EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Согласитесь, что дети как птицы. У них тоже растут крылья...»
Иванова Л.А., учитель физики и астрономии, школа №30, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыИнформатика2006Говорят учителя
 
*

ИНФОРМАТИКА

Результаты VII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по информатике
и информационным технологиям

23 ноября 2006 года

Говорят учителя

Чмелева Елена Николаевна, учитель информатики, школа N26, п. Ильинский Раменского р-на Московской обл.

От олимпиады я всегда жду, что она «подвигнет на подвиг» моих учеников: даст новый стимул к самостоятельному и совместному добыванию знаний, повысит мотивацию изучения предмета, заставит их думать и творить. Хотя уговаривать учить информатику моих ребят не надо J. Мои ожидания, как всегда, оправдались.
Процесс подготовки к олимпиаде происходит «незаметно» для учеников: я периодически даю задания прошлых олимпиад на своих уроках, включая их при изучения соответствующей темы. А перед олимпиадой говорю ребятам почитать дополнительную литературу, вспомнить все, что делали раньше. Специального времени на подготовку нет. Поэтому некоторые ребята считают, что они к олимпиаде совсем и не готовятся.
У ребят 8 класса (где я – учитель информатики и классный руководитель в одном лице) возникли трудности с заданием «Жизненные алгоритмы». Дело в том, что официально в нашей школе начинают изучать информатику с 10-го класса. А с ними мы начали давно, но занятия проходят в форме кружка. Алгоритмы мы изучаем, ребята пишут программы для исполнителей типа Кукарача (из Роботландии), записывая основные алгоритмические конструкции с помощью команд ПОВТОРИ…, ЕСЛИ…ТО…ИНАЧЕ, ПОКА… А блок-схемы не изучали. Так что во время олимпиады мы с ними познакомились с тем, как надо составлять блок-схему, ребята читали учебники 10-11 классов, обсуждали и спорили. И еще все время задавали вопрос: «А зачем нужна эта блок-схема, когда алгоритм можно записать гораздо понятнее, и места в памяти файл будет занимать меньше (и на бумаге тоже), и мороки меньше, так как рисование большой схемы в Word’e – это не самое простое дело». Этот процесс проходил довольно бурно и интересно.
Самая большая проблема моих детей (и, в принципе, всех остальных тоже): они «не умеют» читать условие задачи и анализировать его. Борюсь с этим постоянно, но борьба дается тяжело :) В связи с этим ребята не всегда полностью отвечают на вопросы задания, или неправильно его понимают.
Вторая трудность заключается в том, что большинство ребят «любят останавливаться на достигнутом»: то есть, например, предложат одну версию и считают, что задача решена. Так было с заданием «Шкала времени». Они все, в основном, выбрали процесс хранения информации и рассматривали, как менялись носители информации. Хотя, обсудив задания, ребята назвали все информационные процессы, порылись в книжках и нашли кучу другой интересной информации.
И еще проблема, конечно, самая главная, отойти от шаблонов. Ведь задания эвристической олимпиады требуют совершенно другого подхода к решению задач, чем на обычных уроках и олимпиадах.
Решить эти проблемы в один момент невозможно. Но помогает в этом опыт участия в олимпиадах. Те дети, которые постоянно участвуют в эвристических олимпиадах, легче справляются с заданиями, проявляют настойчивость в достижении цели, применяют разные методы решения задач. У них развиваются логическое мышление, фантазия, творческие способности.
Несмотря на большую нагрузку и усталость по окончании олимпиады, ребята всегда уходят домой с хорошим настроением, довольные своей работой и самим собой. Это здорово!
Спасибо организаторам за интересную олимпиаду!

---

Сюбаева Ю. В., Пархоменко Е. А, лицей № 4, г. Коломна

Мы привыкли, что городские олимпиады по информатике сводятся к решению задач по программированию. Почему-то рамки информатики на городских олимпиадах ограничиваются программированием. В начале, еще до регистрации в олимпиаде, был интерес поучаствовать именно в дистанционной олимпиаде, т.е. сам факт участия. Но после прихода примерных вопросов и заданий, сама постановка вопросов оказалось интересной. По поставленным вопросам мы поняли, что задания будут не только на решение задач, но также будут иметь творческий аспект, а это заинтересовало не только нас, но и учащихся.
23 ноября наши учащиеся собрались к 8 часам утра. Мы провели торжественное открытие олимпиады, предоставили каждому компьютер, раздали задания и объяснили оформительскую часть. Ребята приступили к выполнению заданий. Сразу можно сказать, что было очень волнительно, потому что вопросы были настолько неординарны и необычны. Мы очень переживали, что учащиеся растеряются и не смогут справиться с заданиями. Но они нас покорили своим индивидуальным подходом к ответам на заданные вопросы.
Нас очень заинтересовало участие в этой олимпиаде, и мы надеемся, что в будущем мы обязательно станем участниками очередных олимпиад.

---
Павлов Виктор Васильевич, учитель информатики, школа N1, г. Красный Кут

Все в нашей жизни бывает в первый раз (первый шаг, первая любовь, первый ….). Вот и мы решили сделать первый шажок в мир «Эйдос». Шажок получился маленький и кривенький, но он первый и дай Бог не последний. Как написано в Библии: «В начале было Слово!» И это слово было «Эйдос». Я услышал его на семинаре учителей. После восторженного рассказа одного локального координатора об участии их детей в эвристических олимпиадах, я решил, что НАДО и нам принять участие. Многие дети согласились принять участие в олимпиадах, но, узнав, что они платные, возникла проблема. Пришлось заходить с другого конца. Попросил директора школы поддержать нас. И вот мы с Вами! Подготовка к олимпиаде была, скорее всего, чисто психологическая. Пробовал обсудить с ребятами какие-то задачи, идеи. Конечно же, отсутствие опыта сказалось на качестве проведения олимпиады (это сугубо личное мнение), но в целом всем понравилось. Сразу после проведения олимпиады, ко мне обратилась учитель математики за информацией – уже результат (еще один шажок).
Лично сам, я волновался за правильное оформление работ детей и отправку их по e-mail, т.к. до нашей периферии только доходят IT, и опыт работы в Интернете у нас небольшой.
Спасибо Всем организаторам «Эйдос».
Всем участникам успехов в будущих олимпиадах.
Всем не участвующим, скорейшего вступления в мир идей и фантазий!
Как говорят дети: «Эйдос – это круто!»

---
Вертипрахова Светлана Анатольевна, зам. директора по УОР, лицей №1, г. Кунгур:

Информация о таких олимпиадах поступает к нам давно. Попробовать хотелось. Никто из учителей-предметников на рекламу не откликался, да и дети тоже. Решили активизироваться и все-таки принять участие в олимпиаде по информатике. Когда стали индивидуально разговаривать с детьми, многих олимпиада заинтересовала. … Теперь уже все прошло. Впечатления противоречивые, тем не менее, я рада, что приобрела опыт проведения эвристической олимпиады. Теперь знаю, что это - событие, которое учитель (или родитель) должен «проживать» вместе с детьми. Видишь их способности и творческие качества, умение организоваться, видишь их взаимоотношения и качества личности. Можешь корректировать некоторые проявления эмоций, поддерживать и формировать самооценку, учить настойчивости и умению продуцировать идеи. В целом, детям понравились задания. Хотя выявились и те, кому творчество чуждо – и это тоже результат. Несомненно, эвристическая олимпиада может многое дать развитию ребенка, особенно если этим процессом целенаправленно управлять. Несомненно, участие в олимпиаде для ребенка и организатора требует больших усилий (по крайней мере, в начале пути). Нужно освобождать в этот день ребенка от занятий, предоставлять каждому рабочее место за компьютером. Сейчас у меня главная задача - успеть вовремя приготовить все работы к отправке. Трудно. А вдруг не успею?

---
Яргутова Наталья Павловна, локальный координатор, заместитель директора по информатизации МОУ МУК «Компьютерный центр» г. Кыштым

В команде были собраны учащиеся разных школ города, пожелавшие участвовать в олимпиаде и по рекомендациям учителей. Для большинства участников задания были интересны, и они работали с большим увлечением. Те учащиеся, которые покинули олимпиаду раньше, пояснили, что им не хватает креативности и фантазии. Думаю, что олимпиада вселяет в учащихся уверенность в свои способности мыслить, рассуждать, философствовать. Дистанционная форма проведения олимпиады раскрепощает участников. Они не боятся «плохо выглядеть», а сидят и работают практически весь день, стараясь просто и оригинально изложить свои идеи.

---
Рокина Ирина Анатольевна, зам. директора по ИТ, СШ №3 п. Медведево.

В дистанционных олимпиадах наши школьники участвуют не первый раз, поэтому опыт участия олимпиад имеется. Но я впервые проводила олимпиаду как организатор, а не только участник. Было очень много проблем с получением заданий и отправкой ответов из-за технических причин – работы электронной почты. Кроме того, очень много времени заняло у меня с заполнением ответов в шаблоны. Поэтому на следующей олимпиаде я постараюсь, чтобы ответы участники заполняли сразу в шаблоны.
Впечатление от таких олимпиад всегда самое хорошее. Участники всегда в этот день считают себя героями дня. Они чувствуют свои силы, у них появляется вдохновение. Опыт участия в таких олимпиадах показывает, что дети, принявшие участие, совершенно по-другому воспринимают окружающий мир и по-другому оценивают себя, свои возможности.

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх