EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Мне было интересно слушать, как мыслят дети ...»
Красноперова Елена Михайловна, учитель биологии, МОУ Полесская СОШ, г. Полесск
Эвристические олимпиады Биология 2008Говорят учителя
 
*

БИОЛОГИЯ

Результаты VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по биологии

24 апреля 2008 года

Говорят учителя

Ботов Геннадий Александрович, учитель биологии, МОУ "Алабугская СОШ", с. Алабуга Челябинская область

За 40 лет работы в школе мои ученики участвовали в разного рода олимпиадах, замечательно, что представилась возможность участвовать в дистанционной. Меня, в первую очередь, привлекла новая форма проведения, к сожалению, о которой мы узнали поздно. Потому специальной подготовки именно к эвристической олимпиаде не проводилось, по этой же причине не смогли воспользоваться помощью электронного магазина. Потому мне, как и детям, было интересно и волнительно узнать характер заданий. Показалось, что ребята, ознакомившись с содержанием вопросов, сначала воспрянули духом и проявили хороший настрой. Но на самом деле, оказалось все сложнее, чем предполагалось, т. к. высказывать идеи куда сложнее, нежели излагать готовые знания. Но дети не сломились, желание творить не угасло, хотя оказалась одна паникерша. В ходе погружения ребят в ответы интересно было наблюдать, как они проявляют радость открытий, переживают душевное волнение от избытка скрытых чувств, проявляют желание «копаться» в голове. Я всегда приветствовал такие олимпиадные задания, которые, к сожалению, в настоящее время заменяют тестами.
---

Дегтярева Елена Вячеславовна, зам. директора УВР, МОУ "Алабугская СОШ", с. Алабуга Челябинская обл.

Я очень люблю работать с одаренными детьми, эвристическая олимпиада выявляет и развивает талантливость учащихся. Наша школа находится очень далеко от центров (районных, областных), проживая в сельской глубинке, мы рады принимать участие в любых интересных начинаниях, конкурсах, олимпиадах. Для нас эвристическая олимпиада – новое интересное дело. Ожидания себя оправдали: ребята сами ходили и настойчиво требовали принять участие в олимпиаде.
Подготовки особой не было, обычное штудирование дополнительной литературы, справочников, энциклопедий.
Каждый ученик выполнял задание в отдельном кабинете, лишен общения с ребятами и педагогами, без пользования литературы. Разрешалось принести с собой картинки, фотографии. Участник олимпиады пользовался компьютером, без выхода в Интернет.
Удачно, что ребята сразу вносили ответы на вопросы в компьютер, сами выбирали форму своей работы.
Каждый проявил себя в разных этапах олимпиады: кто-то в сочинении и мини рассказе, кто-то с фото исследовании, кто-то в рефлексии. Я не ожидала, что рефлексия так важна и нужна для самих учащихся. Обязательно возьму себе на вооружение: проводить рефлексию в такой форме.
---

Бранецкий Роман Вячеславович, учитель биологии, МОУ СОШ № 10, г. Апатиты

При изучении курса биологии важное значение имеет внеклассная работа. Она направлена на поддержание интереса и формирование прочих глубоких знаний по изучаемому предмету. Одной из составляющих внеклассной работы являются предметные олимпиады. Внедрение инновационных форм, таких как Интернет- технологии, расширило возможности, учителей в достижении общеобразовательных целей. Олимпиада имеет обучающий характер. Принимая в ней участие, дети узнают что-то новое, расширяют свой кругозор, используют всевозможные источники для ответов, включая Интернет. Задания, которые предложила ваша школа, очень заинтересовали меня, как педагога биологии, довольно интересные формы постановки заданий, которые охватывают обширные области разделов биологии. Надеюсь, что детям было интересно принять участие в этой олимпиаде и, думаю, что результаты будут положительные.
---

Гришина Надежда Фирсовна, учитель биологии МОУ СОШ № 15, г. Белебей, Республика Башкортостан

Участвовали в олимпиаде впервые, поэтому информацию получали в основном, по отзывам учащихся и учителей центра «Эйдос». Десятиклассники готовились к проведению олимпиады на элективном курсе по биологии. Учащиеся определяли последовательность заданий исходя из доступности вопроса; определяли общее направление, решение вопроса, а затем выдвигали версии их решения. Наиболее удачный способ организации в нашей школе – это использование компьютерного класса, где каждый ученик может работать за компьютером.
Знания анатомии помогли десятиклассникам в решении вопроса о «чрезвычайных реакциях», знание экологии – в задании 3 и т.д. Основные трудности: десятиклассники еще не очень хорошо знакомы с законами генетики, было трудно в решении задачи 4.
---

Власова Татьяна Леонидовна, учитель химии и биологии, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Грайворона, г. Грайворон

Все вопросы очень интересны и познавательны. Они заставляют ученика думать и размышлять, высказывать свои суждения, делать выводы.
---

Фокина Светлана Николаевна, учитель биологии, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов г. Грайворона, г. Грайворон

Задания олимпиады расширяют кругозор учащихся, совершенствуют их умения работать с дополнительной литературой.
---

Максарова Вера Леонидовна, преподавтель химии и биологии, Лицей традиционных искусств народов Забайкалья № 38, с. Иволгинск, Республика Бурятия

От участия в олимпиаде ожидала только успех и вдохновение. При подготовке к олимпиаде выполняли задания на исследование. Перед решением олимпиадных заданий была проведена беседа с психологом. Спокойно, уверенно учащаяся выполняла задания. Подготовительная работа к олимпиаде позволила быстро сориентироваться в заданиях и успешно выполнить их. Недостаточное владение учащейся компьютерными навыками создавало трудности при оформлении. Было здорово, посоветую своим коллегам также принимать участие в олимпиаде.
---

Шишкина Наталья Ивановна, учитель биологии и химии, МОУ СОШ с УИОП № 3 г. Кирова имени А. Грина

Мои ожидания об участия в этой олимпиаде подтвердились. Как я и думала, данная олимпиада заинтересовала участников и меня в том числе. К олимпиаде мы готовились усердно и даже заказали электронное пособие для подготовки. Учащиеся практически самостоятельно выполняли задания. Были затруднения с оформление работ. Ребятам оказывали помощь специалисты. Недостаток олимпиады в том, что задания были объемные и дети долго набирали текст ответов, в результате наблюдалась усталость у ребят при работе на компьютере.
---

Минина Елена Леонидовна, учитель биологии МОУ "Мари – Биляморская средняя общеобразовательная школа имени Н. П. Венценосцева", с. Мари – Билямор, Республика Марий Эл.

Эту олимпиаду я ожидала с волнением, так как видела процедуру проведения эвристических олимпиад по другим предметам. В курс дела меня ввела наш локальный координатор Калинина Тамара Федоровна. Задания всех предыдущих олимпиад были очень интересными, развивающими, творческого характера. На этот раз они тоже оказались оригинальными и своеобразными. Я очень рада этому.
Получив задания, ребята с энтузиазмом приступили к их выполнению и трудились не покладая рук. Каждый из них старался быть лучшим и показать высокие результаты.
---

Волхонская Светлана Анатольевна, учитель биологии, МОУ СОШ № 26 г. Мирный

Как всегда мне было очень интересно посмотреть, как дети справятся с заданиями, привлечь как можно больше участников.
При подготовке к данной олимпиаде, мы разбирали с детьми задания предыдущих олимпиад. Те ученики, которые уже участвовали, предлагали свои варианты ответов. Сначала ребята выполняли работу на листочках, а затем, печатали на компьютере. В этом году все прошло более организованно, так как мы уже не в первый раз принимаем участие в таких олимпиадах. Задания были очень интересные, вызывали удивление у детей. Думаю, им они тоже понравились. Всегда интересно наблюдать с каким энтузиазмом ребята выполняют их.
Дети уже достаточно хорошо умеют пользоваться компьютером, поэтому техническая сторона прошла слаженно. Да и организационные моменты прошли безболезненно. Все было организовано на высоком уровне, слаженно.
Дети были спокойны, настроены на плодотворную работу, очень ждали олимпиаду. Думаю, остались довольны.
Удивительно, но в этот раз особых трудностей не возникло.
---

Роганова Валентина Михайловна, учитель биологии, МОУ "Гимназия № 139", г. Омск

Эвристическая олимпиада для учащихся одна из возможностей попробовать свои силы, проверить свои знания и умения работать с различными источниками в нестандартной ситуации. Мы принимали участие в различных дистанционных играх, но с эвристической олимпиадой работаем впервые. Ребята долго и с нетерпением ожидали необычные задания. Задания действительно необычные, нестандартные. Очень хорошо, что ответы на предложенные вопросы найти в готовом виде нельзя, им требовалось пользоваться различными источниками, думать, исследовать, представлять свою версию. Современные школьники привыкли, чаще всего, находить ответы на большую часть вопросов в Интернете, а здесь им пришлось думать и творить самостоятельно.
Всем понравился вопрос о колорадском жуке, т.к. действительно они себя почувствовали исследователями проблемы, которая волнует не только сельских жителей, а всех дачников. У десятиклассников вызвал интерес вопрос о группах крови и слухе. Многие ребята отвечали оригинально и интересно, смогли проявить свое творчество. Было приятно наблюдать за тем, как они обменивались своими впечатлениями о предложенных вопросах, о путях выхода из ситуаций, сомнениях. Но приятно, что они пытались ответить на вопросы. Конечно, получилось не все. Но главное – учащиеся с интересом работали. В таких олимпиадах дети раскрываются, обнаруживают в себе все новые и новые потенциалы. Это очень хорошо.
---

Денисова Людмила Геннадьевна, учитель биологии МОУ Сосновская средняя общеобразовательная школа № 2, р.п. Сосновское

Вопросы эвристической олимпиады были действительно эвристическими, нестандартными. Задания олимпиады позволяют раскрыть свои способности каждому ребенку, дают возможность для творчества, помогают понять, как в дальнейшем заниматься предметом «биология». Мы с моими ученицами первый раз принимали участие в такой олимпиаде. Очень волновались и они и я. Когда получили олимпиадные задания, были очень удивлены. Шокированы, настолько необычны были задания. Но потом, справились с волнением, принялись за дело. Очень приятно было видеть, как девочки с увлечением работают над заданиями. Все вопросы были хороши, но лучше всего удалось проявить себя в вопросах №3, №5. Трудностей и проблем практически не было. Было очень интересно. Ученицы узнали много нового. Спасибо организаторам олимпиады. Надеемся, что и в дальнейшем принимать участие в подобных олимпиадах.
---

Цвирко Ирина Васильевна, учитель биологии, МОУ СОШ № 134 "Дарование", г. Волгоград

Поучаствовать в этой олимпиаде мы с учеником 6 «Б» класса Михайловым Антипом решили три месяца назад. И чтобы не терять времени, сразу же стали готовиться к ней. Не зная, какие будут вопросы, мы решили, что необходимо почитать про животных и растения, их жизнедеятельность, рассмотреть изображения животных, описание их внешнего вида, чем питаются, где обитают.
В день олимпиады, придя в школу и получив задание, участник самостоятельно прорабатывал каждое задание, предлагал различные версии, выбирал те, которые ему показались наиболее верными, доказывал, убеждал, что именно этот ответ правильный.
Трудность заключалась в том, что часть учебного материала детьми не изучена, а будет изучаться в следующем году. Ученику пришлось самостоятельно разобраться в вопросе о летающих позвоночных, строить предположения. С большим увлечением выполнял задание «Фотоисследование»: сравнивая особь на предложенной фотографии и рисунок целого животного. А сколько выдумки, фантазии, личного опыта пришлось ему применить при составлении лекарств.
Видя с каким увлечением работают ученики, можно сделать вывод, что такие олимпиады нужны, они развивают мышление, образную память, учат фантазировать, сравнивать, делать выводы, прививают интерес к биологии.
---

Кукушкина Галина Георгиевна, учитель, МОУ СОШ № 134 "Дарование", г. Волгоград

Все больше и больше учителей нашей школы заинтересовываются дистанционной эвристической олимпиадой «Эйдос» и заинтересовывают ею своих учеников. В нашей школе уже поучаствовали дети учителей всех классов начальной школы, английского и немецкого языков, историки, биологи, информатики и ИЗО. Но особенно рады своему успеху и успеху своих учеников учителя-иностранцы. Очень трудно иметь успех, если в олимпиаде участвуют ребята из гимназий и спецшкол. Но мы, самая обыкновенная школа с рабочей окраины, не хуже, и все наши участники во всех олимпиадах в первой половине рейтинговой таблицы. А «Дарование» наша школа называется потому, что в каждом ребенке скрыт талант, и мы, учителя, помогаем раскрыть его. Победы в олимпиаде «Эйдос» – подтверждение этому.
---

Нагих Татьяна Анатольевна, учитель химии и биологии, Муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода с углубленным изучением отдельных предметов", г. Белгород

Мы впервые принимали участие в вашей олимпиаде по биологии, но участвовали два раза в олимпиадах по химии. Задания интересные и необычные задания, нравятся учителям и ученикам.
Приятно видеть детей, у которых «горят глаза», когда они размышляют над вашими вопросами. И хочется тоже включить своё воображение и творить вместе с ними. Хотим ежегодно участвовать в вашей олимпиаде, потому что считаем очень важным эвристический аспект в образовании.
---

Глушкова Юлия Юрьевна, учитель биологии, МОУ СОШ № 10, г. Златоуст

Мы с учащимися нашей школы уже не первый раз принимаем участие в олимпиаде «Эйдос». В 2006 году мы успешно выступили. Поэтому учащиеся с удовольствием приняли приглашение участвовать вновь. Мне как учителю важно поддержать интерес к предмету. Данная олимпиада большой помощник в этом. Задания построены таким образом, что ребенок чувствует себя исследователем, первооткрывателем, а это всегда интересно. Сначала задания кажутся сложными, но потом в каждом ребенке просыпается маленький ученый и все трудности остаются позади. Надеюсь, что мы еще не раз примем участие в подобных олимпиадах.
---

Красноперова Елена Михайловна, учитель биологии, МОУ Полесская СОШ, г. Полесск

Я поняла, что обучение и воспитание при выполнении таких проектов очень эффективно. Увлекательные вопросы, работа с информацией. Мне понравилось большинство вопросов. Мне было интересно слушать, как мыслят дети. Нестандартные задания – нестандартное мышление. При выполнении детьми заданий мне тоже было интересно и весело, так как задания с юмором. Благодарим организаторов за вопросы и саму атмосферу олимпиад. Спасибо!
---

Трошина Галина Евгеньевна, учитель химии, МОУ СОШ № 10, г. Апатиты

Задания биологической олимпиады интереснейшие! Многие ребята сразу с удовольствием стали обдумывать ответы, отправились в школьную библиотеку, чтобы уточнить некоторые вопросы, решили поискать необходимую информацию в Интернете. Увлеклись. Я не только преподаю в нашей школе химию, но ещё веду природоведение в пятых и биологию в шестых классах. Поэтому мне было интересно наблюдать за своими шестиклассниками: как у них загорелись глаза, как они стали что-то обсуждать и даже спорить. А потом разбежались по домам выполнять задания. Утром в пятницу уже сдавали свои дискеты. Опять многие не написали рефлексию! Ну что ты будешь делать! Меня удивило то, что ни один из моих учеников не обратился ко мне за помощью. Конечно, на уроках или на занятиях кружка мы с ребятами обсудим их ответы, а сейчас я даже не все работы успела прочитать. Для лучшей организации проведения олимпиад мы придумали такую схему. За два дня до олимпиады собираем у участников дискеты, на этикетках которых написаны фамилия, имя, класс, проверяем их на вирусы, форматируем и записываем два документа: «Инструкция» и «Рефлексия». За день до олимпиады провожу консультацию по использованию инструкции, о важной роли рефлексии, о сроках получения заданий и сдачи ответов. В день олимпиады после получения заданий по e-mail каждому участнику на дискету записываем шаблон с заданиями его возрастной группы и печатаем бумажный вариант. Приходится идти на это, потому что бывает, что на домашнем компьютере файл с шаблоном и вопросами не открывается, а у некоторых детей вообще нет компьютера дома. В этом случае мы предлагаем выполнить задания на бумаге, а в школе напечатать ответы на следующий день в компьютерном классе. Вся пятница уходит на то, чтобы собрать ответы и решить технические трудности, которые возникли у ребят. В субботу стараемся проверить всё, чтобы соответствовало техническим требованиям. Но времени катастрофически не хватает. Однако я настолько втянулась в эту работу, что перерывы между олимпиадами мне кажутся скучными. Постепенно отрабатывается механизм проведения олимпиад и оперативного решения возникающих проблем. С чувством огромного удовольствия от прошедшей олимпиады и уважением, Трошина Г.Е.
---

Шкварчук Наталья Анатольевна, зам. директора по ИТ, МОУ СОШ № 15 г. Белебей, Республика Башкортостан

Участвуем в олимпиаде первый раз. Участники очень довольны. Хотя мы с учителем биологии поняли главное: надо работать и работать. Ответы учеников, к сожалению, не всегда «на уровне». Многие учащиеся закомплексованы, не могут раскрыться и внести в свой ответ творчество. Но думаем, что будем продолжать участвовать и все у нас получиться!
---

Артемьева Альбина Николаевна, мастер производственного обучения, Лицей традиционных искусств народов Забайкалья № 38, с. Иволгинск, Республика Бурятия

Я надеялась, что мои учащиеся справятся с заданиями, подойдут к выполнению творчески и самое главное, что им будет очень интересно. При подготовке к олимпиаде больше внимания уделяла решению нестандартных заданий. Учащиеся ответственно подходили к выполнению заданий, у них присутствовала иногда и неуверенность, но больше всего, что мне понравилось, это то, что все время присутствовал юмор. Наиболее удачным способом решения олимпиадных заданий я считаю, выдвижение множества гипотез. Благодаря хорошим знаниям по биологии и умениям отстаивать свое мнение аргументировано, учащиеся выполнили все задания. Трудности возникли при оформлении работ. Учащиеся оформляли ответы кратко и несколько небрежно. Приходилось обращаться к инструкциям. Олимпиадные задания буду использовать на уроках, и продолжать участвовать в олимпиадах.
---

Урбанова Софья Михайловна, заместитель директора по учебной работе, Лицей традиционных искусств народов Забайкалья № 38, с. Иволгинск, Республика Бурятия

Задания олимпиады были действительно на творческое развитие, умение нестандартно мыслить. Учащиеся и педагоги заранее готовились к этой олимпиаде, решали нестандартные, проблемные задания, искали информацию в библиотеке, Интернете. Это им помогло выполнить все задания. Не знаем, правильно ответили или нет наши учащиеся, но радовала активность учащихся, юмор, фантазия. Особых трудностей при проведении олимпиады не было, но возникли они при оформлении работ.
---

Калинина Тамара Федоровна, учитель географии, биологии Мари-Биляморская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Венценосцева, Мари-Билямор, Мари-Турекский район, Республика Марий Эл

В этом учебном году провожу в качестве локального координатора уже третью олимпиаду. И каждый раз очень переживаю за техническую сторону работы. Боюсь, что сделаю что-то неверно. С замиранием сердца всегда жду задания олимпиады, а потом – её результаты
---

Иващенко Александр Николаевич, зам. директора по ИКТ, МОУ СОШ № 1, п. Медногорский

Учащиеся нашей школы уже не в первый раз принимают участие в дистанционной эвристической олимпиаде, правда, это были другие предметы. Тем не менее, мы уже понимали, что обычного заучивания учебного материала для участия в данной олимпиаде недостаточно. Необходима эрудиция, определённый жизненный опыт, умение анализировать, делать выводы, предлагать собственное решение проблемы, наконец, просто фантазировать. Именно на это и нацеливали свою участницу. Считаем, что период первоначальной растерянности она преодолела достаточно быстро, после чего начался период продуктивной работы. Особых трудностей в работе не встретилось. В дальнейшем планируем также принимать участие в дистанционной олимпиаде, поскольку она заставляет нас, педагогов, по-новому взглянуть на проблемы преподавания.
---

Плясова Лариса Владимировна, заместитель директора, МОУ ДОД центр дополнительного образования детей "Центр экологии, краеведения и туризма", г. Зеленогорск

Мы впервые, принимали участие в дистанционной эвристической олимпиаде по биологии и у меня, было волнение на протяжении всего времени от оплаты регистрационного взноса до отправки заданий в срок. На самом деле, когда во всём разберёшься, то организовать участие детей в олимпиаде будет легче. Я предполагала, что задания олимпиады будут составлены на материале ситуаций из жизни. Ученики, прочитав задания, сначала решили, что легко. Но после, когда стали размышлять, давая ответ, почувствовали сложность вопросов. В том, что учащиеся до олимпиады решали творческие задачи – это им помогало рассуждать, придумывать ответ. Себе я хочу пожелать меньше суетиться по пустякам, времени на оформление достаточно. Быть спокойной и уверенной в успехе. Спасибо за предоставленное удовольствие "мира идей".
---

Идзанова Елена Валерьевна, учитель информатики МОУ СОШ № 17 г. Ачинск, Красноярского края

Данная олимпиада является завершающей олимпиадой для наших учащихся. 3 команды принимают участие: 6-7 класс, 8-9 класс и 10-11 класс. Учащиеся записываются на олимпиаду, чтобы проверить свои знания в области биологии. Перед и во время дистанционной эвристической олимпиадой по биологии ученики обращаются к всевозможной литературе и по возможности к Интернету. В каждых источниках находят много информации по олимпиадным вопросам. Благодаря этим источникам знаний (интернет, библиотека), своим знаниям и помощи родителей многие без труда отвечают на поставленные вопросы. После этих заданий у учащихся появится ещё больший интерес к биологии.
---

Касторнова Елена Фёдоровна, учитель начальных классов, МОУ "СОШ № 7", г. Улан-Удэ

В олимпиаде по биологии ребята участвуют в первый раз. Радует, что организаторы олимпиад все время предлагают новые и новые направления деятельности, дают возможность детям попробовать свои силы именно в том, что им действительно интересно. Думаю, задания заинтересовали ребят и они будут участвовать в олимпиадах по биологии и в дальнейшем.
---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх