они еще не умеют, было много ошибок, пришлось помучиться.
5. В чем и благодаря чему участникам удалось лучше всего проявить себя?
Дети были спокойны, настроены на плодотворную работу, очень ждали олимпиаду. Думаю, остались довольны.
6. Каковы были основные трудности и проблемы? Как они преодолевались?
Самая большая трудность заключалась в том, что олимпиада проходила в разгар учебной недели, скоро конец четверти, дети загружены, все это очень мешало. Но в день проведения олимпиады, ребят от уроков освободили. Ну и как всегда, не столько пишем олимпиаду, сколько ее оформляем. Уж больно строгие требования. Хотя это, наверное, правильно.
1. Замечания и предложения на будущее (себе, коллегам, организаторам олимпиады).
Коллегам – обязательно участвовать в таких олимпиадах. Они очень нравятся детям.
Организаторам - Во-первых, по возможности проводить олимпиады в каникулярный период. Во-вторых, если участвует более 30 человек, нужно чуть больше времени отводить на оформление работ, хотя бы 4 дня, а не 3. Спасибо.
---

Буйских Елена Николаевна, учитель биологии МОУ «Медведевская средняя общеобразовательная школа №3 имени 50-летия Медведевского района» п. Медведево Республики Марий Эл

1.Горячее желание увидеть интересные и разнообразные ответы своих подопечных, удовлетворение на лицах ребят, их готовность работать с желанием.
2.Как таковых подготовок к данной олимпиаде не было, только советы по поводу чтения дополнительной литературы.
3.Выполнение заданий происходило самостоятельно обучающимися в течение времени, отведенного на выполнение.
4.Освобождение детей от всех уроков.
5.Благодаря своей собранности, терпению, желанию победить, продемонстрировать свои возможности, сравнить свои знания со своими сверстниками по России. Лучше других им удалось выполнить задание про портфель, не совсем хорошо справились с космонавтикой. По-моему мнению дети не совсем понимали сущность вопроса, так как вопрос был из области физики, которую они будут изучать только в 7 классе.
6.Самая большая трудность для меня заключалась в агитации детей на данную олимпиаду (материальная сторона дела очень важна), трудно досталось убедить родителей в необходимости платить за нее. Но настойчивость и терпение помогли справиться. И еще мне помогло то, что мои ученики уже участвовали в этой олимпиаде (есть чем гордиться).
7.Необходим опыт в проведении, т.е. участвовать нужно каждый год (обязательно). Не жалеть собственных денег и доплачивать хоть часть за олимпиаду. Высылать грамоты и сертификаты для награждения всех участников, не только призеров и лауреатов.
---

Загороднева Нина Митрофановна, учитель биологии школа N 33, город Комсомольск-на-Амуре:

Мои ученики уже 2 раз участвуют во Всероссийской биологической олимпиаде. Задание этой олимпиады отличаются от заданий предыдущих олимпиад, они сложные, неординарные, требуют творческого мышления и креативного подхода к решению ситуации. Участие ребят в олимпиаде помогает расширить их кругозор, узнать много нового и интересного. Олимпиада помогает выработать умение искать более сложные пути решения вопросов, преодолевать сложившиеся трудности. Задание данной олимпиады представлены разными разделами биологии, поэтому вызывают к себе неподдельное любопытство. Хочется выразить слова благодарности организаторам за провидение биологической исследовательской олимпиады.
---

Серебреникова Галина Витальевна, учитель биологии, географии и экономики, школа N 33, город Комсомольск-на-Амуре

Замечательна «всегда положительная» реакция ребят на уже проведенную олимпиаду. Но если бы организаторы видели возмущенно-расстроенные лица детей при первом прочтении вопросов. Они «плачут», хотят все бросить и уйти. Не все доходят до конца… не все могут победить все вопросы. Но состояние эйфории во время анализа уже пройденной олимпиады, когда можно делиться собственными гипотезами и спорить не сравнимо ни с чем. И когда дети расходятся и звучит «можно на уроке разобрать вопросы». И ты понимаешь, что урок по программе будет сорван(?). Это классно. Дети придут на этот урок за ЗНАНИЯМИ, но готовые сомневаться и спорить с самим Учителем! Ради этого стоит «ночевать» в школе. Спасибо за олимпиаду.
---

Павлова Елена Владимировна, учитель начальных классов, школа N26, п. Ильинский Раменского р-на Московской обл.

Вот и снова в этом учебном году мы принимаем участие в дистанционных эвристических олимпиадах. Начало – олимпиада по биологии. Мои ученики очень любят все, что связано с природой, окружающим миром. Ребята с огромным удовольствием приняли участие в этой олимпиаде. Задания были очень интересными, требующими от ребят не просто знаний, а способности мыслить и фантазировать.
Первое задание понравилось ребятам еще увлекательной экскурсией по школьному двору в поисках листьев и наблюдением за ними. Правда, наблюдать мешал снег, который вдруг решил пойти, листья были все укрыты снегом. Ребята были в восторге! Очень много спорили, рассуждали и получали от этого удовольствие.
Трудности возникли при составлении опыта во 2 задании. Но в основном я довольна тем, как они выполнили это задание.
3 задание было очень веселым, так как поступило очень много предложений директору школы! Ребята отнеслись очень серьезно к теме загрязнения воздуха.
Спасибо организаторам олимпиады!

---

Чмелева Елена Николаевна, учитель информатики, школа N26, п. Ильинский Раменского р-на Московской обл.

Эта олимпиада у нас первая в этом учебном году. Биология – предмет, который касается каждого (в той или иной мере) не только в школьной, но и в обычной жизни. По крайней мере, это явно ребята отмечают. Поэтому интересно. Тем более – олимпиада-исследование. Исследовать, проводить опыты, экспериментировать – это как раз то, что нужно. Задания сложные, но это никого не пугает, так как дети уже привыкли.
Хуже всего 9-классники, на мой взгляд, справились с заданием 1: увлекшись сочинением беседы с Леонардо да Винчи, ребята забыли, что надо было обсудить Способы исследования строения мышц, а не те знания, которые им мог передать ученый. Наибольший интерес у ребят вызвало задание «Перекушу и побегу» – оно оказалось очень жизненным и «вкусным».
Третьеклассники, выйдя на улицу, слегка забыли, зачем они туда пошли ?. Задания «с выходом» всегда очень привлекают ребят. Но 3-классникам трудно еще выполнять такие объемные задания (как, например, первое и третье), поэтому сделали далеко не все, что могли. На мой взгляд, для учеников 3 класса можно было дать два задания – первое и второе или второе и третье. Тогда они могли больше внимания и сил приложить к их выполнению.
Самый главный результат – это то, что все ребята остались довольны тем, что они делали, довольны собой и своей работой, и еще раз убедились, что в жизни «все связано со всем» :)
Спасибо!
---

Титова Людмила Владимировна, учитель биологии, Гимназия № 17, г.о. Электросталь

В дистанционной олимпиаде принимала участие впервые. Было интересно узнать специфику заданий и уровень их сложности. В ходе подготовки к олимпиаде многие дети расширили биологические знания, повысили свой уровень владения компьютером. Учащиеся выполняли задания с большим интересом. Благодаря олимпиаде учащиеся могли проявить свои творческие способности, неординарность мышления.
---

Писковатскова Татьяна Васильевна, учитель биологии, Гимназия № 17, г.о. Электросталь

Мне хотелось, чтобы мои ученики проявили себя с лучшей стороны, показав свои знания и креативность.
При подготовке к олимпиаде были изучены и отработаны методы и приемы проведения исследования, проведено несколько исследовательских работ.
Олимпиада проводилась в комфортных условиях. Каждый ребенок имел возможность работы на компьютере. Времени для размышления и выполнения работы было достаточно.
Наиболее удачный способ проведения олимпиады, когда ребенок оснащен всем необходимым: обладает определенными знания по данному предмету, один работает на машине и не ограничен во времени.
Участники лучше проявили себя, свои знания, отвечая на вопросы, которые их наиболее заинтересовали и предполагали интересную форму ответа.
Некоторые вопросы были трудны в выполнении, так как еще данные темы не изучались и не рассматривались на уроке.
Снизить стоимость участия в олимпиаде, для привлечения большего количества детей.
---

Соловьёва Ольга Рудольфовна, зам. директора по НМР, гимназия №17 г.о. Электросталь

1. Мы в четвёртый раз принимаем участие в дистанционной олимпиаде, хотелось узнать уровень сложности заданий по биологии, их особенность и направленность, уровень подготовки учащихся к подобному испытанию.
2. Потребовалась специальная подготовка компьютерного класса, подключение дополнительного количества компьютеров к сети Интернет.
3. Задания не вызвали у детей вопросов, дети сразу приступили к выполнению заданий.
4. Необходимо заранее готовить компьютерный класс для проведения олимпиады.
5. Во всех заданиях участники проявили свои умственные способности, поэтому выделить наиболее сложные задания сложно.
6. Основная трудность ? большой объем заданий, ограниченность во времени.
7. Новый вид олимпиады вызывает интерес у учащихся, позволяет приобрести опыт выполнения качественно новых заданий, требующих владения информационно-коммуникационными технологиями.
---

Солопенко Альмира Нурмахметовна, учитель МОУ СОШ № 4 г. Дальнереченск

Во-первых, хотелось посмотреть, что представляют эвристические олимпиады от обычных школьных и городских. Конечно, задания данной олимпиады позволяют проявить творчество, отойти от стереотипа мыслить по шаблону. Основной трудностью при подготовке и проведении олимпиады было оторвать мысли ребят от школьного учебника. На мой взгляд, дается мало времени, в школе Интернет есть, но подключение отсутствует. Во время проведения олимпиады ребята учатся, также работает учитель- предметник, локальный координатор. Мы живем в обычном провинциальном городе и не у каждого в квартире есть доступ к компьютеру и к Интернету. Поэтому реально можно приступит к выполнению заданий только после обеда, фактически работа выполнялась с 1500 – 1900 ч. Оформление работы и отсылка полностью легла на плечи локального координатора. Поэтому работу отослала вторично, так как в первый раз в документе было не выдержано оформление, извините. В целом олимпиада была интересной и познавательной.
---

Власова Татьяна Леонидовна, учитель химии и биологии, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Грайворона, г. Грайворон.

Все вопросы очень интересны и познавательны. Они заставляют ученика думать иразмышлять, высказывать свои суждения, делать выводы. Но у нас было очень маловремени.

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх