EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Изобрести новое средство и механизм, создать рисунки, проекты, объяснить и доказать – потрясающе!»
Шаталова О.В., учитель гимназии № 1, г. Стерлитамак
Эвристические олимпиадыПрофильные олимпиады2005Говорят учителя
 
*

ПРОФИЛЬНЫЕ ОЛИМПИАДЫ

Результаты 9-й Международной дистанционной эвристической профильной олимпиады

15-17 марта 2005 года

Говорят учителя

Матова Ирина Александровна, учитель химии МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Моск.обл.

Ох, уж эти олимпиады!!! Не успеешь прийти в себя от одной, как "накрывает" другая. На этот раз меня "накрыло" олимпиадной волной естественно-математического цикла.

И опять мы оказались в том же составе, что и на олимпиаде по физике: ученик третьего класса и учитель химии. В задании три вопроса, один из которых - практическое исследование вещества. Пока Илья отвечал на первые два вопроса, я пыталась догадаться, какое вещество выберет мой подопечный. Больше всего я боялась, что Илья выберет такое вещество, которого у меня не окажется. Но из перечисленных в задании трёх веществ: воды, молока, масла и т.д. (кстати, "и т.д." - ребенок просто не заметил, а ограничился рассмотрением только перечисленных веществ) он выбрал воду, объяснив тем, что это - малоизученное вещество, тогда как масло и молоко люди изучают, даже не осознавая этого, как он выразился "случайно", то есть при употреблении в пищу.

Итак, перед нами встали разные задачи: Илье надо было исследовать "малознакомую" жидкость под названием вода, а мне - ничего не упустить из всего этого исследовательского процесса. Так как в ходе работы над первыми двумя вопросами он вслух проговорил много разных вариантов ответов: и чем отличаются коты домашние от котов диких, и как он понимает значение слова "видимо - невидимо", а когда я прочитала написанный его рукой текст, пришла к выводу, что большая часть высказанных мыслей ребенка осталась витать в атмосфере моего кабинета.

Поэтому в практической части задания я решила выполнять роль секретаря, еще раз отметив про себя преимущество малочисленной сельской школы перед городскими. Ведь сколько прекрасных детских мыслей осталось висеть незамеченными в тех школах!

Мысли, что бы такое сделать с водой, чтобы лучше с ней познакомиться, у Ильи приходили все чаще и чаще, в зависимости от того, как получался предыдущий опыт. Иногда Илья задавал вопросы: "А можно сделать это?" или "Как сделать это лучше?" И вновь вспыхивали глаза у ребенка, когда он с удивлением познавал новое для него - снег, который он назвал братом воды, почему-то плавает на поверхности и не тонет, почему-то все капли имеют одну форму, а когда увидел, что текст за стеклом с водой стал увеличенным, тут же стал придумывать, где и как это можно использовать.

Когда работа закончилась, Илья с удивлением сказал: "Я и не знал, что вода такое удивительное вещество и что с ней можно так много экспериментировать!".

А я, к сожалению, продолжила его мысль: "И не узнал бы, даже на моем уроке, тема которого "Вода и изучение свойств воды", если бы не накрыла нас с тобой счастливая волна под названием олимпиада".

---
Дустанова Зинаида Алексеевна, зам. директора по УВР, средняя школа, п.Юргамыш.

Это был наш пробный шар, поэтому волнений было предостаточно. Отработаем вопросы технического обеспечения олимпиады. Все было хорошо и во время, но качество изображений видеосюжета желают лучшего. Вопросы олимпиады были неожиданными, удивительными. К сожалению, большинство наших ребят за кажущейся легкостью вопроса не увидели их глубокий смысл. Постарались данную олимпиаду максимально использовать как рекламу. Школьная телестудия «ПУЛЬС» вела прямой репортаж с торжественного открытия олимпиады, брали интервью у участников и учителей. Так что весь день в школе прошел под эгидой олимпиады. Появилось много новых желающих принять участие в ваших проектах и, самое главное загорелись этой идеей учителя. Значит, будем работать и постепенно выбиваться в люди.

---
Шаталова Ольга Васильевна, учитель русского языка и литературы муниципальной гимназии № 1, г. Стерлитамак

Меня поймёт любой учитель-практик, как сложно найти свободное время вне уроков, подготовки к ним, проверки тетрадей и т.д., и т.п. – и вырваться в свободный полёт вашей олимпиады. Но у детей горят глаза, возникает тысяча вопросов в две минуты – и снова отложив всё, мы погружаемся во время и пространство эйдосовских олимпиад.

Первый день – гуманитарный – представил широкую область представления о том, что можно сделать, сотворить, сочинить и даже создать сценарий фильма.

Целый день во всех ракурсах рассматривали видеофрагменты, вдумчиво работали. Думаю, что муза нас посетила. Дети говорили о том, что для кого-то этот день был самым лёгким и удачным (это и есть ребята из гуманитарных классов, у нас в гимназии уже 15 лет осуществляется профильное обучение).
Второй день – и вступает в бой в два раза больше детей, чем в первый. Что уж говорить, пользуются успехом естественно-математические науки! Трудились вдохновенно и с упоением. Надеюсь, что смогли и снежинки пересчитать, и необычные математические приборы построить.

С большим волнением мы ждали третий день – что есть технологический этап, для нас была большая загадка.

…Мы ждали третий день,
И только небо заискрилось,
Мы сразу все засуетились –
И вот он наш этап!

Изобрести новое средство и механизм, создать рисунки, проекты, объяснить и доказать – потрясающе! Самое рейтинговое задание, я бы назвала его знаковым! – создание обложки для CD. Самое интересное, что даже меня, истинного гуманитария, это задание подвигло на педагогический подвиг: я придумала и хочу осуществить этот проект, конечно, не первого канала, но первой гимназии - это случится в мае на торжественном награждении победителей всех олимпиад в мае 2005 года (есть у нас в гимназии такая традиция!). Мы создадим свой диск с работами призёров этого года: материал у нас готов, победители, призёры, лауреаты, замечательные учителя – всё есть. А ваше задание было той каплей, что и помогло оформиться нашему проекту!

Спасибо искреннее и, коллеги, пожелание вам здоровья, терпения и успехов!

---
Макарова Ирина Викторовна, зам. директора по информационным технологиям, ГОУ Московская международная гимназия, Москва
Васильева Елена Владимировна, учитель информатики, ГОУ Московская международная гимназия, Москва
Юшина Юлия Владимировна, учитель информатики, ГОУ Московская международная гимназия, Москва
Бережная Ольга Владимировна, зав.кафедрой словесности, учитель русского языка и литературы
Волкова Наталья Семеновна, зав.кафедрой естественнонаучного цикла, учитель биологии
Антонова Елена Андреевна, учитель математики


Для нас подобные мероприятия – дело привычное, хотя нам ближе «профильные» олимпиады – по русскому языку и литературе, в которых мы не без успеха принимали участие.

К сожалению, временные рамки (конец учебной четверти), другие «сопутствующие» трудности не дали учащимся возможности хорошо подготовиться и глубоко проштудировать имеющийся материал. Но наш принцип – абсолютная самостоятельность учащихся при ответе на вопросы. Отсюда, возможно, и некоторая шероховатость в работах учеников. Да и участники – не «чистые гуманитарии», им предстоит еще проявить себя в знании других предметов.

Как всегда, организаторы олимпиады поразили нас неиссякаемым источником творческих заданий, требующих нестандартного мышления, необходимости покопаться в собственных мыслях, «подчитать» что-то у умных людей, чтобы иметь право сказать себе: «Я это могу!» Или испытать разочарование...
И мы всегда рады встрече с вами!

Кафедра словесности ММГ.

Участие в эвристических олимпиадах в нашей гимназии определяется желанием ребенка.
Это развивает у ребят интерес к предметам и дает возможность проявить себя, попробовать свои силы в необычных (творческих) заданиях.
Готовятся ребята к олимпиадам большей частью на уроках, где используются активные способы обучения, в том числе и проектная деятельность, и дополнительных занятиях (факультативах). Развивая умение анализировать предложенный материал, находить логические связи, умение работать с различными источниками информации на занятиях, дети применяют эти умения при участии в олимпиаде (особенно эвристической).
Хочется обратить внимание на то, что именно такая форма олимпиады позволяет детям раскрыться полнее, показать свои умения и навыки, за счет нестандартности, необычности заданий, требующих творческого подхода.
Анализ результатов олимпиады позволит нам сделать вывод о степени подготовленности наших учащихся к использованию полученных умений и навыков в нестандартных ситуациях и скорректировать свою работу в этом направлении.

Кафедры естественно-научного цикла и технических дисциплин.

Наша гимназия является постоянным участником олимпиад. Победители и лауреаты прежних лет высоко подняли планку, поэтому мы ожидали интересных работ и хороших результатов.
Специально детей к олимпиаде мы не готовили. Они у нас творческие, любознательные и ответственные.
Задания дети выполняли абсолютно самостоятельно. Приятно, что в классе, где они находились атмосфера была удивительно теплая, дружеская, несмотря на то, что возрастные группы были разные. А те, кто не участвовал, приходил «поболеть за своих».
Способ организации данной олимпиады считаем удачным, т.к. сочетались вопросы, связанные с наличием кругозора, фантазии, владением компьютерной графикой.
На наш взгляд, дети смогли проявить свои лучшие качества благодаря высокой мотивации к предмету и достижению результата. А какими будут эти результаты мы узнаем от вас. Со своей стороны, мы высоко ценим сам факт участия детей в олимпиаде и их замечательные работы.


---

Рефлексия учеников >>

---

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх