EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Мы с таким жаром, энтузиазмом, самоотверженностью работали, что не замечали, как летело время. Спасибо за олимпиаду»
Корнакова Е.В., учитель истории, школа № 11, г.Байкальск
Эвристические олимпиадыИстория и обществоведение2004Говорят учителя
 
*

ИСТОРИЯ И ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Результаты II-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по истории и обществоведению

26 февраля 2004 года

Говорят учителя

Кабанец Надежда Васильевна, учитель истории, МОУ СО школа N1, г. Шелехов:

Когда я прочитала олимпиадные задания, то я поняла, что мы совершенно не тому уделяем время на уроках! Надо перестраиваться! Вопросы очень интересные, больше всего мне понравилось задание с фотографиями и «нарисовать свой герб», такие задания развивают воображение. Я наблюдала, с каким интересом и заинтересованностью ребята выполняли работу, а ведь это очень важно. Хотелось бы, чтобы большее количество детей приняли участие в такой олимпиаде.

---
Никулина Татьяна Юрьевна, зам. директора по НИТ, Гимназия № 2 г. Нерюнгри:

Это для меня вторая олимпиада. Чувствовала себя уверенно, т.к. только неделю назад организовала участие по химии. Проблем тогда было много, но зато теперь я знаю большую часть проблемных мест в организации. Выступила с рекламой дистанционных олимпиад «Эйдоса» перед педагогами на двух совещаниях. Интерес необычайный, споров и предположений масса, строим планы на следующий год. Особенно сокрушаются учителя начальных классов, что не приняли нынче участие. Так что «поклонников» у ЦДО «Эйдос» прибавилось.

---
Гичева Ирина Сергеевна, зам. директора по УВР, школа № 11, г.Байкальск:

Мой главный результат – это то, что я сумела провести эту олимпиаду, я уже больше года лелеяла эту мечту. Смогла создать ситуацию, когда дети сумели взглянуть на многие понятия с другой стороны, сумели по-новому оценить свои знания, умения, способности. Что-то открыть в себе для себя. Было очень приятно смотреть на их светящиеся лица, приятно находиться в той атмосфере энтузиазма, творческого подъема, исканий, какая царила в кабинете весь день. Детей невозможно было отправить на обед. Сложно было с девятиклассниками (информатика у нас ведется с десятого класса), но радовала та решительность, с которой они старательно набирали тексты на клавиатуре: пусть медленно, но сами…
Интересными, на мой взгляд, были все задания. Неожиданными.
На будущее – не останавливаться на достигнутом. Первый шаг сделан. Впереди еще много интересных олимпиад, но надо обязательно учесть те недочеты, которые были допущены. В основном – в организации работы детей.

---
Головина Елена Борисовна, учитель истории (6 - 9 классы), школа №640, Санкт-Петербург:

Получив информацию о проведении эвристической олимпиады по истории и обществознанию, я заинтересовалась возможностью для своих учеников участвовать в ней. На уроках дети с увлечением разбирали задания прежней олимпиады, придумывали свои.
Хвалебные слова в адрес организаторов написали мои коллеги и учащиеся, я присоединяюсь к ним. Однако, хочу затронуть некоторые проблемы, с которыми мы столкнулись.
Дата проведения олимпиады совпала с окончанием триместра, поэтому на учащихся и учителей выпала дополнительная нагрузка. В связи с этим прошу рассмотреть вопрос о переносе сроков будущей олимпиады.
Администрация школы освободила от уроков учеников на один учебный день (а у нас около 70 чел. принимали участие в олимпиаде). Детям за такой короткий срок было тяжело и написать объемную творческую работу, и набрать ее на компьютере, особенно шестиклассникам. Поэтому вношу предложение: для проведения олимпиады выбирать пятницу или субботу, тогда учебный процесс будет меньше затронут; а организаторам рекомендовать администрациям школ учитывать специфику проведения эвристических олимпиад.
В целом, подводя итоги, могу сказать, что я довольна работами своих учеников. В каждом их творении проявилась личность, характер, полет мысли, вдохновение, творческое начало. Уважение и интерес к предмету истории еще больше возрос.
Спасибо!

---
Тотфалушина Лариса Анатольевна, завуч по УВР МОУ «лицей гуманитарных наук», учитель истории:

Из предложенных заданий мне больше всего понравилось «Историческое исследование» и «Тост», поскольку позволяют детям продемонстрировать свой творческий потенциал, исторический кругозор. Кроме того, не всегда выпадает возможность обратиться к императору. Дети вживаются в образ участников банкета, стараясь не «наговорить гадостей» государю, так как «знают, чем все закончится».
Самым тяжелым оказалось избежать соблазна перейти на фактологию и пересказ известных событий. Для учеников 10 класса сложными оказались задания по XX веку, так как они только начали изучать этот исторический период.
Мы получили большое удовольствие, приняв участие в этой олимпиаде. Несмотря на огромное физическое и интеллектуальное напряжение, ученики с удовольствием работали над заданиями, к концу дня у нас сформировалась дружная команда.

----
Коротаева Ольга Ивановна, зам. директора по ВР, учитель истории и обществоведения, средняя школа №32, город Озёрск:

Задания олимпиады вызывают несомненный интерес у учеников и учителей истории. Они позволяют творчески подойти к историческому материалу, проявить свою точку зрения, оригинальность и нестандартный подход. На уроке также задания помогут увлечь ребят и глубже осмыслить изучаемый материал.

---
Муль Лидия Владимировна, Морозова Марина Олеговна, учителя истории, гимназия 524, Санкт-Петербург:

Приятно было получить задания, способствующие реализации творческой деятельности учащихся. Наибольший интерес вызывали те задания, которые перекликались с изучаемым курсом истории. Например: “Письмо из прошлого” (5 кл.), “Фамильный герб” (6 кл.) Из эвристических заданий “Моя история” (5 кл.), “Мой музей” (6 кл.) Наибольшую сложность вызвало задание “ Историческое исследование”

Организаторам от учеников и учителей гимназии 524:

Мы заданья получали, отвечали точно в срок.
И творили и страдали, рисовали и мечтали –
Интересный был урок!
Кто же, кто организатор?
В каком городе живет?
Скажем мы ему спасибо.
Пусть еще скорей пришлет интересные заданья – центр “Эйдос” до свидания!

---
Жандармова Ирина Владимировна, учитель математики, школа №46, ассистент кафедры Информатики ДВГУ, член родительского объединения "Маленький принц", г. Владивосток:

Для меня было приятной неожиданностью, что в олимпиаде по истории организаторы предоставили материал в виде фотографий и рисунков. Наверно в будущем дополнительный материал будет представлен и видео - клипами. Я думаю, это сильно вдохновит детей на новые подвиги и достижения. Переписываясь с Центром «Эйдос» я всегда чувствую себя на «гребне волны» использования новых информационных средств (именно по назначению: обучению, общению). Вопросы мне как всегда понравились, в это раз я даже начала придумывать свои открытые задания по своей теме. Мне кажется, я уловила какую-то ниточку, которая мне помогает придумывать такие задания. Однако это пока у меня получается только по волнующей меня теме и заданий, а не для олимпиад. Но надеюсь, что это только начало и в дальнейшем я смогу быстро сочинять нужные творческие задания, так как их я придумываю под учащихся и в нужный момент, чтобы помочь им достичь своей цели в предмете.
Большое спасибо за почётную грамоту. Я очень ценю Ваше мнение, Андрей Викторович, и очень признательна за то, что мой труд остался Вами отмеченным. Это придало мне силы и настроение для дальнейшей работы в этой области. Может быть, в скором будущем мы будем теснее с Вами работать на базе университета или клуба «Любителей олимпиад». Пока я продумываю проекты и возможности. Хотелось бы создать с Вами во Владивостоке центр для желающих участвовать в дистанционных олимпиадах, мастер-классах, курсах. База есть, но работы в этой области очень много и как совместить её с основной работай, пока остаётся для меня вопросом (на сайте я читала предложения о приёме на работу).
Организаторам Центра за всё огромное спасибо и спасибо за то, что вы есть.

