EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Сегодня я увидела своих ребят серьёзными и вдумчивыми людьми.»
Крапивина Елена Станиславовна, учитель биологии, МОУ СОШ N 13, г.Кыштым
Эвристические олимпиады Биология 2008 Говорят учителя
 
*

БИОЛОГИЯ

Результаты VII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии (исследования)

9 октября 2008 года

Говорят учителя

Шлеина Тамара Ивановна, учитель биологии, гимназия N 2, Южно-Сахалинск

1.Ожидания от участия в данной олимпиаде традиционные – интересных и необычных вопросов и задач.
2. Специальной подготовки к олимпиадам «Эйдос» мы не проводим.
3. Ученики, получив задание, самостоятельно отвечали на вопросы и задания, проделывали опыт.
4. Организация олимпиады у нас традиционная – отбираем среди желающих определенное количество ребят с учетом вместимости кабинета информатики. Участвующие в олимпиаде ребята приходят в день олимпиады к концу учебных занятий, получают задание, обдумывают ответы и набирают их на компьютере.
5. В разных заданиях учащиеся проявляют себя по-разному. Это зависит от уровня знаний учащихся, внимательности, сообразительности, умения применять знания в нестандартных ситуациях.
6.Особых трудностей и проблем не было, а если и возникали, то преодолевались с помощью знаний.
---

Денисова Татьяна Андреевна МОУ СОШ р.п. Пушкино, Советского района, Саратовской области

Направление развития логического мышления в фантастических условиях, развитие абстрактного мышления, основанного на знаниях физики, биологии и т.д. Формирование и поощрение неординарного мышления. Для учителя сложностей не было: задания получены во время, организация проведения олимпиады была хорошая. Планирую дальнейшее участие в подобной олимпиаде с привлечением большего количества учащихся. Это был наш первый опыт, надеюсь – удачный.
---

Закрой Наталья Евгеньевна МОУ СОШ N 2 р.п. Степное, Советского района, Саратовской области

Мои ожидания от участия в олимпиаде: определить и выявить уровень подготовки моих учеников в сравнении с другими участниками; получить оценку собственного труда, понять в том ли направлении работаю (возможно, предстоит что-то изменить); ожидала, что задания будут конкретные, направленные на проверку теоретических знаний биологии; ожидала заданий в виде тестов. В связи с моими ожиданиями была организована подготовка к олимпиаде: работа с тестами, чтение занимательной литературы по биологии, работа с наглядными материалами (гербарии, коллекции, муляжи и т.д.) Задания олимпиады ученики выполняли в отдельном кабинете, индивидуально, в присутствии учителя. На мой взгляд, такая форма организации олимпиады наиболее удачная. Никаких проблем при проведении олимпиады не возникло. Предложения на будущее одно: взнос на участие в олимпиаде должен быть меньше, тогда участников олимпиады будет больше. Дети смогут участвовать в олимпиаде по нескольким предметам.
---

Рахманкулов Рашид Рафаильевич, руководитель муниципального информационно-методического центра Советского района, р.п. Степное

Опираясь на учителей-предметников, смог организовать спокойную работу участников в трех разных школах района. Задания олимпиады очень интересны, направлены на логическое и творческое мышление ребенка. Мы взрослые, посмотрев задание, что изображено на фото, высказали каждый свое мнение. А что тогда говорить о детях, у которых фантазия работает куда быстрее. Трудности были в отсутствии в школах программы Adobe Acrobat, которая читает материалы олимпиады. Пришлось проехаться по школам, раздавая материалы заданий. Но это первый опыт участия нескольких школ. Поэтому эту трудность, точнее проблему исправим. Потом удивило: задания для 9-11 классов, а группы 8-9 и 10-11. То есть получается, что одна возрастная группа 8-9, а задания разные. Думаю, что будем сотрудничать, потому что направление олимпиады необычно и интересно не только ученикам, но и учителям.
---

Волхонская Светлана Анатольевна, учитель биологии, МОУ СОШ N 26 г. Мирного

Мы уже во второй раз принимаем участие в олимпиаде по биологии (исследования). Как всегда мне было очень интересно посмотреть, как дети справятся с заданиями. В этом году желающих оказалось очень много, но запрещать кому то участвовать нет смысла. Ребята уже хорошо представляют, что задания олимпиады не «знаниевые», а предполагают собственные размышления, предположения, рассчитаны на творческий, нестандартный подход. Думаю, именно это их и привлекает в таких олимпиадах.
При подготовке, мы, прежде всего, знакомились с критериями оценки работ. Как выполнять задания, какие это могут быть задания. Разбирали с детьми задания предыдущих олимпиад и возможные подходы к их решению.
Сначала ребята выполняли работу на листочках, а затем, печатали на компьютере. Задания были очень интересные, вызывали удивление у детей. Думаю, им они тоже понравились. В ходе выполнения работы было интересно наблюдать, как дети искренне радуются собственным открытиям, проявляют желание «докапаться» до истины. Я рада, что дети имеют возможность соревноваться со своими сверстниками именно в таких олимпиадах, я их приветствую. К сожалению, государственные олимпиады, преимущественно нацелены на проверку «формальных» знаний. Но какие способности можно проверить с помощью тестов?
Дети уже достаточно хорошо умеют пользоваться компьютером, поэтому техническая сторона прошла слаженно.
Дети были спокойны, настроены на плодотворную работу, очень ждали олимпиаду. Думаю, остались довольны. Трудностей в этот раз оказалось так много, что порой опускались руки. Но в большей степени они затрагивают внутришкольные проблемы, думаю, нет смысла о них подробно говорить. Но все эти трудности уходят на задний план, когда видишь азарт в глазах детей, их желание участвовать и победить, их заинтересованность.
Замечания и предложения на будущее (себе, коллегам, организаторам олимпиады).
Коллегам – обязательно участвовать в таких олимпиадах. Они очень нравятся детям. Организаторам – большое спасибо за такие замечательные вопросы.
---

Крапивина Елена Станиславовна, учитель биологии, МОУ СОШ N 13, г.Кыштым

Сегодня я увидела своих ребят серьёзными и вдумчивыми людьми. Оказывается, они знают очень много и могут применить свои знания. Первые два часа все плодотворно работали над вопросами. Потом наступил период «ступора». Пришлось убеждать ребят, что они движутся в правильном направлении и начатое бросать не стоит. А после четырёх часов работы – у них словно «открылось второе дыхание». Я была счастлива!
Дети достаточно умело организуют свою самостоятельную работу, умеют анализировать информацию и делать выводы – это помогло им.
Труднее всего было заставить ребят поверить в свои силы и не отчаиваться, если не всё получается.
---

Чмелева Елена Николаевна, учитель информатики, школа N 26, п. Ильинский Раменского р-на Московской обл.

В олимпиаде по биологии в этот раз принимали участие ребята 7-8 классов, которые еще ни разу не участвовали и не очень представляли себе, что такое эвристическая олимпиада. Решение об участии в олимпиаде приняли практически в последний момент, поэтому у учителя не было возможности подготовить детей. Это, конечно, повлияло на качество работ.
Но все-таки ребята молодцы, справились. Главное, что не испугались необычности олимпиады и трудностей. Самое захватывающее происходило при выполнении 4 задания. Никто не ожидал, что надо сравнивать рыбку и фасолину J. Да еще это надо было где-то добыть: рыбки в аквариуме нашлись в кабинете биологии, а фасоль, оказывается, есть в кабинете физики! Было очень интересно! И детям – проводить исследование, и мне – наблюдать за ними.
Ребята оооочень устали, но были по-настоящему довольны своей работой и вообще этим днем. Вот что еще интересно: в этот раз, выполняя рефлексию, можно было рисовать – это самая классная идея! J Те, кто, казалось, уже были совсем без сил, вдруг оживились, стали фантазировать и рисовать, как будто не было нескольких напряженных рабочих часов. Спасибо организаторам за такой подарок! Отличное завершение отличного дня!
---

Егорова Надежда Николаевна, учитель биологии и химии МОУ "СОШ N 12 с УИИЯ"

В олимпиаде такой формы принимаю участие в первый раз. Поэтому ожидала задания или в виде тестов, или в виде биологических задач, более приближенных к теоретическому материалу, или традиционным олимпиадам. В связи с этим и подготовка к олимпиаде была традиционной – повторение терминов, теории, особенностей строения и т.д.
Предложенные задания учащихся удивили и вызвали в первый момент растерянность. Но по прошествии времени появился интерес и даже соревновательный азарт. Некоторые вопросы вызывали споры и необходимость коллективного обсуждения, желание поделиться своими мыслями и идеями.
К удачным заданиям, на мой взгляд можно отнести использование эвристического метода в первом задании, сочинение от имени паука, проведение опыта.
Ребята лучше всего проявили себя в наблюдениях, поиске истины, в творческой работе, проявили тактичность и способность работы индивидуально и коллективом.
Трудности вызывали некоторые вопросы заданий (слово «мандрагора», количество способов выращивания необычного корнеплода.). Чтобы выполнить эти задания мы прибегали к коллективному обсуждению.
Для подготовки к олимпиаде необходимо включить такие задания из книг с занимательными вопросами и задачами, читать больше дополнительной литературы.
Заполнение таблиц такого характера не вызывают особого энтузиазма и интереса у учащихся.
---

Сотникова Татьяна Анатольевна – учитель биологии

Я ожидала интереса детей к данной олимпиаде, тем более что она называлась «исследования».
Я ожидала задания практического характера: закладка опытов, проведение наблюдений…
Некоторые показались очень простыми. Не было заданий практического характера . Вопросы обсуждались всеми участниками: ребята высказывали своё мнение, спорили, отстаивали свою точку зрения. Понравился опыт с фасолью.
Интересно было работать над заданиями № 1, 3,4. Особенно интересно обсуждались возможности человека-паука. Ребята в этом задании смогли проявить свою фантазию.
Не все ребята знали о мандрагоре. Но это послужило поводом для беседы с ребятами. Совместные обсуждения, поддержка педагогов позволили ребятам справится с заданиями.
---

Аношина Оксана Георгиевна, учитель биологии МОУ СОШ N 27 с углубленным изучением отдельных предметов г. Балаково Саратовской области

В олимпиаде по биологии (исследования) мы участвуем впервые. Конечно, интересен материал заданий. Особенно понравились задания для 9-11 классов. Трудно отобрать из существующих олимпиад более интересную. Предварительно участники познакомились с правилами проведения олимпиады. В этот день их освободили от основных учебных занятий. Участники сами справлялись с заданием, за исключением оформления и отправки готовых работ. Фото природных объектов (листьев) решили сделать взамен рисунков. В школьном дворе ребята выбрали объёкт исследования. Очень хорошо, когда с учащимися работают учителя в школе т. к. дома (самостоятельно) трудно ознакомиться со всеми инструкциями. Проявили себя участники совсем неожиданно, оказалось, что кормить птиц будет сложено т.к. постоянно подходили желающие помочь и посмотреть. Задание по изучению реакции на раздражение очень понравилось ребятам. А в 9 классе определение природного объекта даже вызвало дискуссию с учителем. Участник видел, то жемчужины, то капельки ртути, то искусственный субстрат. Продолжим обязательно участие в олимпиадах. Теперь у нас есть полная информация о процедуре проведения, опыт организации олимпиады в школе среди разных возрастных групп. Пожелания Себе: привлекать больше учащихся, интересующихся предметом. Коллегам: активнее участвовать в мероприятиях, проводимых ЦДО «Эйдос». Организаторам: творческих находок и жизненной энергии.
---

Ботов Геннадий Александрович, учитель биологии, МОУ "Алабугская СОШ", с. Алабуга, Челябинская обл., Красноармейский р-н

На сей раз подкупил профиль биологической олимпиады – исследование, что было любопытно для детей и меня, потому при подготовке уделил внимание на практическую направленность, связь предмета с жизнью.
У меня участвовали два мальчика из 5 и 10 классов. Первому были необходимы психологический настрой и практическая помощь для проведения опытов и наблюдений (подготовка теплой и холодной воды, подбор корма для птиц). Мы живем в селе, где рядом со школой лес, и у ребенка была возможность «пообщаться» с выбранным деревом, погода была хорошая, и сколько впечатлений он привез из леса (ездил на велосипеде). Старшеклассник сразу сел за компьютер и печатал ответы, отрываясь на проведение опытов и привлекая одноклассницу с длинными волосами, которая пожертвовала частью их в качестве необходимого оборудования.
Удобным было в этом году, что задания пришли гораздо раньше, было больше времени для проведения наблюдений и поисков истины. Трудности возникли с первым заданием старших классов (показались слишком правильными геометрически шарообразные формы организмов), пришлось много перелистать научной литературы.
Олимпиада не только способствует мыслительной деятельности, но развивает творческие способности, волю, желание докопаться до сути. У детей рождается много идей, поиски истины ограничены во времени (это тоже ценно). Свои знания, догадки они уточняют с данными из книг и интернета и тогда чувствуют себя более научно подкованными. Немного уставшие, но испытывающие удовлетворенность, желают попробовать себя и в других олимпиадах.
---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос" - http://www.eidos.ru/shop/

Все олимпиады >>

  вверх
вверх