EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Согласитесь, что дети как птицы. У них тоже растут крылья...»
Иванова Л.А., учитель физики и астрономии, школа №30, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыБиология 2007Говорят учителя
 
*

БИОЛОГИЯ

Результаты IV-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии

26 апреля 2007 года

Говорят учителя

Шлеина Тамара Ивановна, учитель биология и экологии, гимназия №2, Южно-Сахалинск
1. Мои ожидания от участия в этой олимпиаде это ожидания необычных заданий и непривычных формулировок вопросов.
2. Специальной подготовки к олимпиадам «Эйдос» нет, просто на уроках стараемся, по возможности, предлагать задания такого рода.
3. Выполнение заданий учениками происходило следующим образом - учащиеся получали задания и краткий инструктаж учителя по его выполнению, затем они приступали к самостоятельному выполнению заданий.
4.У нас в гимназии уже сложилась определенная традиция организации и проведения олимпиад «Эйдос». Составляем список желающих участвовать в олимпиаде по тому или иному предмету (желающих, как правило, много, поэтому приходится ограничивать список пропускной способностью кабинетов информатики). В день проведения олимпиады учащиеся могут не посещать уроки, они приходят к тому времени, когда для них начинается олимпиада. График проведения очень плотный, т.к. кабинеты информатики освобождаются только после учебных занятий в первую смену. Конечно, в такой организации олимпиад есть ощутимые минусы, но мы исходим из наших реалий.
5. Для участников олимпиады те задания, в которых они лучше проявили себя, оказались разными, так как у них разный уровень знаний, творческого подхода к решаемой задаче и просто разный кругозор.
6. Основные трудности и проблемы - это необходимость тщательного продумывания каждого задания, необходимость доведения начатого дела до конца, причем наилучшим способом.
7. У меня нет особых замечаний к организаторам олимпиад, предложение же на будущее – организаторам олимпиад продолжать поиск новых интересных задач, а себе и коллегам увеличить объем заданий на уроках творческого характера.
---

Дерышева Ирина Евгеньевна, учитель Железногорской санаторно-лесной школы
Ольга участвовала в подобной олимпиаде впервые. Прочитав вопросы, была очень удивлена и даже обескуражена их необычностью, хотя подготовительная работа была проведена.
Оля не могла собраться с мыслями какое-то время, но потом идеи стали появляться, и работа пошла. Наибольшие трудности составил вопрос № 5 про версию возникновения жизни на Земле. Оля почему-то не могла понять смысла задания, отвечала не на поставленный вопрос, а на нечто придуманное ею. Разобралась только к концу олимпиады и не успела записать свои идеи.
Оля осталась очень довольна олимпиадой. Был заметен ее неподдельный интерес к заданиям. И хотя времени она затратила очень много на решение, усталости не было заметно.
---

Бушаева Татьяна Викторовна, учитель биологии, МОУ "Лицей №174" г. Зеленогорск
Я ожидала, что вопросы будут теоретического характера, где можно применить знания по курсу биологии.
Наши дети все владеют навыками работы в текстовом редакторе. На уроках биологии часто применяются задания открытого типа, логические задания, работа с дополнительной литературой, расширяющая кругозор учащихся.
Ребята работали увлеченно, но поначалу присутствовала некоторая растерянность, т.к. олимпиадные вопросы были далеки от программного материала и носили прикладной характер. Их более всего заинтересовал вопрос о жизни тараканов. Выполняя это задание, они могли проявить свою фантазию.
Наиболее сложным для учащихся оказался вопрос о систематике растений, т.к. по программе Н.И. Сонина он изучается в 7 классе. Дети задавали вопросы, пользовались дополнительной литературой.
На мой взгляд, для 6-классников задания были не из легких!!!
---

Врачева Татьяна Викторовна, зам. директора по НМР, МОУ "Лицей №174" г. Зеленогорска
В эвристической олимпиаде по биологии учащиеся нашего лицея участвовали впервые. Мы использовали мобильный компьютерный класс, который купили на деньги, полученные в национальном приоритетном проекте «Образование». Некоторые технические трудности (зарядка ноутбуков, неудобные мыши и т.п.), возникающие ранее, мы учли, и в этот раз со стороны техники всё было идеально.
Детям было очень интересно работать, но чувствовалось, что вопросы для них совершенно неожиданные, т.к. многие предполагали всего лишь применить знания по биологии.
Наша подготовка заключалась в моральном настрое детей на творчество и пояснении некоторых понятий. В будущем учебном году стану привлекать и других учителей предметников к участию с детьми в эвристических олимпиадах вашего центра. Желаю организаторам не истощиться в подготовке новых заданий!!!
---

Моливер Екатерина Соломоновна, учитель биологии, МОУ "Гимназия №5", г. Юбилейный МО
С удовольствием принимала участие в организации и проведении олимпиады. Хочется отметить оригинальные задания, нацеленные на развитие у детей аналитического мышления. Мне показались сложными вопросы, связанные с учебным материалом, который будет изучаться через 2 года. Например, для шестиклассников трудным был вопрос про функции мышц языка. Наверное, стоит сопоставлять школьную программу с заданиями, и темы заданий приблизить к реальным знаниям учеников. Сложно отвечать на вопросы, связанные с постановкой каких-то экспериментов. Дети часто пытаются найти готовые ответы, а не размышлять на основе источников информации. Но в таких заданиях и проявляется оригинальность, нестандартность мышления, даже элементы исследовательского, научного подхода к проблеме. Я считаю, что подобные мероприятия повышают интерес и мотивацию к учебе, и все усилия, масса затраченной энергии, окупаются с лихвой! Молодцы, что придумали такую форму работы с детьми!
---

Фефилова Нина Владимировна, учительница биологии, Уинская СОШ, с. Уинское Пермской области
1. Ожидала, что вопросы будут более конкретными.
2. Подбирала вопросы, требующие неоднозначного решения, содержащие исследования, наблюдения, работу с разными источниками информации.
3. Ученики сначала осмыслили задания, определили пути их решения, продумали ответы и набрали текст в компьютер.
4. Заранее определить темы для того, чтобы ученики смогли поработать с разными источниками информации, а вопросы олимпиады определить более конкретные.
5. Лучше справились с вопросами олимпиады те ученики, которые занимаются научно – исследовательской работой.
6. Трудности возникли при выполнении заданий интегрированного характера. Обнаружились пробелы и в биологических вопросах, требующих точных знаний.
7. Замечаний нет. Предложение – организовать обсуждение итогов в сети.
---

Кочубей Анна Сергеевна, зам. директора по УВР, МОУ СОШ № 52, г. Уфа
Приятно осознавать, что наша школа становится участником дистанционного олимпиадного движения, которое объединяет учащихся, учителей из разных школ России. Олимпиада по биологии стала для меня еще одним открытием.
---

Волхонская Светлана Анатольевна, учитель биологии, МОУ СОШ №26 г. Мирного РС (Я).
1. Каковы были мои ожидания от участия в этой олимпиаде?
Хотелось, чтобы дети поучаствовали в олимпиаде, проявили свои способности.
2. В чем были особенности подготовки к олимпиаде?
Нужно было настроить участников на то, что в этой олимпиаде не столько важны их знания, сколько оригинальность, творчество, фантазия.
3. Как происходило выполнение учениками заданий?
Ребятам пришлось туго. В этот же день проходила городская олимпиада «Эврика» и большинство детей участвовали в ней. Поэтому пришлось выполнять задания после обеда. Дети устали, наверняка это сказалось на качестве выполнения. Но мы не расстроились. Удивительно, но дети совсем не волновались, многие задания вызывали улыбки и чувство удивления.
4. Каковы наиболее удачные способы организации олимпиады?
Мы подготовили большой информационный плакат о самой олимпиаде, ее участниках, с пожеланиями. Договорились о единой форме, приготовили бейджики. Директор школы поздравила детей с участием. Все было торжественно. Открытие состоялось в актовом зале.
5. В чем и благодаря чему участникам удалось лучше всего проявить себя?
Думаю, благодаря свободной, раскованной атмосфере, и сами задания располагали к свободному творчеству.
6. Каковы были основные трудности и проблемы? Как они преодолевались?
Основная трудность в подготовке материалов к отправке, пришлось большую часть заданий набирать самой. Дети еще не умеют пользоваться графическими редакторами. Здесь привлекала старшеклассников. Но они не все успели, так что часть доделывала сама.
7. Замечания и предложения на будущее (себе, коллегам, организаторам олимпиады).
Если возможно, предоставлять чуть больше времени на оформление.
---

Лактанова Наталья Михайловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Московской области
После довольно долгого перерыва мы вновь участвуем в олимпиаде, хотя всевозможных препон оказалось больше, чем достаточно. В школе уже несколько недель нет выхода в Интернет. В день олимпиады не смогли приехать в школу по семейным обстоятельствам сразу две зарегистрированные участницы – девочки Янковские, прежде очень успешно участвовавшие в олимпиадах по биологии. День проведения олимпиады совпал с Днём ГО в школе. И ещё, и ещё, и ещё… Так что дети в этот раз были абсолютно самостоятельны, а это не совсем хорошо.
Надеюсь, что следующее наше участие будет менее проблематичным и более успешным.
---

Власова Тамара Александровна, учитель биологии, МОУ СОШ №33, г.Комсомольск-на-Амуре
В этой олимпиаде я и мои дети участвовали впервые. Поэтому хотелось попробовать и на будущее заинтересовать большее количество учащихся. Так как мы слышали, что вопросы здесь творческого характера, то подготовиться к ней не представляется возможным. Оставалась лишь психологическая подготовка. Получив задания, все участники работали самостоятельно, не общаясь, чтобы не было шаблонных ответов. На будущее для себя я определила, что подготовку к олимпиаде такого уровня нужно начинать раньше: определять группу ребят, заинтересованных в предмете, творческих, способных к нестандартному мышлению. Коллегам предлагаю активно принимать участие, так как это даёт возможность самому совершенствоваться и видеть иное проявление ребёнка в этом виде деятельности. Организаторам на заметку: составлять вопросы для совмещённых классов с учетом изучаемых курсов предмета в равной степени.
---

Филиппова Зинаида Васильевна, учитель биологии и химии, МОУ СОШ №33, г. Комсомольск-на-Амуре
В вашей олимпиаде принимаю участие в первый раз. От олимпиады ожидала интересных вопросов для детей, они оказались действительно таковыми. Трудным оказалось комплектование команд по параллелям. Учащихся пятых и шестых классов не удалось организовать для участия. Родители отказывались платить за регистрацию ребёнка. Механизм проведения олимпиады у детей и у нас педагогов трудностей не вызвал. Считаю, что свидетельство об участии в олимпиаде для педагогов и детей стоит слишком дорого. В будущем буду организовывать детей для участия в вашем мероприятии. Для этого хотелось бы использовать вопросы вашей олимпиады в качестве домашнего задания для выявления учащихся, обладающих нестандартным мышлением.
---

Лиходеенко Ирина Викторовна, учитель биологии и географии, МОУ СОШ №33, г. Комсомольск-на-Амуре
В олимпиаде участие принимала впервые, поэтому ожидала вопросы, какими они будут? Чего-то нового, значимого, необычного. Хотелось узнать, как будут смотреться мои ученики на фоне города и даже России. Поднять значимость предмета среди школьников, может быть и уровень самооценки, если ребёнок, особенно выпускник, получит хорошую сумму балов, как ни как уровень России. На первом этапе пришлось убеждать и заинтересовывать детей, найти деньги для детей из неблагополучных семей которые хорошо учатся, и изъявили желание учувствовать в олимпиаде. Удивление у детей вызвал тот факт, что справочные пособия, по большому счету бесполезны, и не смогут им помочь. Если одиннадцатиклассники быстро адаптировались, то шестиклассники еще долго сидели с округленными глазами. Если бы Интернет работал во всех населённых пунктах, а в тех, где есть со 100% гарантией, данную форму организации олимпиады можно было бы считать идеальным. Рекомендации себе: с учетом этой олимпиады, узнав методику постановки вопросов настраивать детей на поисковый, думающий характер вопросов. Коллегам не бояться и принимать участие, а тем кто принял удачных детских ответов. Организаторам дать больше времени на ответы.
---

Серебреникова Галина Витальевна, учитель биологии, географии, экономики, школа №33, г. Комсомольск-на-Амуре
Огромное удовлетворение от затраченного на олимпиаду времени! Ребята «взбудоражены». Готовы участвовать в следующих олимпиадах. Интерес у предмету вырос, появилось много желающих проводить исследования по биологии. Приятно видеть, что нашему примеру последовала еще одна школа города – лицей №1. Учителя активно интересуются механизмом организации и участия в дистанционных эвристических олимпиадах. Смею предположить, что в следующем учебном году Комсомольск-на-Амуре будет представлен солидным количеством школ-участниц. Полностью солидарна с педагогами и детьми по вопросу нехватки времени на ответы. На мой взгляд, вопросы экспериментального характера («Язык мой…», «Таракан» и т.п.) могли бы выполняться в течение 2-3 дней и только выиграли бы по глубине и доказательности. Труднее всего шестиклассникам. Они только начали изучать биологию и на фоне семиклассников, безусловно, проигрывают в доказательности ответов. Может быть, в олимпиаде по биологии целесообразнее объединить 5-6 классы, 7-8 и 9-11. Так как в 9 классе уже изучается «Общая биология». Отдельная проблема – стоимость сертификатов и свидетельств для школьников и педагогов. Их цена явно завышена и это добавляет к «эйфории участия» нотку разочарования. Может быть, организаторы найдут возможность снизить финансовый «пресс» для неоднократных участников и организаторов? Обязательно будем участвовать в олимпиадах ЦДО «Эйдос» и в будущем.
---

Гудзовская Татьяна Анатольевна, учитель, лицей №1, г. Комсомольск-на-Амуре
Любая подготовка к олимпиадам, конкурсам, выступлениям требует от участников серьезной подготовки, работы с различными источниками информации. Задача учителя – включать в эту работу не только отличников (они принимают обычно везде активное участие). Мои ожидания оправдались от Всероссийской олимпиады, 80% учащихся команды совсем не отличники. Дети стали уверенными в себе, отношение одноклассников, учителей к некоторым изменились к лучшему.
---

Сучкова Татьяна Яковлевна, учитель биологии, директор МОУ «СОШ №3», г. Гай
Интересные задания ярко выраженного олимпиадного характера, требующие специальной подготовки детей. Мы участвовали в данной олимпиаде в первый раз, поэтому не ожидали от заданий такой сложности.
---

Лысенко Людмила Витальевна, заместитель директора по УВР, МОУ «СОШ №3», г. Гай
Заинтересовало эвристическое название олимпиады. Мы ожидали интересных, нестандартных заданий. Во время организации олимпиады, мы предложили принять участие всем желающим учащимся из 1 - 7 классов. Ученики, увидев задания, были удивлены сложностью, они пытались вспомнить учебный материал. Но затем стали предлагать свои способы решения предложенных задач. В конце олимпиады дети были довольны процессом своего труда, но им не понравилось то, что много времени потребовалось на набор ответов на компьютере. Организуя олимпиаду, мы встретились с проблемой нехватки организационной информации. Дополнительно были привлечены 4 учителя.
Предложения на будущее: Инструктивные письма высылать хотя бы за день до начала олимпиады.
---