---
Корнакова Елена Вячеславовна, учитель истории, школа № 11, г.Байкальск:

Нестандартно мыслить тяжело. Нестандартно учить тоже. Я рада, что мои ученики решились участвовать в эвристической олимпиаде, первой в нашей школе. Мне кажется, напряженная творческая работа, обстановка доверия и взаимопомощи, ощущения поиска и исследования доставили им удовольствие.
Уровень части работ оказался очень низок, с моей точки зрения. Так и тянуло что-нибудь исправить, дополнить, подсказать…
Трудностей хватало. Несмотря на предварительный настрой ребят на эвристические задания, мы все сначала испытали шок и растерянность, было полное ощущение провала. К тому же у меня было четыре урока, поэтому я себя чувствовала так, как будто бросила их на произвол судьбы. Только к обеду все раскачались, собрались с силами и идеями, начали целенаправленно выполнять задания. Некоторые ребята выбирали прямолинейное и стандартное решение, пользовались штампами учебников, другие не могли сформулировать и ясно выразить свои мысли, третьи первый раз сели за компьютер и набор ответов для них стал неимоверной нагрузкой. Нам не хватило компьютеров. Дети составили интересные и оригинальные фамильные гербы на бумаге, однако нарисовать их не смогли, т.к. не умели, а мы всем не могли помочь. Уровень творческих возможностей оказался различен, многие допускали, к нашему стыду, грамматические и исторические ошибки. На все задания не хватило ни сил, ни энергии, ни запала, ни времени.
Однако мы с таким жаром, энтузиазмом, самоотверженностью работали, что не замечали, как летело время. Спасибо за олимпиаду. Надеюсь в будущем поучаствовать и с командой.

---
Гильдман Татьяна Анатольевна, учитель истории, СОШ «Эврика», г. Олекминск:

Я считаю, что участие в олимпиаде по истории - дело полезное для учащихся и их наставников. Вопросы, представленные на олимпиаду, разнообразные и интересные. Ребята трудились в полную силу, и это очень меня порадовало. Было выражено желание принять участие в олимпиаде в следующем году. Желаю всем организаторам олимпиады творческих успехов.

---
Казанцева Анна Леонидовна, учитель истории , гимназия № 2 г.Нерюнгри:

В дистанционной эвристической олимпиаде принимала участие впервые. Задания были интересны, необычны по форме. Для ответов на вопросы нужно было использовать знания не только по истории, но и по другим предметам: литература, МХК. Интересно было наблюдать, как менялось настроение участников олимпиады: от неприятия до неподдельного интереса. Думаю, что все мы получили полезный опыт.

---
Малиновская Светлана Валерьевна, учитель истории и обществоведения:

Задания были достаточно интересными для учащихся нашей гимназии. Тем не менее, было любопытно познакомиться с одним из вариантов Всероссийской олимпиады, в которой мы принимаем участие впервые. И все же мы были рады получить столь полезный опыт участия в такого рода мероприятиях. Было занимательно самим попробовать выполнить предложенные задания (выглядело забавно). Порадовало то, что дети с удовольствием выполняли все задания, творчески подходили к написанию сочинений, используя разнообразные виды дополнительной литературы и источников.

---
Николаева Наталья Васильевна, учитель истории, Лицей, г. Мирный:

На мой взгляд, вопросы олимпиады аналитического уровня, и это в первую очередь заставляет детей не только конкретизировать в своих ответах теоретический материал, но и анализировать вопросы. Ограничение времени выполнения, заставило детей работать в быстром темпе. Такие олимпиады необходимы т.к. подобные задания формируют творческий подход, развивают мыслительную деятельность, расширяют кругозор детей.

---
Федорец Галина Владимировна, учитель истории (7-9 классы), школа 640, Санкт-Петербург:

Мне и моим ученикам было интересно участвовать в олимпиаде. Особый интерес вызвали задания: «Письмо из прошлого» ( 6-7 кл. ) «Тишайший царь» ( 8-9 кл. ) «Исторический тост» ( 10-11 кл. ). Эти задания требуют не только исторических знаний, но и фантазии. А это очень важно в нашем современном обществе. Мне, кажется, что все задания интересны, разнообразны, но требуют очень большой и долгой работы для подготовки ответов. Для того, чтобы ответы были более интересны организаторам необходимо сократить количество заданий. Надеюсь, что в будущем наша школа будем участвовать в таких олимпиадах.

---
Тартачный Владимирович Александр, учитель истории (10 классы), школа 640, Санкт-Петербург:

Хорошая организация данного мероприятия, позволившая включиться в неё даже самые отдаленным в России школам. Наиболее удачные вопросы с моей точки зрения, - по общечеловеческим ценностям, берестяным грамотам и историческому исследованию. Неудачный вопрос о «февралистах», т.к. он дает простор для всякого рода измышлений и фантазий, а это не всегда верно, т.к. история – наука точная, которая описывает только реальные события и факты. К вопросу об историческом тесте отношение двоякое, т.к. точка зрения современного ученика не всегда соответствует тем знаниям, которые известны о данной исторической эпохе и граничит с фамильярностью и пошлостью. К самому мероприятию отношусь положительно. Это стоит проводить и в следующие годы. Задания выполняются самостоятельно учениками и приучают их к навыкам исследовательской работы.

---
Шерстова Елена Владимировна, локальный координатор, МОУ СО школа N1, г. Шелехов:

Сегодня был очень трудный день. Все началось с самого утра, когда я начала получать олимпиадные задания. Я так и не смогла их получить на свой компьютер, проблемы с Mail.ru, причем это уже второй раз и именно в день олимпиады. Пришлось ехать на завод, т. к. запасной электронный адрес – это адрес моей мамы. Затем проблемы начались в школе: сначала один компьютер сломался, потом второй стал зависать, на третьем Word «полетел», потом электричество отключили, и несколько набранных работ не сохранилось. Короче, ужас… Но тем не менее настроение было бодрое: накануне мы узнали, что у нас есть победители в географии. Это просто замечательно! Когда ребята прочитали задания, сначала было тихо, потом послышался возглас: «Клево!» И работа закипела. Самое главное, что ребята начинают интересоваться, когда следующая олимпиада, им это очень интересно.
У меня, как у локального координатора, возникают проблемы. Порой не всегда удается привлечь учителей, переубедить детей, что 100 рублей – это не так уж и дорого. Хотелось бы знать, как другие локальные координаторы решают эти проблемы. И еще, скажите, пожалуйста, какой сервер никогда не подводит?

---
Бокова Ирина Александровна, преподаватель истории, г. Железнодорожный М.о.

Вопросы меня удивили, так как к истории они имеют опосредованное отношение. Непонятно, как эти творческие задания будут оцениваться. Как вообще можно оценить исторический тост? Изображение на фото – не удачное, непонятно как можно по этому «рисунку» ответить на прилагающиеся вопросы.

---
Озеркова Ирина Александровна, локальный координатор, г. Железнодорожный М.о.

Эта олимпиада была очень простой для меня в техническом отношении (починенные, насколько это возможно, компьютеры, 11-классники, которые вполне в состоянии сами набрать свои ответы), но очень трудной в другом плане. Дело в том, что ребят на эту олимпиаду отбирала не я, а учителя-предметники. И соответственно, у них другое: честь гимназии, желание заработать грамоты и т. п., а не как у меня – развитие творческих способностей и желание проверить себя. Соответственно, и дети оказались разные. Кроме того, 11-классники, на мой взгляд, уже несколько испорчены тестами, готовыми ответами. Поэтому и отобрали в основном лучших по оценкам, а не самых самобытных (3 кандидата на медаль). А им-то и оказалось труднее всего. Двое ребят посмотрели на задания и сбежали тут же, мол, нам этого не сделать. «Как же так! Здесь не спрашивают ни одной даты, ни одного факта!» – «А вы сами отбираете даты и факты» Нет, не понимают. Остальных, как могли, успокаивали я и учителя-историки. Кое-кто в итоге выдал очень неплохие вещи. Однако следствием большого количества работающих компьютеров и описанного выше отношения стало списывание друг у друга идей. Хотя я же предупреждала. Вообще странно: им почему-то очень не хватает воображения, у меня на каждое задание было по куче версий, а у них с этим плохо. Но я молчу. Я бы написала лучше, это точно. Но для учителей олимпиады не делают. И конечно, в 11 классе уже поздно начинать учить творческому отношению к науке. В итоге ясно видно, кто и насколько выложился, видно даже не столько по работам, сколько по рефлексии. «Это очень трудно» – говорили те, кто справился, на мой взгляд, лучше всех: Леша Подоба, Леша Поздняков, Саша Федорашко. «Можно было бы написать и больше, но уже не было сил писать и печатать». Кстати, о рефлексии: кроме Леши Позднякова ее необходимость вообще все восприняли в штыки – не приучены. Но написали честно. Мои выводы: зря я не уговорила свою дочку-второклассницу, которая просто испугалась самого слова «история», начинать участие надо с детства. И – отбор участников, нельзя полагаться на других, а надо самой ходить по классам, разъяснять, доказывать и т. д. Тогда будет больше толку.

---
Баженова Валерия Геннадьевна, локальный координатор, гимназия N7, г.Красноярск:

Участие в дистанционных олимпиадах учит многому: организовать свою деятельность, управлять своим временем, правильно оценивать и рассчитывать свои силы, дает возможность проявить свои способности к созиданию, реализовать потребность фантазировать, придумывать, творить.
Но все же самое ценное в олимпиаде – это Опыт рефлексивной деятельности. И в то же время самое сложное в проведении любой олимпиады – это организация продуктивной рефлексивной деятельности. У меня в столе кипа листочков с ответами типа: «понравилось задание 1, не понравилось – задание 2, трудностей не было, желаю всего хорошего» или «Все было очень замечательно». Комплект рефлексивных вопросов скорее не служит помощником, а подталкивает к появлению именно таких ответов. Причины различны: усталость, нежелание или боязнь раскрыться, неумение анализировать свою деятельность, просто нехватка времени. И, главная причина, на мой взгляд, отсутствие потребности в рефлексии.
Я экспериментировала, проводя рефлексию до выполнения олимпиадных заданий, после проведения, на следующий день. Результат примерно одинаков. Качество рефлексии не зависит от даты написания. Возможно, оптимальным будет написание рефлексии до и после основной работы, но по времени это слишком затратно. Ведь сами по себе олимпиадные задания очень глубоки и требуют большого количества времени на осмысление, обоснование.
Осознанно относится к своей деятельности, к своим эмоциям нужно учить специально, написание рефлексии возможно один из главных шагов на пути к достижению этой цели.
В этом смысле все задания олимпиады по истории и обществоведению удачно подобраны и расположены, постепенно подводя участника олимпиады (3-5 и 6-7 классы точно) к написанию рефлексии. Не случайно именно задание 1 про ценности вызвало большой отклик, а задание 3 письмо из прошлого доставило больше проблем не сколько незнанием фактического исторического материала, сколько необходимостью представить себя в такой нереальной ситуации.

---
Дудорова Ирина Петровна, учитель истории и обществознания:

Вопросы олимпиады заставили меня мобилизовать свои резервы, включить фантазию, порыться в дополнительной литературе. Задания не показались сложными, однако проблемы изложения и оформления забрали массу сил и времени. Мне понравились веселые задания с прозвищами и необходимость сочинять воззвания тоже будоражит воображение. Интересное задание - расшифровка берестяной грамоты.

---
Голубева Марина Валерьевна, локальный координатор школы №20 города Иванова:

Самым большим достижением этой олимпиады для меня было то, что мы успели её закончить раньше обычного, хотя количество участников было достаточно большим (27 чел.) Это в первую очередь говорит о том, что наша команда (это я и мои ученики - одиннадцатиклассники, особенно Вишленков М., он моя правая рука) приобрела достаточный опыт и те знания, которых не хватало при работе. Надо отдать должное и самим участникам, те, кто участвует не первый раз, сдают практически идеальные работы, ну а кто впервые, те проявляют большой интерес к такому виду работы и, конечно же, у них всё ещё впереди.
Задания, на мой взгляд, как всегда интересные, заставляют взглянуть иначе и на нашу историю, и на современность, и на свою семью, и на свои ценности и, может, ещё раз всё переосмыслить. Большое спасибо за грамоту, присланную мне, надеюсь, мы продолжим с вами сотрудничать. Хочется верить, что среди наших детей будет больше победителей и лауреатов ваших олимпиад, они очень стараются и горят желанием победить. Спасибо вам и до встречи!

---

Рефлексия учеников >>

---

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/
 

Все олимпиады >>

  вверх
вверх