EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Дети были просто суперфантазеры, экстра-познавальщики, литературные каскадеры, фонтанирующие идеями и новыми словами»
Показаньева И.А., зам. директора школы №108, г.Трехгорный
Эвристические олимпиадыЛитература2002Говорят учителя
 
*

ЛИТЕРАТУРА

Результаты I-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по литературе

26 сентября 2002 года

Говорят учителя

Шарифулин Евгений Раисович, локальный координатор школы № 10, г.Алдан, Республика Саха (Якутия):

Приятно удивила увлеченность детей, особенно когда они поняли, что им дана полная свобода в самовыражении, с трудом удалось отправить их на обед, а позднее уговорить закончить работу: появлялись новые идеи как выполнить то или иное задание.

Компьютерный класс в нашей школе всего лишь третий год и не у всех участников было достаточно навыков для полностью самостоятельной работы за компьютером. Пришлось помогать с набором текста, сканированием рисунков и архивированием итогового документа. Мною были предложены участникам несколько макетов оформления работ, из которых ребята сами выбирали наиболее им подходящий.

В дальнейшем следует: 1) оформлять заявку задолго до олимпиады, желательно в льготный период; 2) до олимпиады с участниками продумать макет оформления ими страниц и создать/подобрать фоновые рисунки; 3) отработать выполнение операций, вызвавшие затруднения участников; 4) на индивидуальных занятиях привнести элемент заданий творческих, познакомить с теорией ТРИЗ и попробовать силы в решении подобных задач.

Спасибо за доставленное удовольствие!

---
Показаньева Ирина Альбертовна, зам. директора школы №108, г.Трехгорный:

В олимпиадах и проектах Центра «Эйдос» наша школа принимает участие не первый год. В прошлом учебном году в дистанционной олимпиаде по русскому языку принимали участие 12 учащихся (две ученицы стали лауреатами), в этом году – уже 20 человек. Подготовка началась примерно за две недели до начала олимпиады. Красочные объявления, индивидуальные беседы с детьми, выставки прошлогодних работ участников - вот далеко не полный перечень рекламных мероприятий, предшествующих проведению олимпиады. После оформления заявки всем будущим участникам было назначено время для съемки на Web-камеру, причем сам процесс позиро-фотографирования просмотро-редактирования на компьютере - придавал всей процедуре подготовки к олимпиаде солидность и значимость. Думается, что необходимый «задел заинтересованности» к 26 сентября был создан. Учащиеся в день олимпиады были освобождены от последнего урока. Мы предложили им полтора часа провести в «свободном полете», отключиться от школьной суеты, прогуляться в пришкольном осеннем лесу, настроиться на творческую волну. Затем в назначенное время 20 учеников были приглашены в два компьютерных кабинета. На экран монитора были выведены титульные страницы с фотографиями участников. Прозвучали слова приветствия, были вручены цветные визитки с любимым фото, олимпиадные задания и процесс пошел. Через два часа напряженной деятельности ребятам было предложено небольшое чаепитие, затем снова работа.

Мы впервые видели, чтобы дети так самозабвенно трудились. Наши олимпиадники пыхтели «не покладая мозгов» и как будто не чувствовали ни времени, ни усталости. Всех учителей-словесников, присутствующих в качестве наблюдателей и консультантов удивило умение школьников мобилизоваться, желание попробовать себя в ранее неизведанных областях, смелость и решительность, с которыми они это делали. И, конечно, незаурядность некоторых детей. Это были просто суперфантазеры, экстра-познавальщики, литературные каскадеры, фонтанирующие идеями, новыми словами, сочетаниями слов. Скажите, где, на каком уроке, ребенок может так проявиться, раскрыться, заблистать? Вопрос, наверное, больше риторический.

Мы уже в который раз благодарны организаторам. Пусть всегда будут здравствовать такие олимпиады, которые дают детям возможность высказаться, выразиться, преобразиться, и может быть вдруг из гадкого утенка превратиться в прекрасного лебедя, начав, наконец то, уважать самого себя: «Я знаю, я могу, я способен». И окончание олимпиады неожиданно станет началом совершенно новой жизни, жизни исключительно интересной, упоительно загадочной, сказочно красивой, когда даже нудный дождик вызовет улыбку, потому что скоро размокропогодиться.

---
Малинова Л.А., учитель литературы, гимназия №91, г.Железногорск Красноярского края:

Олимпиада представляет собой любопытный эксперимент, но, на мой взгляд, не олимпиадного характера. Задания для учеников носят субъективный характер, за исключением единичных примеров (вопрос о юморе в 8 классе и т.п.). Они отражают принципы ориентированно-личностного обучения. Какова в таком случае критериальность оценивания работ – неясно. Степень корректности предложения придумать дразнилку на президента – не из ханжества, но по личной убежденности – также видится несколько двусмысленной. На мой взгляд, вопросы такого плана необходимы – они позволяют выявить творческий потенциал ребенка, но ими не должна ограничиваться олимпиада.

---
Сбродова Елена Александровна, локальный координатор, МОУ школа № 92, г. Тольятти:

Сегодня, при проведении олимпиады, я поняла, насколько важно для детей создать уютную, комфортную атмосферу для участников! При выполнении этого условия дети по-настоящему раскрываются и выдают совершенно потрясающие результаты. Вероятно, определенная степень успешности выполнения заданий детьми зависит от умело (или неумело) созданной координатором обстановки. Желаю всем координаторам обратить на это внимание.

---
Васман Татьяна Дмитриевна, координатор олимпиады, г.Омск:

Ученики нашей гимназии участвуют в третьей эвристической олимпиаде. Олимпиада по литературе прошла на одном дыхании. Было очень много желающих (79 участников). Слухи об оригинальных заданиях, которые обязательно будут, быстро разнеслись по школе. Были на слуху оригинальные ответы наших учеников из прошлой олимпиады по математике (т.к. по литературе была первая!), которые красовались на стендах, вновь появившихся в школе вместе с листовкой о грядущей олимпиаде по литературе. Ожидания наши оправдались. Задания были действительно "классные", как говорят наши дети. В классах просто витал дух творчества. Улыбки не сходили с лиц малышей, которые сочиняли считалки, дразнилки, стихосказки. По-моему они чувствовали себя сказочниками. И не прекращающийся хохот, когда эти произведения "набирали" старшеклассники. Если бы авторам было суждено увидеть признание народа, они были бы счастливы. В старших классах, при выполнении "Диалога", слышалось тихое мурлыканье. "Вкус книги". Оказывается это даже удобно, расположить книги своей библиотеки по таким разделам и читать их в зависимость от твоего настроения "кислого" или "сладкого".

Конечно, нам было трудно при таком количестве участников обработать все работы. Особенно со сканированием. Не всем детям удалось попасть за компьютер, да и не все смогли бы нарисовать на компьютере. По моему мнению, не в каждой возрастной группе нужно давать рисунки. Но, возможно, это я брюзжу от усталости. Очень хорошо в организации олимпиады мне помогали все учителя литературы (т.к. участвовали дети из всех классов гимназии) и завуч Гингель Елена Александровна, кстати, тоже литератор. Они впервые столкнулись с такой формой работы- дистанционная олимпиада, и чувствуя значимость всего происходящего, были горды собой. Сегодня на педсовете призывали всех участвовать в эвристических олимпиадах и требовали срочно представить график следующих олимпиад, хотя он давно вывешен в учительской.

---
Мысли учителей литературы гимназия 39, Тольятти, Азарова И. А. и Буртасова Г.А.:

Необычные задания, творчески выполнить которые могут дети не «зашторенные» и вовсе не отличники, занимающие первые места в традиционных олимпиадах.

Поразило то, что эти же дети прекрасно владеют компьютерными технологиями. Молодцы наши учителя информатики! Мы как-то до этой олимпиады не думали о совмещении литературного творчества с компьютером, а теперь есть интересные мысли об этом.

---
Басалгина Татьяна Юрьевна, координатор проекта, Гимназия №1, г.Пермь:

Самое главное, что мы это сделали. В подобном мероприятии мы участвовали впервые. Нам все понравилось, все было новым, необычным, интересным. Об олимпиаде мы узнали 24.09.02. Подумали, прикинули и решились. Желающих было больше, но мы организаторы немного испугались, как нам разместить всех на 10 рабочих местах в компьютерном классе. Поэтому и участвовали 10 человек.

Спасибо организаторам, ведь зарегистрировались мы в последний день.

Когда просматривала работы ребят, поймала себя на мысли, что за 2-3 часа такого не создать, а они смогли. Огорчило оформление, но ребята не виноваты (существуют перебои с преподаванием информатики).

И ещё, планируя работу, мы распределили работу так: 1-1,5 на обдумывание идей, остальное время – оформление. Работа показала – идей много, а времени оформлять маловато. Над этой проблемой будем думать и в следующей олимпиаде уже по русскому языку (желающих уже сейчас много) применим другую тактику.

---
Миниахметова Клара Назифовна, зам. директора гимназии №111, г.Уфа:

В прошлом учебном году мы участвовали в 6 дистанционных эвристических олимпиадах и нескольких проектах и дети похоже вошли во «вкус». С первых дней дети забросили нас вопросами о ближайших олимпиадах Центра «Эйдос». И дети, и учителя с нетерпением ожидали олимпиады по литературе. И она оправдала все наши ожидания. Вопросы изумительно прекрасны. Дети как никогда легко и сразу включились в творческий процесс. Не успев получить тексты заданий, прямо на ходу стали сочинять свои варианты считалок, скороговорок …

Большое спасибо за интересные вопросы и ваше умение зажечь сердца детей огнем творчества. Равнодушных не было. Не было растерянности и шока от заданий, как нередко бывало в прошлом сезоне. Видимо, сказалось то, что в олимпиаде участвовали дети, чувствующие в себе потребность в сочинительстве или же имевшие опыт участия в эвристических олимпиадах.

По мнению детей – это была самая «клевая», «классная» олимпиада. Мы согласны с ними и считаем, что дистанционная олимпиада по литературе оказалась самой эвристичной из тех, в которых участвовала наша гимназия. Задания произвели очень большое впечатление, дали волю фантазии, раскрепостили творческие способности детей, раскрыли их лучшие человеческие качества, открыли большие возможности для укрепления коллективизма и взаимопомощи среди учащихся.

Весь текст дети набирали самостоятельно, а при архивировании и сканировании помогали друг другу. Отправить материалы по электронной почте участникам олимпиады помогли члены школьного клуба информационных технологий (КИТ), работающего под руководством нашего зам. директора по ИТ А.Б. Галанова. Дистанционные эвристические олимпиады стали у нас – коллективным творческим делом для всей гимназии. Спасибо Вам! Своими олимпиадами и проектами вы не только помогаете развиваться творческому потенциалу детей, но и решать и воспитательные задачи, способствуете укреплению гуманистических принципов в ученическом коллективе. Успехов Вам в вашем благородном деле. Ждем новых открытий на новых дистанционных эвристических олимпиадах.

---
Паламарчук Елена Львовна, учитель информатики Лицей №1, г. Нефтекамск:

Я сама любительница «чтива» и словесности, хотя и не литератор, в смысле преподавания предмета. Но не могла и подумать, что могут быть задания такого рода. Даже меня заинтересовало – а какие на вкус бывают книги? Задумалась, а какого любимого писателя выбрала бы я и нарисовала его герб? Фантастика! В детстве зачитывались до дыр книги Беляева, Александра Грина. И никогда не задумывался о том, почему у книги «Человек-амфибия» сумасшедшая популярность. Почему произведения Грина завораживают? Творческий процесс наблюдать со стороны бездеятельно невозможно – ты вдруг сам оказываешься в гуще событий, обсуждений, мнений, поисков. Вместе с ребятами окунаешься в море и буйство фантазии! СПАСИБО, ЧТО ЛИТЕРАТУРА ЕСТЬ!

---
Иванова Алена Александровна, школа «Эврика», г.Олекминск, Республика Саха:

Главные результаты, по-моему, это огонек в глазах детей, это открытие талантов, это новый взгляд со стороны на своих подопечных. Наибольший интерес вызвали стихосказка и автопортрет. Стихосказка - потому что дети выполняли работу с интересом, не нуждаясь в помощи. Обсуждали вместе свои сюжеты, находили наиболее интересные моменты в работах друг друга. Работа над автопортретом увлекла детей, как мне кажется, позволила им поглубже заглянуть в себя, выявляя таким образом свои положительные и отрицательные черты в характере. Прекрасное средство для самооценки! При выполнении заданий олимпиады ребята не испытывали больших затруднений. Конечно, был и первоначальный восторг и усталость в конце работы, но я считаю, что это была та усталость, когда чувствуешь умиротворение за выполненную работу. Трудности возникли при выполнении задания "Юмор". Долго участники не могли выбрать стиль выполнения работы. Просто правила не интересно, а что-то другое - что?…

---
Горбунова О.Н.
, гимназия №9, г. Череповец:

От имени всех участвовавших в олимпиаде учеников и учителей г. Череповца, гимназии №9 еще раз говорим СПА-СИ-БО!!! Детям очень понравилось работать в необычном режиме: особое внимание участникам, особенный завтрак с вкусными пирогами, красиво оформленные визитки, яркое оформление различной информации об олимпиаде. Добавились положительные эмоции у всех после того, как мы узнали, что тысячный участник среди наших гимназистов. Ура!


---
Капошко Оксана Викторовна, учитель русского языка и литературы, гимназия №9, г.Красноярск:

Наибольший интерес вызвало задание по созданию стихосказки видимо потому, что задачи подобного типа редки на уроках. Также интересно задание по созданию автопортрета. Это задание вызвало и наибольшие трудности, так как, если жанр автобиографии, как деловой бумаги, еще создается, то написать о себе загадку или страшилку - это значит взглянуть на себя со стороны, причем, может быть, даже и не глазами друзей. Найти в себе такие черты и качества, которые наиболее полно отражали нашу суть как личности.

Все дети отмечают чувство волнения, так как принимали участие в такой олимпиаде впервые. Азарт, и, как итог, чувство удовлетворения от проделанной работы. Задания олимпиады выполнялись с интересом.

---
Мартынова Ирина Николаевна, локальный координатор олимпиады, Лицей №2 г.Перми:

Я завидую «белой» завистью нашим детям - у них столько возможностей проявить себя, заявить о себе, о своих талантах на весь мир! Мы в вашей олимпиаде участвуем не впервые и с огромным интересом ждали задания – что-то придумали организаторы на этот раз? И не ошиблись в своих ожиданиях – задания оригинальные, пробуждающие творчество и фантазию.

Проведя олимпиаду, прочтя работы её участников, понимаю, как талантливы наши дети, сколько в их душе доброты, как они открыты для общения! С такой молодежью можно горы свернуть! Главное, чтобы мы, учителя, взрослые, дали возможность раскрыться нашим ученикам, в рутине дел не позволяя погасить лучики таланта и фантазии.

В проведении олимпиады мне помогала учитель информатики Катаева Ирина Викторовна, огромное ей спасибо. В этот раз мы постарались заранее подготовиться к олимпиаде: распечатали визитки, согласовали план учебных занятий по информатике (нам их пришлось совместить с проведением олимпиады, и занятие велось для всего класса целиком, без деления на группы). В перерыве напоили наших гениев чаем, охраняли их тишину и покой, не торопили со сдачей заданий, так как каждый работает в своём темпе, не все умеют быстро набирать текст на компьютере. И дети, я думаю, чувствовали нашу заботу и внимание. Ушли домой все уставшие, но довольные. В процессе работы все были охвачены творческим порывом, глаза блестели от восторга, изредка слышались возгласы удовлетворения после выполненного задания. Как нам иногда не хватает такой атмосферы на занятиях!

Хочется сказать Вам спасибо за тщательно разработанные инструкции, оперативность и, конечно, оригинальность!

---

В начало рефлексии учителей >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/

Чтобы получать оперативную информацию о проводимых дистанционных олимпиадах, подпишитесь на список рассылки Eidos-List.
 

Все олимпиады >>

  вверх
вверх