Кулакова Татьяна Михайловна, учитель биологии, Лицей N1, г. Стерлитамак
От предстоящей олимпиады были ожидания необычных вопросов, которые заставляют на известные вещи взглянуть с необычной стороны, полёта идей, фантазии, новизны. Что и подтвердилось. В такого рода олимпиадах наши ребята участвуют впервые. Выполнение учениками заданий проходило необычно: сначала лёгкое замешательство от вопросов, потом пошёл стандартный набор предполагаемых ответов, а затем каждый углубился в свои мысли при ответах. Так как нужно было отправить в этот же день ответы, все старались и торопились. К ответам на вопросы все подошли по-разному, кто-то не мог отойти от шаблонов, а к некоторым ребятам пришло вдохновение от фантазирующих мыслей. Проблемы возникли с оплатой участия и свидетельств. Желательно (если есть такая возможность) найти способы снижения стоимости участия в олимпиаде. Это является ограничителем для многих желающих принять участие в олимпиаде, особенно ребят из малообеспеченных семей. В целом вопросы олимпиады понравились, заставляют думать, экспериментировать.
---

Поликарпова Людмила Вениаминовна, учитель информатики, Лицей N1, г. Стерлитамак
Я ожидала, что работа в роли локального координатора будет гораздо проще и на это уйдет меньше физических усилий и затрат времени (хотя есть опыт программиста районного центра по обработки бланков ЕГЭ, был такой эксперимент). Информация о технической стороне работы по олимпиаде на сайте и в присылаемых инструкциях очень подробная и это хорошо, но структура информации плохо просматривается, много дублирования, есть неточности (двоякое понимание). Например, в присланном шаблоне (электронный вариант) и инструкции (стр.10) несколько отличается оформление и т.д. Достаточно сложно уложиться по времени именно из-за огромного количества оговорок и требований в оформлении. Все принимавшие участие в олимпиаде учащиеся нашего лицея свободно владеют компьютером, но тем не менее, много времени потратили на оформление, ведь до этого они уже долго работали с фактическим материалом и устали. Хотелось бы принимать участие и в дальнейшем, ведь такие олимпиады развивают учащихся, но при этом хотелось, чтобы процедура оформления была проще.
---

Данилова Ольга Михайловна, учитель биологии МОУ Брединской СОШ №1 п. Бреды
Мне понравилась данная олимпиада по биологии которая охватила детей 6-10 классов тем, что вопросы олимпиады были не по программному материалу, а на были направлены на сообразительность и фантазию детей. В олимпиаде приняли участие дети с разным уровнем знаний. При подготовке к олимпиаде дети читали дополнительную литературу используя различные источники. Каждый ребенок постарался выразить свои знания по различным вопросам придумывая свои версии ответов. Данная версия олимпиады меня как учителя устраивает, но для сельской местности цена довольно высокая и для участия в ней детей приходилось уговаривать.
---

Исаева Ольга Юрьевна, локальный координатор. МОУ Брединской СОШ №1 п. Бреды
Все приходит с опытом. Мы принимаем участие уже в третьей олимпиаде. Все они очень интересны, разнообразны. Уважаемые педагоги уделяйте как можно больше времени для развития творческих способностей, нестандартности мышления детей. Творческая личность – «свободная» личность.
---

Трошина Галина Евгеньевна, учитель биологии и химии, МОУ СОШ N10, г. Апатиты
Я ожидала новых впечатлений, новых знаний, интереса учеников к новому и неординарному проведению олимпиады, проблем в организации - и все это я получила сполна.
Так как это наше первое участие в подобной олимпиаде и до 24 апреля мы даже не представляли себе характера будущих заданий, то никакой специальной подготовки не проводилось. Мы хотели сначала поучаствовать в олимпиаде по экологии, даже заказали электронное издание по экологии, но по причинам, не зависящим от нас (а от требований бухгалтерии ГОРОО), 100%-ная оплата за участие прошла с опозданием. Поэтому решили принять участие в олимпиаде по биологии. Участников я не отбирала по оценкам и знаниям, а рассказала на уроках о центре «Эйдос» и об олимпиаде (что знала), спросила, кто хочет попробовать свои силы.
Утро 26 апреля началось с проблем. Я вовремя получила задания, распечатала их, но оказалось, что для участников нет свободного кабинета, хотя еще за неделю до олимпиады я просила завуча выделить кабинет; у нас частенько не хватает классов, т. к. школа большая и часть детей учится во вторую смену. Все-таки к 11.00 освободился читальный зал библиотеки, и дети сели готовиться. Я не могла оказать им никакой помощи, потому что, у меня самой было 6 уроков, приходила к ребятам на переменах. Когда в 14.00 я освободилась, ребята уже были в компьютерном классе и печатали свои ответы.
Пока ничего толкового не могу сказать об удачных способах организации олимпиады в школе, знаю только, что быть одновременно в нескольких местах (в читальном зале, компьютерном классе и вести урок) невозможно, и знаю, что без помощников не обойтись. Я очень благодарна коллегам, которые помогли мне и поддержали в трудную минуту: Фадеевой М. Н.- учителю информатики, Абасалиевой Ж. М.- библиотекарю; студенту-практиканту ХТК Суханову Артему. Даже не представляю себе, чтобы я без них делала!
В компьютерном классе дети с увлечением работали. От некоторых ответов я была в ужасе, но не стала дергать детей и исправлять, портить им настроение, сбивать с ритма, т. к. понимала, что сама виновата, не оказав им помощи в нужное время.
Первая проблема была такая: уговорить директора принять участие в олимпиаде и оплатить счет (на это ушло более 3-х месяцев).
Вторая проблема: бухгалтерия ГОРОО никак не хотела сразу провести 100% оплату, только 30% (на решение этой проблемы ушло почти 2 месяца).
Третья проблема: поддержка и понимание завучей: расписание; свободный кабинет, компьютерный класс, освобождение от уроков координатора (или перенос их на метод день).
Замечания и предложения:
• Себе: не бери на себя слишком много, быть одновременно учителем, локальным координатором и организатором олимпиады в школе почти невозможно!
• Коллегам: надо попробовать эвристическую олимпиаду на «вкус» самому!
• Организаторам олимпиады: мы подали заявку на участие 9 апреля, а получили инструкции, рекомендации, требования и т.д. только за 2 дня до олимпиады! Поздно.
Большое спасибо за то, что дети получили истинное удовольствие, участвуя в этой олимпиаде.
---

Уткина Татьяна Валерьевна, учитель биологии высшей квалификационной категории, МОУСОШ №25, г. Златоуст
Участие в олимпиаде «Эйдос» приносит мне положительные эмоции. С одной стороны она требует большой концентрации внимания и времени при оформлении и отправки выполненных работ, а с другой стороны позволяет увидеть и оценить возможности учеников, которые не могут себя реализовать в тематических Олимпиадах, требующих фундаментальных знаний. Хотелось бы особо отметить тематику вопросов. Все предложенные вопросы не требуют особых знаний и в тоже время заставляют учеников мыслить, выдвигать свои точки зрения, гипотезы и экспериментировать.
---

Рябцовская Н.П., учитель биологии, школа №11, г. Байкальск
Было любопытно узнать, насколько хорошо дети ориентируются в вопросах, не касающихся программы учебника. Особой подготовки не было, все зависит от познавательной активности учащихся. Интересные вопросы, с которыми не только учащиеся пошли домой, но и я. И тщательно обдумывала выполнение заданий про муравьев и нашла несколько способов, как их можно подсчитать. Спасибо всем организаторам! С удовольствием буду принимать участие в следующих олимпиадах.

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх