EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Согласитесь, что дети как птицы. У них тоже растут крылья...»
Иванова Л.А., учитель физики и астрономии, школа №30, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыЛитература 2006Говорят учителя
 
*

ЛИТЕРАТУРА

Результаты V-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по литературе

21 сентября 2006 года

Говорят учителя

Искужина Галина Валентиновна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №52, г. Уфа
Эвристическая олимпиада один из способов самовыражения ребенка. Именно в ней раскрывается большой творческий потенциал ученика. Работая с художественным текстом на уроках литературы, учащийся выявляет авторскую мысль. Выполняя задания олимпиады, ученик сам становится творцом. Очень хотелось, чтобы старшеклассники получили огромное творческое удовольствие от работы со словом и обрели себя в новом качестве: поэта, писателя. И если их работы будут замечены, радость от сотворенного, приведет к самоутверждению их личности, к расширению их жизненного пространства.
Перед олимпиадой ребятам было предложено вспомнить курс литературы, любимые тексты, основные теоретические понятия литературоведения. Основным пожеланием было набраться терпения, не пасовать перед трудностями, проявить в олимпиаде все свои бойцовские качества.
Когда старшеклассники начали выполнять задания, то первым и самым сложным оказалось для них сочинить стихотворение. Но через некоторое время выяснилось, что сочинительство для них не самая трудная работа: рифмующиеся строчки сыпались как из рога изобилия. Никто из детей не повторился. Каждый проявил свою неординарность, детскую непосредственность, смелость мысли. Смех, радостное оживление вызывали каждая идея, каждый вариант задания. Учащиеся работали по параллелям. Мы видели, что это придавало им силы, уверенность в себе, с одной стороны, и желание проявить себя, с другой.
Когда выполнение задания приходило в тупик, то рядом были мы, учителя. Но наша деятельность сводилась лишь к советам предположительного характера, ведь нельзя было вмешиваться в творческий процесс ребенка. Хорошо, что детям была дана возможность остаться один на один со своей работой, отредактировать ее, что-то исправить. Дети были освобождены от учебных занятий, администрация уважительно отнеслась к творчеству детей. Дети, в свою очередь, понимали важность происходящего. Дети умеют пользоваться компьютером: сами набирали тексты, сами правили. Желаем эвристической олимпиаде виртуального долголетия.
---

Асфандиярова Юлия Аркадьевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №52, г. Уфа
Приняв решение участвовать в олимпиаде, я ожидала, что ребята раскроют свои творческие способности, найдут оригинальные решения. Во время подготовки к олимпиаде мы решили готовить разных детей – и «сильных», и «слабых». «Слабые» очень переживали из-за своих орфографических ошибок, поэтому усиленно работали над правописанием. Со всеми участниками олимпиады мы поработали над особенностями литературных жанров, вспомнили ранее изученные произведения.
Получив задание, все ребята сразу же выделили для себя «любимое» задание и наиболее увлеченно над ним работали.
Трудности, которые возникли во время олимпиады, разрешились сами собой. К ученикам младших классов мы прикрепили старшеклассников в помощь.
---

Кочубей Анна Сергеевна, зам. директора по УВР, МОУ СОШ №52, г. Уфа:
Наша школа впервые принимает участие в дистанционной эвристической олимпиаде. Каждый из нас (и учитель, и ученик) ждал от олимпиады чего-то необычного, необыкновенного, может даже чуда. Не поверите, оно произошло! Весь «олимпиадный период» (начиная с первых дней подготовки к олимпиаде и до отправления олимпиадных работ) наша команда, да не побоюсь этого определения, пребывала в состоянии эйфории. Поскольку мы «первый раз пошли в первый класс», никто из нас не предполагал с чего все нужно начинать. Зарегистрировавшись и став участниками олимпиады, мы внимательно прочитали ваши инструкции, на основании чего разработали план дальнейших мероприятий. Учителя-предметники основательным образом взялись за повторение с учениками огромнейшего материала мира литературы, учитель информатики проконсультировался у учителей из других школ, которые уже принимали участие в данных олимпиадах.
И вот он настал, тот долгожданный день, день олимпиады! Трудно передать первое впечатление после прочтения заданий. Сначала многим показалось, что они ничего не поняли и ничего не знают, и вообще, зачем они сюда пришли. Однако, вдумавшись в каждое предложение, ребята начали усердно и кропотливо работать. Замечательно, что все участники при выполнении заданий чувствовали себя первооткрывателями. Кто-то впервые начал сочинять стихи, кто-то открыл в себе прозаика. Благодаря этой олимпиаде, каждый ребенок открыл в себе что-то новое и не только они, но и мы учителя были приятно удивленны, прочитав работы наших творцов.
Огромное спасибо, центру «Эйдос» за такой подарок как дистанционная эвристическая олимпиада!
---

Яшухина Ольга Николаевна, локальный координатор олимпиады, учитель информатики и математики, МОУ Гимназия, город Новый Уренгой:
Вот и наступил новый эвристический учебный год! Уже четвертый для нас. Как мы и обещали: "Мы снова с Вами!" У нас есть уже опыт проведения таких олимпиад. В этом году в олимпиадах будут участвовать все кто пожелает.
В этом году впервые приняли участие в Вашей олимпиаде учащиеся пятых классов. Я с ними общалась. Они были в восторге. Говорили, что будут принимать участие в эвристических олимпиадах и по другим предметам. Думаю, что и в этом году нам не придется скучать!
С нетерпением ждем результатов работ!
---

Мельникова Елена Константиновна, родитель, учитель МОУ №162, город Самара
Литература - третья наша дистанционная эвристическая олимпиада. Это превращается в какое-то необычайное путешествие, приключение. Поначалу я хотела выявить наклонности моей дочери для дальнейшей профессиональной деятельности, акцентировать её внимание на них. Не тут-то было. Аппетит пришел во время еды. Мы уже хотим участвовать в каждой второй олимпиаде, не меньше. Рождаются домашние заготовки для предстоящих олимпиад (по журналистике, например – эссе «как я успела-таки отослать олимпиаду по литературе»). Само событие «олимпиада» обрастает нестандартными ситуациями, историями, находками, открытиями которые уже и с темой олимпиады даже не связаны. Это отдельная история, новая жизнь, некое «автономное плавание». Не будь у нас этих олимпиад – вряд ли случились бы эти приключения. Отказаться от них уже не возможно.
Кроме того, возникла срочная необходимость подключать интернет на домашний компьютер, что бы не бегать в интернет-салон, не подстраиваться под их условия, когда и технических условий в самой олимпиаде целый воз. Работаем над вопросом установки программ, отвечающих требованиям оформления олимпиад «Эйдос».
Вот только как бухгалтер моей семьи сожалею, что для нас, участников по тарифу «персональный» суммочка набегает ого-го. Три олимпиады и уже почти тысяча рублей. Вряд ли мы оплатим участие во всех олимпиадах, в которых хотелось участвовать. А их 16.
---

Амелина Наталья Юрьевна, заместитель директора по учебно-методической работе, лицей № 111, г. Новокузнецк.
Как причудлива жизнь в своих поворотах. Еще полгода назад я тянула корабль под названием «эвристическая олимпиада» через Урал, а сейчас опять вернулась на Родину, в родной Новокузнецк. За два с половиной года, живя на Урале, я успела многое. Двенадцать школ приобщились к интереснейшему делу, попробовали свои силы, набили свои собственные шишки, сделали далеко идущие выводы, и вперед. Теперь без меня, сами, без моей безумной увлеченности и веры в эвристические методы обучения. Просмотрела список участников, нашла только одну школу, гимназия № 86, г. Нижний Тагил. Неужели мои старания пропали втуне, еще надеюсь, что не смогли организоваться после начала учебного года, посмотрим. Впору писать трактат о влиянии личности на ход истории. Шутка.
С 1998 года, когда я впервые познакомилась с эвристическими олимпиадами, это уже третий раз, когда мне приходится начинать все сначала. Как же радует, что не обманулась и на этот раз в своих ожиданиях. Опять вижу детское изумление перед заданиями, ту же увлеченность и нежелание бросать работу, хотя уже все сроки выполнения прошли. А Центр «Эйдос» получил в нашем лице нового поклонника и участника олимпиад - Нетиповое муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 111». До новых встреч, с уважением, Н.Ю. Амелина.
---

Шевяхова Эльза Шамилевна, координатор, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №4 с. Раевский Республики Башкортостан
Я уже не первый раз принимаю участие в подобной олимпиаде. Если в первый раз было очень сложно сориентироваться, распределить для учащихся время на выполнение заданий, то в этот раз всё было выполнено безукоризненно.
Мне понравилось, как ученица легко приняла задания. Сразу принялась за те задания, которые ей показались наиболее интересными и выполнимыми. Трудности возникают у нас только в связи с нехваткой конкретных текстов. В школьной библиотеке нет стихотворений А.Кручёных! Слава богу, что есть Интернет! Всё нашли, прочитали. Очень пригодилось!
Задания выполнялись творчески. А в творчестве какие могут быть проблемы?
Как мне показалось, ученица не совсем поняла пятое задание, поэтому написала только пожелание организаторам олимпиады. Но, думаю, что этот вариант тоже является ответом.
Катастрофически мало времени на выполнение заданий. У нас обычно ребята приступают к выполнению заданий только после уроков. Практически полдня у них пропадает, и иногда уходит час – два на то, чтобы после уроков ребята могли настроиться на задания олимпиады.
Я от всей души желаю всем организаторам эвристических олимпиад, всем учителям-координаторам творческих успехов! Пусть Ваши ученики будут неповторимыми в проявлении своей фантазии! Пусть они стремятся к новым открытиям, не довольствуясь известным! Пусть слово «олимпиада» станет для них лучшим стимулом для самореализации!
---

Азарова Ирина Анатольевна, заведующая гуманитарной кафедрой, учитель литературы, гимназия №39 «Классическая» г. Тольятти.
Как мы привыкли к классическим олимпиадам по литературе, районным, городским, областным, Всероссийским! Готовимся и участвуем каждый год. И побеждаем!
Победим ли сегодня? Эвристическая олимпиада – совсем, совсем другое. Это не проверка знаний по литературе, это творчество. Задания необычны и интересны (особенно диалог с А.Крученых, создание произведения – два жанра в одном).
Хочется самой отвечать на вопросы, сочинять. Спасибо коллективу, составляющему вопросы. Девочки работали целый день. Конечно, устали. Но вера в победу и радость творчества нас не покидали. Думаем, что это не последняя наша олимпиада в этом году. Впереди – русский язык и творчество.
---

Сахарова Оксана Васильевна, учитель информатики, школа №22, г. Южно-Сахалинск
В олимпиаде центра дети нашей школы участвуют впервые. Получив задания и прочитав их, я предположила, что такие задания приведут наших детей в небольшой шок. Предположения сбылись, когда раздала детям задания. На глазах был страх и ужас. Но постепенно удалось разрядить обстановку благодаря учителю-предметнику. Трудности возникли в том, что в нашей школе нет Интернета, и я не знала, во сколько вы пришлете задания. Тяжело было организовать детей. Но я думаю, что в следующих олимпиадах все будет хорошо. Проблема еще возникла в том, что все школы нашего города закрыли на карантин, трудно было собрать детей, так как не разрешала администрация. Я считаю, что заданий для ребят этого возраста было очень много. Они в итоге, дойдя до последних заданий, уже устали. В общем, читая рефлексии детей, я осталась довольна тем, что детям понравилось, сто «ввязала их в эту авантюру». Спасибо!
---

Хингеева Ирина Сергеевна, преподаватель литературы, МОУ Усть-Ордынская средняя школа №1 им.В.Б. Борсоева
В данной олимпиаде учащиеся нашей школы принимали первый раз. Ждали знакомства с заданиями творческого характера. Было интересно наблюдать за детьми, так как все задания вызвали интерес. Но задания №1, 4 вызвали у 8-классников затруднения. Задание №1 требует дополнительных знаний, начитанности, логического мышления. Задание №4 понимают поверхностно, не учитывают звуковые повторы. Дети были серьезны, внимательны, самостоятельны. Спасибо Вам за Олимпиаду.
---

Рефлексия локального координатора, заместителя директора по научно-методической работе Миниахметовой Клары Назифовны, гимназия №111, г. Уфа
Все: и дети, и учителя с нетерпением ожидали очередную олимпиаду по литературе, гадая о содержании заданий. И она оправдала все наши безумные ожидания. Вопросы - это нечто!.. Дети как никогда легко включились в творческий процесс.
Большое спасибо за интересные вопросы и ваше умение зажечь сердца детей огнем творчества. Равнодушных не было. Все с удовольствием взялись за работу, удовлетворяя свою потребность в сочинительстве. По мнению детей, все дистанционные олимпиады по литературе самые эвристичные. Задания произвели очень большое впечатление, дали волю фантазии, раскрепостили творческие способности детей, укрепили волю и характер.
Наиболее интересными, как всегда, показались задания по стихосложению и сочинительству. Старшие (10-11кл) с удовольствием поработали над заданием № 5 «Гостевая запись», признанным самым оригинальным. Затруднения вызвали задания литературоведческого характера. Тем не менее все трудности были преодолены. Фантазия, подкрепленная волей и настойчивостью помогли завершить работу большинству участников олимпиады. Все участники олимпиады могут занести в свой актив еще одну победу над своим страхом и ленью. Спасибо Вам за это. До следующей встречи
---

Осипова Светлана Леонидовна, зав. медиацентром, гимназия №39 «Классическая» г. Тольятти.
И опять Эйдос! Новая услуга центра, а именно, получение официальных Свидетельств участников олимпиад очень кстати, так как в этом году у меня и преподавателя литературы аттестация.
Участвуем в олимпиадах по различным предметам с 2002 года.
В текущем учебном году – это первая олимпиада. Инициатива только детей, сами команду собрали, оплатили взнос. Поразительно:- кажется и времени у выпускников нет (участники – это 11-классницы), а, тем не менее, в любых олимпиадах эти девочки – непременные участницы.
Наблюдала за первой реакцией на задания. Удивление у всех, у одной разочарование, у остальных – вздох облегчения. Нет проблем, написано на их лицах так как творческих заданий с учителем написано, придумано, обсуждено много. Слушаю напутствие литератора Ирины Анатольевны и в очередной раз убеждаюсь, что творческие ученики – это дети талантливых педагогов.
Моя же задача, как локального координатора, простая:- показать, где в сети лежат шаблоны, дать разрешение на Интернет и вперед, трудитесь до 17-00, а далее – проверка и пересылка.
---

Прибыльщиков Сергей Павлович, локальный координатор, руководитель центра ДО, гимназия N7, г. Пермь
Это не первая эвристическая олимпиада, в которой я являюсь локальным координатором. Но первая, в которой принимает участие такое большое количество участников – учащихся нашей гимназии - 60 человек. Технические ресурсы гимназии не позволили всем участникам одновременно работать, поэтому пришлось решать много организационных вопросов. Так же много времени ушло на обработку 60 работ, а пересылка уже дело техники.
Неожиданных заданий не было. Но было интересно наблюдать за ребятами во время олимпиады, как менялось настроение, как просыпались «искорки в глазах» когда получалось. Уровень учащихся, участвующих в олимпиаде, очень разный, но мы предоставили возможность поучаствовать всем желающим.
Организаторам желаю неуспокоенности, успехов в своем деле и творчества. А дело Вы делаете на самом деле интересное и нужное и детям, и для нас учителей. Спасибо!
---

Великанова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, школа №21, г. Озерск
Для нашей школы – это новая форма проведения олимпиады. Было интересно следить за реакцией детей. При подготовки олимпиады особенностей не было, так как не знали, какие будут задания.
Для дистанционной олимпиады данный способ наиболее приемлем. В ответах «Рефлексия» дети определили, какие виды работ им понравились. Очень любят сочинять сказки. Детям было сложно соотнести фонетическое звучание слова со значением литературного образа. Сложно давать ответы на вопросы «Рефлексии», так как надо проанализировать свой мыслительный процесс при выполнении заданий. Замечаний нет. Элементы заданий частично можно было бы использовать на уроках развития речи.
---

Локтева Татьяна Валерьевна, зам.директора по НИТ, школа N21, г. Озерск.
Сначала просто хотелось поучаствовать. Когда откликнулось такое количество учителей, детей и их родителей, появилось чувство, что мы тоже сможем. Особенностей как таковых не было. Пришлось достаточно много отвечать на вопросы про олимпиаду. А это было сделать трудно, потому что информации мало. Задания детьми выполнялись по-разному: кто-то ходил по коридору, кто-то много писал, перечеркивал и снова писал. Было много эмоций, удивления, разочарования, радости. Пока мы не нашли свой наиболее удачный способ проведения олимпиады. Я думаю, что для всех участников олимпиады наибольшую сложность вызвали задания. Мы, конечно, ожидали нестандартные задания, но к таким полностью готовы не были. Лучше всего им удалось проявить характер. Тяжелее всего было с идеями. Замечания и предложения: надо творить самим и учить творчеству детей.
---

Разумова Алла Григорьевна, зам. директора по УВР, МУ «Гимназия №57», г.Курган.
Дорогой «Эйдос»! Здравствуй!
Вот и очередной сезон для нашей гимназии открыт. Трудно начинать – многие навыки ослабели. Выпустились мои помощники-старшеклассники. Появилось «племя младое», еще не очень опытное. Так что вопросы решались, в основном, технические. Пришлось опять набирать тексты за малышей-второклассников.
А сами дети, как всегда, в восторге от заданий. На некоторых напало тако-о-е красноречие… Вижу, что уже определились постоянные команды участников. Тяжелы на подъем оказались старшеклассники: начало года, формирование индивидуальных траекторий, много организационных моментов. Поэтому просто не успели многие сообразить, что 21 число уже настало и прошло. Спохватились сегодня, 22-го.
Наша маленькая команда готова к новым встречам с эвристическими заданиями. Спасибо!
---

Пономарева Наталья Анатольевна, учитель русского языка, МОУ гимназия №3
Принимая участие в олимпиаде по литературе, мне хотелось, чтобы ребята 5-х классов смогли попробовать свои силы в сочинении текстов разных жанров. Готовясь к олимпиаде, мы с ребятами сочиняли небылицы, читали мифы, выполняли творческие задания. Ученики с удовольствием приступили к выполнению заданий. И больше всего ребята сумели проявить себя в работе над пятым заданием. Им удалось подобрать интересные образы, сравнить человека с необычными предметами, объяснить смысл заданной темы. Такие задания ребята уже выполняли на уроках литературы, поэтому им было несложно и интересно. Трудность заключалась в выполнении четвертого задания, т.к. былины ребята еще не изучали, и они еще не знакомы с особенностями былинного жанра. Но трудность была преодолена. Учащиеся познакомились с былиной об Илье Муромце и постарались сочинить историю о подвиге былинного героя.
На будущее хотелось бы пожелать, чтобы такие олимпиады проводились регулярно. И, конечно же, чтобы задания подбирались с учетом прохождения программного материала по литературе.
---

Константинова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы, Быковская средняя школа №15 Раменского района
Информацию об участии в эвристической олимпиаде я получила от учителя географии Салеевой Ларисы Юрьевны. Так как Лариса Юрьевна имеет разовый опыт проведения олимпиады по географии, то мы решили принять участие в олимпиаде по литературе.
Участвовать в олимпиаде согласились две ученицы 7-б класса. После того как девочки получили задание, они с энтузиазмом начали его выполнять. Настроение у них было хорошее, задания им понравились. Думаю, что это участие будет не последним.
Олимпиада показала, что задания были объемными, можно сократить количество и однотипность заданий.
---

Кушнарева Наталья Юрьевна, зам.директора по НИТ, гимназия N1, г.Хабаровск
О существовании эвристической олимпиады я узнала случайно – 19 сентября. Звонок преподавателя Гуманитарного университета, завкафедры МХК – и решение попробовать!
Привлекла идея, имя А.В. Хуторского, с работами которого знакома. Обычные, в традиционной форме олимпиады не люблю. Данную олимпиаду восприняла как альтернативную и не ошиблась.
Безусловно, это была авантюра. Времени было катастрофически мало. Уже 19.09. создана команда, положение об олимпиаде – в конце дня.
20.09. Решение финансовых проблем. Заявка. Но нет точной уверенности, что что-то получится. В течение дня все время открывали почтовый ящик и ждали. Оказалось, что дважды отправили заявку неправильно. И только на третий раз все получилось.
Я не знала, что ждет меня 21 сентября. Предполагала, что трудности будут с техникой. Так и произошло.
Таким образом, вся подготовка к олимпиаде свелась к организационным вопросам.
Утром – новый сюрприз. Заболели дети. Срочно происходит замена. К счастью, есть желающие.
И вот задания у ребят на столе. Сначала паника. Потом сосредоточенность и тишина. В течение дня я наблюдала за детьми и видела, что мои ученики – прежде всего замечательные люди.
Вот кроткая, добрая, тихая Маша. Она больна, простыла. Я так поздно заметила, что сидит она у открытого окна, где гуляет ветер, а она не слова…Спокойно и доброжелательно помогает всем.
А вот сидит сосредоточенная Настя, не отвлекается, погрузилась в себя, в свой мир. А когда она выполнит свою работу, будет помогать малышам (оказывать техническую помощь).
Веселая, неунывающая Лена…Просто удивила своей работоспособностью и целеустремленностью.
Нестандартная, не признающая никаких правил, Вика З. Сидит смирно, как будто придавленная грузом нестандартности, так неожиданно свалившейся на нее, а она не знает, что с ней делать. Как жаль, что звонок из дома вырвал ее из наших рядов.
Растерянная и немного испуганная Вика С. Не хватило ей сил дойти до конца. Но как приятно, что она не отчаивается.
Настя и Ксения… Их умение работать в сочетании с особой энергетикой питают всех, вдохновляют нас.
А вот и малыши, как мы их ласково называли в течение дня – Соня и Игорь. Какие же они творческие и увлеченные! Им трудно набирать текст, они быстро устают. Старшие приходят на помощь. И это здорово! И это главное!
Здесь, на нашей олимпиаде, не было не любимого мною соперничества, когда «по головам» других шагают.
Способ организации олимпиады, безусловно, интересен. Если один раз попробовать, все получится. А у нас конечно проблем было много. И главная из них – техническая (не хочется об этом писать). Все делали дети сами. Они молодцы. Но было их жаль, когда за окном уже была темнота.
Одиннадцать часов вечера. Веду домой Женю. Она наш главный координатор. Только благодаря ней мы отправили письма. Извиняюсь перед родителями. Плетусь домой. А мысли продолжают крутиться вокруг заданий…
А все-таки ОЛИМПИАДА удалась!
---

Макарова Ирина Викторовна - зам. директора по информационным технологиям
Мы рады очередной встрече с вами как с уже давно знакомыми людьми, добрыми друзьями, несмотря на то , что олимпиада наша - дистанционная!
Вновь удивлены вашей изобретательностью, творческим подходом к выбору заданий. Все вопросы олимпиады были как всегда оригинальны, интересны. За столько лет вы ни разу не повторились!
Особенно понравились детям (среди них есть и , на наш взгляд, реализованные) следующие задания:
6-7 класс- №1,2
8-9 класс- №2, 4,5
10-11 класс-№1 ,3
Задание №1 для параллели 10-11 классов вызвало у всех живой интерес, хотя оказалось достаточно трудным, так как нам кажется, что современный школьник далек от экспериментальной поэзии, у него нет опыта подобных лингвистических исследований поэтических текстов.
Вызвало некоторое недоумение задание №3 (8- 9 класс). Думается , что на фоне других предложенных в олимпиаде заданий оно выглядит несколько наивно и даже нелепо.
В целом мы довольны своим участием в олимпиаде.
---

Гильдман Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ «Эврика»
Задания эвристической олимпиады по литературе интересные и увлекательные. Все ребята, которые принимали в ней участие остались довольны. Одни тем, что сразу смогли включиться в процесс и выполнили задания довольно быстро, другие – что им помогали товарищи. И мы с ребятами пришли к выводу, что эвристические олимпиады не только развивают творчество, но и раскрывают в ребёнке такие качества, как поддержка и взаимопомощь.
---

Лактанова Наталья Михайловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Моск.обл.
Начало учебного года в школе – это всегда суета, множество дел и бумаг, поэтому мне очень обидно, что не удалось полностью заниматься в этот день только олимпиадой. А раз так, то многое просто ушло из поля зрения. Запомнилось только несколько фраз, произнесённых старшим детьми:
1) «Представляете, у малышей совершенно не развито творческое мышление! Надо им ввести специальные занятия!»
2) «Ну почему у других всегда такие интересные задания?!.» и др.
---

Черепанова Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ «Эврика»
Задания олимпиады оказались непривычными, требующими не только знания текстов произведений, но и умения фантазировать, сочинять по определённым правилам, поэтому ребята испытывали затруднения при выполнении заданий №3,4. Отведённого времени не хватило - некоторые работы не отредактированы. Несмотря на испытанные нагрузки, все участники ощутили творческий подъём, желание принять участие в следующей олимпиаде. Спасибо всем организаторам!
---

Еремеева Е.В. , СОШ №110, Казань:
С моими учениками мы не первый раз участвуем в эвристических олимпиадах. Были победы, но все равно с трепетом открываем задания. Вдруг не рассчитаем силы, не справимся… Но вот вдохновение уносит мою талантливую Анечку далеко-далеко от обычной школьной жизни, и радуешься, что олимпиада открыла новую маленькую звездочку. Привлекают задания-эксперименты со словом – вот где простор для творчества! Первые поэтические шаги также необходимы юному филологу. Как всегда огромная благодарность и слова признательности в адрес организаторов Интернет-олимпиад.
---

Озеркова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования, гимназия N 2, город Железнодорожный.
Технически все просто. Никаких накладок, никаких проблем. Вопроса участвовать или не участвовать просто не возникало: литература – самый любимый Анин предмет. Какие получились задания – не мне судить (как представителю ТГ по составлению), но у дочери они вызвали интерес. Главная проблема оказалась с первым заданием – вспоминала-вспоминала, что такого особенного было летом, так и не вспомнила. Поэтому открытия получились не совсем летние, хотя сбежавший в весьма холодную погоду купаться ребенок – факт, и полкило мороженого – тоже. К безусловным удачам Ани следует отнести задание о мифе. Следует отметить, что в рефлексии Аня стала гораздо самокритичней, отмечает не успехи, а проблемы.
Пока писали рефлексию, пришел список рассылки по естествознанию. Ане было очень приятно увидеть свою рефлексию – это повышает самооценку, обычно невысокую. Хорошо, что «Эйдос» помогает нам в этом, ведь проблема самооценки у нас еще с детского сада.
---

Олюнина В.С, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №17, г. Ачинск
Материал, подобранный для учащихся 8-11 классов интересен и достаточно разнообразен. Он позволяет участнику (среднего и старшего звена) показать свои знания, проявить эрудицию и определить свой образовательный уровень.
Задания требуют нестандартного мышления, творческого решения и умения преодолевать стереотипный подход при ответе. Ученикам необходимо было сконцентрировать своё внимание на полученных в школе знаниях и, преодолев трудности, использовать их в сфере новых знаний. У каждого ученика была возможность достичь высоких результатов, так как в олимпиаде принимали участие не просто любители русского языка, но и его лучшие «знатоки».
Эвристические олимпиадные работы такого уровня дают ученикам определенных регионов возможность реализовать свои способности и чувствовать себя самодостаточным.
---

Кудряшева Т.А, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №17, г. Ачинск
Сколько ожиданий и волнений было до начала олимпиады по русскому языку! Сбой в Интернете не позволил вовремя получить задания. И вот наконец-то перед ребятами олимпиадные головоломки.
Реакция при чтении заданий разумна: удивление, улыбки, после прочтения первого задания, но нет равнодушных лиц. Выполняя работу, ребята отметили задания 1 и 4, которые показались интересными. Трудности испытывали при выполнении заданий 2.
На мой взгляд, Данная олимпиада помогла ученикам в полной мере проявить свой талант и творческие способности.
---

Идзанова Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры «ИС» АФ ГУЦМиЗ, учитель информатики МОУ СОШ № 17 г. Ачинск, Красноярского края.
Учащиеся нашей школы с большим интересом участвуют в олимпиадах Эйдоса,
Им нравится, выполняя задания рассуждать, высказывать свое мнение, работать с литературой. У участников появляется интерес т.к. задания нетрадиционны. Ребята отмечают в себе развитие творческих сторон, интерес к своему внутреннему миру, появляются неиссякаемые фантастические задумки. Удачи организаторам олимпиад!!!
Всего доброго!
---

Лапухова Ольга Леонидовна, учитель чтения, гимназия №1, г.Владивосток

С Дистанционными Эвристическими Олимпиадами я знакома давно: в разные годы, по разным предметам в них принимали участие мои сыновья – Роману-12 лет, Александру-9. Но как учитель – предметник, я выступила первый раз. Обычно в школе от детей требуется знание точных фактов и цифр, правильных ответов. Хотя жизнь часто преподносит нестандартные задачи! Я уверенна, что подобные олимпиады помогают ребятам подготовиться к жизни, к тому же снимают страх перед участием в олимпиадах. А ещё развивают мышление, воображение, смекалку, что архиважно для уроков литературы (да и других предметов тоже).
В гимназии №1 Владивостока, где я работаю, с первого класса дети учатся по предметной системе, т.е. я веду уроки Литературного Чтения во 2-х и 3-х классах, что позволило собрать мне две команды. Во время подготовки, я объяснила ребятам, что их не будут спрашивать «Когда родился Пушкин?» и «Сколько басен написал Крылов?» Это успокоило ребят. Объяснила, что значат слова «Дистанционная», «Эвристическая» и показала несколько заданий прошлых лет.
Обе команды находились в одном классе. Это несколько усложнило работу (у них разные задания). Но ребята почувствовали торжественность момента. Все задания, которые связанные с Устным Народным Творчеством шли на «Ура!», т.к. с этой темы мы начинаем учебный год. Были сложности с рефлексиями, удачна находка рефлексия-басня.
Основные трудности – это организационно-технические моменты. Многие родители осознали необходимость компьютеризации. Финансовые вопросы (если ребёнок заболел?) Спасибо организаторам!!!
---

Жандармова Ирина Владимировна, член объединения детей и родителей "Маленький принц", старший преподаватель кафедры Информатики ДВГУ.
Олимпиаду по литературе я для себя не планировала, но помня, что в прошлом году ей интересовались и выписывали лучшие ответы и задания прошлых лет. Решила поинтересоваться у учителей, к моему удивлению они быстро среагировали и набрали хотя и не за неделю до олимпиады 60 человек. В прошлом году меня такое количество пугало, но опыт проведённых олимпиад для 90 человек успокаивал, хотя зря. Не успев собрать все данные с участников, я не стала выдавать им электронный вариант заданий, а раздала только печатный. Учитывая, что все 60 человек из начальной школы родители помогали в наборе, а оформление в шаблоны я взяла на себя. Хотя работа простая, но для меня оказалось заняла довольно много времени. Опять были проблемы с нечитаемыми дискетами, перебои с электронной почтой, некоторые родители не смогли правильно скопировать работы на диск, предоставляли ярлык или пустой диск. На всё это тоже ушло много времени, но в этот раз меня поразила отзывчивость родителей. Они переживали как их дети, беспокоились о сроках и работах своих детей, при необходимости приезжали ко мне домой, звонили, слали задания по нескольку раз. Меня это очень порадовало, значит, задания, т.е. сама олимпиада по литературе им тоже понравилась, понравились им и мне и ответы ребят. Прямо с первых минут выдачи заданий девочки читали мне свои стихи, конечно, таких были единицы, но их бы я уже отнесла к числу профессионалов в своём деле. Я подумала, может кто-нибудь из них в будущем будет знаменитой поэтессой или писательницей и тогда я вспомню, что в этом была и моя капелька участия. Я хочу, пожелать ребятам и организатором олимпиады творческого вдохновенья, и большое спасибо за доставленной удовольствие.
---

Мартынова Ирина Николаевна, руководитель информационной службы, МОУ «Лицей N2», г. Пермь
Тремя неделями ранее…
30 августа. Педсовет. Один из вопросов: Интеграция эвристических дистанционных олимпиад и других телекоммуникационных проектов с образовательным процессом лицея. Докладчик – руководитель информационной службы лицея Мартынова И.Н.
Ура!!! Есть хоть и небольшие, но результаты: удалось «выбить» один день – четверг на проведение эвристических дистанционных олимпиад; есть поддержка некоторых учителей (с остальными придется работать индивидуально, но «вода и камень точит»), и есть поддержка директора – обещано финансирование.
С подготовкой к олимпиаде пока не очень. Учителя очень заняты, удалось только раздать прошлогодние задания, пригласила познакомиться с работами наших участников (среди них и немало победителей!), но желающих не оказалось. Надо думать!!!
За неделю до олимпиады по литературе: составлена и отправлена заявка на участие (опять 10 человек– не больше и не меньше!) и есть список из 13 желающих принять участие в олимпиаде по немецкому языку. (Директор с главным бухгалтером собирают последние финансы на оплату счета, со следующими олимпиадами придется что-то придумывать с оплатой.) И ну надо же, подходят еще желающие на олимпиаду по литературе! Предлагаю оплатить самим, у лицея пока денег нет – и больше не подошли…
Один день из жизни локального координатора.
21 сентября 2006г.
7.00. Подъём! Что день грядущий мне готовит? Олимпиада!!!
В глубине души – радость и чувство предвкушения приобщения к удивительному и интересному, и тревога: как всё пройдет?
8.45. Лицей. Получаю почту. Чувство облегчения: задания есть, сохраняю, распечатываю.
9.15. Подходят участники, а вернее, участницы. Почему-то их только 8 человек. Где еще двое? Так, запыхавшись, бежит Становкина Оксана, а вот Алены нет, говорят, что заболела. Срочно находим замену – Сашу Шустову из 11-го литературного. (Надо же, и учитель не сетует, что уроки пропустит, а сама агитирует участвовать!)
Ну вот, команда в сборе, делаю вводный инструктаж, раздаю задания и желаю успеха. Повторяю ставшую «летучей» фразу: «Не бойтесь сумасшедших идей! Творите! И будьте не такими как все!»
Работаем в идеальных условиях: два смежных кабинета информатики свободны, можно сесть посвободнее и творить, творить, творить… На вопрос: «Ну, как задания?» отвечают: «Супер! Интересно и необычно!»
Девчонки из 11-го класса со знанием дела садятся за компьютеры и сразу включаются в работу. Десятиклассницы взяли тетрадочки и скромно начали в них что-то писать. У них еще нет информатики, и видно, с компьютерами они пока не на «ты».
10.00. У меня есть время еще раз перечитать инструкцию, проанализировать, не забыла ли чего, просмотреть начало работ участниц (вспомнила случай, как на одной из олимпиад ребенок забыл внести свои изменения в титульный лист).
11.00. Приходится помочь 10-тиклассницам загрузить компьютер и открыть свои файлы (спасибо организаторам за шаблоны!), начать работу. Еще раз повторила требования к оформлению. Молодцы, справляются!
12.00. Все работают. Очень интересно наблюдать со стороны: у кого-то мечтательное выражение на лице, а кто-то с хитрецой в глазах и усмешкой сочиняет очередной шедевр… Очень красивые и одухотворённые лица - ну прямо тургеневские девушки, только вот в руках не перо, а мышка, и глаза в компьютеры устремлены.
12.15. В лицее большой перерыв, и о чудо! Заходят учителя литературы! Им интересны задания! (все-таки мое выступление на педсовете их затронуло!) Все оживились, обсуждают задания, смеются над идеями диалогов в 1-м задании, показывают свои стихи. Все-таки, как важна поддержка! Заходят одноклассники, тоже проявляют участие.
Наконец перерыв закончился, и постепенно все окунаются в творчество, и по-другому это не назовёшь, это чувствуется душой и даже кожей. Хочется самой сесть и попробовать свои силы в каком-нибудь задании. Но!
13.00. Приходится решать массу разных вопросов: готовить отчеты для районо, обсуждать с активом класса предстоящий турслет, собирать заявки на другие телекоммуникационные проекты. А время летит!
14.00. Кое-кто приступил к выполнению 5-го задания. Приходится помогать выйти в Интернет, найти нужный форум, зарегистрироваться. Мне показалось, что это задание не всем девушкам понравилось, многие выполняли его, потому что надо сделать и все. Некоторым приходилось пояснять смысл задания, кого-то смутили чужие записи на форуме, а кто-то просто устал и выполнял формально.
Отвыкла наша молодёжь от записей в альбомах, не пишут письма, поздравительные открытки и пожелания! Опять приходилось им напоминать, что не надо писать как все! Напишите что-то своё!
15.00. Делаем перерыв! Фотографируем команду на память и на сайт лицея, еще раз напоминаю правила оформления работ. Спрашивают: а до какого времени можно работать, не все быстро печатают. Довольны, что их никто не торопит, а я довольна, что они не торопятся – значит, девчонкам действительно интересно!
16.00. Несколько человек уже закончили, пишут рефлексию, кто-то обещал принести на диске на турслет, потому что сейчас сил нет, а кое-кто прислать по электронной почте (чувствуется прогресс!). Проверяю работы у каждой, все-таки филологи, они и файл могут неизвестно где сохранить, и пробелов лишних наставить.
18.30. Кажется всё!!! Файл Readme написан, работы заархивированы, можно отправлять.
Не может быть! Интернет скончался!!! Что делать? Звоню в техническую службу поддержки провайдера. А в ответ тишина… Звоню инженеру лицея. Он может подойти только завтра. Да, жизнь полна сюрпризов! Хорошо, что дома есть Интернет! Везу все работы домой.
20.30. Работы отправлены. Кажется, рабочий день закончен. Телефон звонит: «Ирина Николаевна! Я рефлексию отправила. Вы получили?» И так три раза. Покой нам только снится… Но как была бы жизнь скучна без Вас, «Эйдос!»
---

Вторых Зинаида Николаевна, преподаватель , ГОУ СПО «Красноуфимский педколледж»
Было очень интересно, так как задания отличались креативностью мышления.
Тщательной подготовки к олимпиаде не было. Может быть, сказывается наличие определенных знаний, опыта.
Книгами практически не пользовалась. Лишь пришлось воспользоваться сборниками стихотворений А. Е. Крученых и Ф. И. Тютчева. Учениками активно использовались словари, сборники стихотворений.
Считаю, что организация олимпиады осуществлена удачно.
Предложения: побольше таких мероприятий, позволяющих раскрыть свой творческий потенциал.

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх