EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Я стал более гениальным, спасибо олимпиаде!»
Скулкин Антон, 3 класс, прогимназия «Кристаллик, г. Саратов
Эвристические олимпиадыМатематика2004 Говорят учителя
 
*

МАТЕМАТИКА

Результаты VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по математике

16 декабря 2004 года

Говорят учителя

Васютина Надежда Юрьевна, учитель математики, зам. директора по УВР, гимназия N3, г. Иркутск:

Ожидание заданий по математике превзошли все ожидания. Мы долго спорили – какими будут задания по математике, выстраивали версии, но …. Реальные задания разрушили все иллюзии. Вот как можно сделать математику красивой!!! Вот как можно показать истинную красоту в математике. Задания супер! Я, как учитель математики, в восторге! Это не просто скучная задача, в которой только цифры, цифры и еще раз цифры. Это задачи, в которых заложены развивающие аспекты. Ты не просто прочитал задачу, но еще и узнал что-то новое о том, чего нет в школьных учебниках, о том, о чем сказать на уроке у учителя не всегда бывает время. А как здорово прикоснуться к великим мира сего через придумывание названий для чисел, дробей и т.д. Спасибо за задания.
Может, еще не у всех все получится, потому что ваша олимпиада требует и от детей и от учителя нового типа мышления – полета фантазии, а мы пока привыкли мыслить шаблонами и стереотипами, но…. НО я видела не поддельный интерес в глазах малышей 3-4 класса. Они впервые участвовали в вашей олимпиаде. Я видела? с каким чувством ответственности старшеклассники помогали им в наборе заданий на компьютере, пытались что-то посоветовать и как эти малышки и малыши отстаивали свое видение!!!
Знаете, организовать такое дело сложно. Но когда видишь как дети через день, два, неделю обсуждают то, что им надо было сделать, понимаешь эвристическими олимпиадами надо заниматься. Надо ребятам показывать другой уровень мышления и учить их мыслить по-другому. Спасибо!!!

---
Тарасов Андрей Валерьевич, учитель математики, школа №11, г. Байкальск:

В олимпиаде по математике я принимал участие уже не как помощник в проведении, а как учитель-предметник. Настраивался на эту олимпиаду сам, настраивал своих детей. Задания были просто …. Не хватает слов, чтобы выразить. Мне хотелось сесть рядом с детьми и начать самому это выполнять. И были задания, которые заставили бы попотеть любого учителя. Я много ждал от этой олимпиады, хотя как математик, я не очень доволен результатами своих детей. С другой стороны, я смог оценить своих детей по-новому. Я всегда говорю своим детям на уроках, что математика нужна в первую очередь, не для умения считать, вычислять и т. д., а для умения логически, творчески мыслить, быстро находить выход из любой ситуации, способности анализировать. И во время олимпиады я увидел некоторых детей другим взглядом. В ком есть творческая жилка, умение поставить все с ног на голову и выкрутиться из этого, а в ком этого даже близко нет, и он берет бастионы математики штурмом зубрежки. Некоторые дети так и не раскрыли свой потенциал, и поэтому их ответы сводились к шаблонному отписыванию. Я увидел свои недоработки. Математику нужно не только любить, но и понимать всей сущностью. Была бы возможность разогнать их всех по разным кабинетам, тогда бы, думаю, результаты были бы лучше. Не буду распространяться о том, как это все нужно. Вам и так, наверное, все об этом пишут. Вы просто продолжайте!

---
Воронцов Владимир Гаврилович, зам. директора по УВР, гимназия №13, г. Магадан:

Впечатление от участия учащихся 10 класса А гимназии №13 города Магадана в олимпиаде хорошее. Олимпиада показала, что для учащихся задания были предложены необычные. К решению таких заданий необходима подготовка. Особенность её – это не стандартное мышление и логика рассуждений. Задачи такого содержания необходимо решать постоянно. Выполняя задания, ученики испытывали трудность. Только задание №2 было ближе к школьной программе. Самое трудное было составить функции успешности обучения учащихся от различных факторов. Наиболее удачный способ организации такой олимпиады – это решение задач учащимися в группе. Такая обстановка способствует рассуждениям, доказательствам, решение той или иной задачи друг другу. Основные трудности – это абстрактное логическое мышление. Преодолевали это по ходу проведения олимпиады. Рассматривались примеры более простые, а затем шли от более простого к сложному. Замечания: себе – включать решение подобных задач в ход урока. Организаторам олимпиады необходимо сказать большое спасибо за стремление школьников повернуться лицом к математике с помощью решения нестандартных задач, задач эвристического характера.

----
Гичева Ирина Сергеевна, зам. директора по УВР, школа №11, г. Байкальск:

Мои ожидания того, что в олимпиаде примет участие большое количество детей оправдались. Но вот результатов я ожидала лучших. Учащиеся 6-9 классов поработали хорошо, но вот десятиклассники меня, прямо скажем, разочаровали. Они всю работы пытались свести к шутке, хотя, конечно, не все. Были и те, кто думал, искал, решал. Видимо, тот положительный настрой, который давали на предварительном собрании, был истолкован ими превратно. В этом учебном году мы принимаем участие во всех олимпиадах. Есть много ребят, которые участвовали и два, и три раза. Но для некоторых этот фактор играет не положительную, а отрицательную роль. Нет такого серьезного и ответственного отношения, как в первый раз. Почему? Ответ на этот вопрос нам предстоит еще найти.
Особенностью подготовки к этой олимпиаде было то, что нам было очень сложно продумать примерные вопросы так, чтобы они охватывали разные темы. Сами же олимпиадные задания были просто замечательными. Очень интересными, неожиданными, разнообразными. Если в предыдущих олимпиадах некоторые вопросы были однотипными, то эти – даже не знаю, как сказать. У меня даже дыхание захватило от восторга, когда я их прочитала! Какой простор для фантазии! Твори, думай! И как радостно наблюдать за тем, как дети пытаются думать за пределами традиционной школьной программы, пытаются что-то сотворить, мыслить в реальном и нереальном. И как досадно осознавать, что мы этому не учим их в школе. И как им это необходимо. Мы сейчас много говорим об интеграции. Но не являются ли эти задания ярчайшим ее проявлением? Здесь не только алгебра и геометрия, но и физика, и литература, и история, и психология, и фантастика, и топология, и практическое применения имеющихся знаний в различных жизненных ситуациях. И это только то, что было увидено с первого взгляда.
Еще раз огромное спасибо организаторам за такие прекрасные вопросы. Пусть и в следующих олимпиадах они будут в такой же степени неожиданными.

---
Лактанова Наталья Михайловна, заместитель директора по УВР, МОУ Ульяновская средняя общеобразовательная школа Красногорского района Московской области.

Мои впечатления от участия в этой олимпиаде превзошли все мои ожидания. Я предполагала, что мне придётся просто помочь директору нашей школы, организатору олимпиады в школе, в самой организации (рассадить детей по кабинетам, обеспечить всем необходимым, проследить за порядком и т.п.) Если бы я знала, в какую авантюру меня втянули! Мне пришлось работать в основном с двумя младшими группами, и время от времени я просто сбегала от них, чтобы придти в себя. И получилось, что не я помогаю, а наша Жанна Николаевна иногда меня подменяет. Ох, и намучилась я с этой малышнёй, но пользу, безусловно, извлекла из этого опыта, и не малую.
Я думаю, что и без слов понятно: я к этой олимпиаде не готовилась никак. Кроме объявления по классам и вывешивания объявлений в школе, мне ничего делать не приходилось. А зря!
Для меня это первый опыт участия в подобных олимпиадах, поэтому я думала, что нужно просто собраться и начать работать. Мы, конечно, говорили ребятам, что задания их ожидают творческие, но и сами не могли предположить, до какой степени они будут творческими.
Выполнение заданий у малышей происходило с большим трудом: многие просто не понимали, что от них требуется, и каждому приходилось по сто раз объяснять, что они должны сделать. Какие чудеса изобретательности приходилось порой применять, чтобы растолковать суть задания! И, увы, далеко не всегда успешно.
Но зато как интересно было наблюдать за детьми! Какие они разные, как по-разному работают! Сколько у них упорства, энергии.
А как сразу видны стали наши, учительские, промахи и ошибки… Это мы не научили их внимательно, вдумчиво вчитываться в задания; это мы приучили их к тому, что без нашего разжёвывания они и шагу ступить не могут, это мы сделали так, что они ждут подсказки и единственно возможного решения, хватаясь, как за соломинку, за каждое слово, сказанное учителем… А вот мыслить ярко, образно, нестандартно, творить, фантазировать не научили. Есть о чём поговорить теперь с коллегами, над чем всерьёз задуматься.
Со старшими было намного легче: у некоторых уже был опыт участия в олимпиадах, и они чувствовали себя более спокойно и уверенно. Работали практически самостоятельно, я лишь изредка заглядывала к ним для того, чтобы услышать какой-нибудь вопрос, на который сама не знала ответа.
Какой вывод я сделала для себя? К олимпиадам надо готовиться и готовить детей, причём не только по предмету, но морально и физически. Надо собирать команду единомышленников и помогать друг другу. Нужно перестраивать стиль работы с детьми. Нужно продолжать участвовать в олимпиадах.
Организаторам спасибо за этот «толчок», за желание разбудить творческий потенциал учителей и ребят.

---
Михалева Светлана Анатольевна, учитель информатики, школа 95, г.Нижний Тагил

Хочу поделиться своим несколько отрицательным опытом организации данной олимпиады просто для того, чтобы другие смогли поучиться на чужих ошибках.
Дело в том, что на этот раз мы не смогли освободить кабинеты информатики для проведения олимпиады, и было решено выдать детям задание на дом, так как из 30 участников олимпиады у 20-ти имеются домашние компьютеры. Предполагалось, что 16 декабря дети делают задание самостоятельно дома (кто на ПК, кто от руки), а 17 декабря мы освобождаем кабинет на 4 урока специально для того, чтобы те, кому необходимо, смогли набрать свои ответы, а для остальных скопировать работы с принесенных дисков или дискет.
Вот что из этого получилось. Во-первых, оказалось, что некоторые дети и даже их родители просто не понимали суть задания и не стали делать его вообще. В результате они сидели в кабинете информатики и решали все по новой. Во-вторых, чего я и боялась, возникли технические проблемы: то дискеты не читаются, то компьютер «сдох». В итоге, к моменту отправки работ оказалось, что четверо заявленных участников просто не предоставили свою работу. Выявился и такой случай: один из учащихся 7-го класса заявил, что он решил принять участие в олимпиаде только потому, что думал, что его освободят от занятий, а т.к. этого не произошло, то он даже не стал браться.
Конечно, мы тоже сделаем соответствующие выводы по организации подобных олимпиад: постараемся, чтобы кабинеты информатики были свободны на данный момент; более внимательно будем отбирать желающих, пусть их будет меньше, но это будут по-настоящему заинтересованные детки. Кроме того, нужно продолжать работу с родителями учащихся, имеющих домашние компьютеры, по организации именно учебной деятельности детей.

----
Чмелева Елена Николаевна, учитель информатики, школа N26, п. Ильинский, Раменского р-на, М.О.

Эта олимпиада – одна из самых сложных. Задания прошлых олимпиад, которые при подготовке мы разбирали, показались нам проще. Ребята сначала, прочитав задания, не могли сообразить, с чего начать. Многие долго думали над одной задачей, не найдя решение – расстраивались. Приходилось объяснять им, поддерживать психологически, убеждать, что они все смогут. Потом дело стронулось с места.
Шестиклассникам было сложно, так как не все темы они изучили, например, тему про части (задача 2 – Стекло).
Первый раз в дистанционной эвристической олимпиаде приняли участие малыши – второклассники. Но они, мне кажется, выполнили задания лучше, чем старшие.
Все, конечно, устали… Но было интересно! Ребята выдвигали разные версии, решали, спорили, смеялись. Никто не скучал, и никто не сдался. Всем обязательно хотелось решить все.
После выполнения заданий я их еле отправила домой – никто не хотел расходиться, долго обсуждали разные варианты своих решений. Все были усталые, довольные и радостные!
Единственное пожелание организаторам: хотелось бы получить после олимпиады кроме списка призеров и рейтинга участников еще и работы победителей – хотя бы в той возрастной группе, в которой школа принимала участие.

----
Арефьева Лариса Алексеевна, преподаватель математики каф. инженерной педагогики Малой инженерной академии ГУЦМиЗ, г. Красноярска

Я впервые принимала участие в подобного рода олимпиаде и ожидала трудных с математической точки зрения олимпиадных задач. Но, получив задания, увидела, что сложность их выполнения заключалась не в математических знаниях, а в творческом подходе к решению. В олимпиаде принимали участие ребята, сильно отличающиеся друг от друга знаниями, коммуникабельностью, творческими способностями (скорее, опытом творческой деятельности). И нужно отдать им должное, получив задания, они не растерялись, стали внимательно читать и отвечать на вопросы в силу своих способностей. Выдвигали различные гипотезы, используя подручные инструменты. Особую трудность вызвала у учеников 10-11 классов задача о мнимом пространстве, многие из них просто не могли представить себе такого пространства и отображения предметов в этом пространстве. Мало кто из них смог описать, каким образом они сосчитали количество слов АБРАКАДАБРА в предложенном третьем задании. Но в целом с поставленной задачей справились все, задания ребятам понравились. Трудности возникли при проведении рефлексии. К сожалению, наши школьники несколько закрепощены и не могут (а может, не хотят) оценить свою деятельность, поэтому ответы на предложенные вопросы получились односложными. Работая в сфере дополнительного образования, мы пытаемся научить ребят рефлексировать свою деятельность, но пока как видно это плохо получается.
Единственным недостатком для меня было ограничение во времени проведения олимпиады. Очень трудно, оказалось, просмотреть оформление 25 работ и выполнить все требования организаторов в 2 дня. А в целом, организаторам олимпиады хотелось бы сказать спасибо, поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать новых творческих успехов в наступающем году.

---
Идзанова Елена Валерьевна, учитель информатики, средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением английского языка, г. Ачинск.

Наши ученики не раз участвовали в олимпиадах eidos. И после каждой олимпиады у многих ребят появляется желание что-то создавать, им хочется действовать, они не могут сидеть без дела и сами подходят к учителям со своими идеями и предложениями. Самое интересное для учеников, да и для учителей, то, что задания неординарные и в них они по-настоящему раскрывают свои возможности, ранее не открытые и не замеченные для них же самих и окружающих их людей. Как все-таки хорошо, что существуют такие олимпиады, ведь они заставляют мыслить по-особенному. Для учителя ваши олимпиады тоже своего рода испытание, т.к. приходится брать на себя всю организаторскую работу, помогать ученикам в оформлении, следить за правильностью оформления каждой работы. Вовремя компоновки заданий и файлов перед отправкой работ ребята работают командой, помогают друг-другу.

---
Колодчук Ольга Дмитриевна, учитель математики, зам. директора по УВР, МОУ лицей №7, г. Волгоград

Мы впервые принимаем участие в дистанционных олимпиадах, возможно, оказались не готовы к таким заданиям, тем более что по различным причинам поздно получили инструкции по организации и проведению мероприятия, у нас произошли накладки (одновременно проходили другие олимпиады) – в итоге приступили к олимпиаде несколько позднее.
Сами задания очень оригинальны, было интересно наблюдать за реакцией ребят, когда они прочитали задания: от непонимания до какого-то азарта. И действительно витал дух магических чисел, непонятной абракадабры. Ребята спорили, горячо обсуждали задания. Большее спасибо за это организаторам олимпиады.
Это был первый наш опыт участия в дистанционной эвристической олимпиаде, надеемся, что не последний.
Единственное замечание, что много времени отнимает техническая сторона олимпиады, очень трудно было оформить все это в электронном виде, успеть в отведенный промежуток времени.

---
Козина Марина Евгеньевна, учитель математики, лицей № 7, г. Волгоград

Текст заданий был для меня полной неожиданностью, так как, будучи членом районной олимпиадной комиссии, я привыкла к заданиям с параметрами, сложным уравнениям и т.д. Наблюдая за учащимися, на лицах которых постепенно появлялось осознание того, что они делают, я постепенно поняла, что на уроках надо обязательно подниматься до уровня творческих заданий, не только сложных, но и с философским содержанием, «в песчинке видеть бесконечность и небо в чашечке цветка»

---
Федорова Елена Викторовна, учитель математики, МОУ «СОШ №78», г. Омск.

Данная олимпиада помогает детям поверить в себя, открыть свой творческий потенциал и познать, насколько он безграничен. Все мои учащиеся участвовали первый раз в подобной олимпиаде. Мнения и эмоции разнообразные. А те дети, которые не участвовали, услышали мнение участников, пожалели о том, что не стали участвовать.
К организаторам хотелось бы обратиться со словами: слишком короткие сроки на обработку работ (не спали почти сутки). В рассылках много лишней информации, многое повторяется. Хотелось бы получать олимпиадные задания накануне вечером, чтоб успеть подготовить шаблоны и распечатки для детей.

---
Абрамова Жанна Николаевна, учитель информатики МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Московской области.

Участвуем уже в третьей дистанционной олимпиаде в этом учебном году, поэтому, немного представляя, что это такое, ожидала нестандартных, интересных, творческих заданий, и не разочаровалась в своих ожиданиях. Предложили участвовать всем желающим, имеющим интерес к этой удивительной науке (школа у нас небольшая), и в результате получили винегрет из 17 детишек в диапазоне 2-11 класс на двоих педагогов, учителей информатики и литературы, по совместительству директора и завуча. У всех наших учителей математики куча уроков по расписанию, а мы оказались самые свободные, а главное, творческие личности, бросили все дела и бесчисленные бумаги ради очень значимой цели – участия в процессе рождения нашими детьми пока ещё маленьких росточков творческого созидания, поиска нового неизведанными путями, вынашивания пусть абсурдных, но собственных идей. Поскольку малышей было много, и они никак не могли понять, что же от них хотят, средние и старшие оказались практически брошенными, поэтому встречается плагиат, а некоторые работы просто разочаровали. Хорошо, что проводится рефлексия, сразу бросается в глаза, что у многих ребят завышена самооценка.
Мне кажется, что задания для 1-2 класса нужно было давать и третьеклассникам, для них многое было действительно сложным и непонятным. Не доросли они ещё до них. Замечательно, что маленьким пришлось рисовать, им очень нравится это задание. Можно было бы подобное задание дать и более старшим. Задание №3 для 3-5 классов оказалось достаточно сложным для понимания.
В следующий раз всё-таки сделаем внутренний отбор среди желающих, не всем детям по силам подобный вид деятельности, хотя полезен, безусловно, всем.

---
Никулина Лидия Ивановна, учитель математики, школа 95, г. Нижний Тагил

Принимая участие в этой олимпиаде, хотелось бы, чтобы дети раскрыли свои таланты, свои собственные мысли, свои наблюдения, умозаключения; не стеснялись ошибиться и высказать свое мнение. Задания олимпиады по своей глубине носили математический характер, а на поверхности были, скорее, философскими. Дети младшей возрастной группы, да и старшей тоже, считают математику точной наукой и, поэтому, им трудно было ориентироваться в содержании заданий.
Все задания дети выполняли самостоятельно, мы не хотели вмешиваться в процесс их творчества, не хотели предлагать свои идеи.
Трудно учащимся 6-го класса выполнять задания геометрического характера: дети общеобразовательного класса при пропедевтическом изучении геометрии знакомятся только с основными геометрическими понятиями.

---
Долгова Ирина Александровна ,учитель математики, гимназия N 1 , г.Североморск

Наша гимназия в этом учебном году принимала участие в дистанционной олимпиаде уже по четвертому предмету. Число участников раз от раза растет. Это значит, что детям такая работа пришлась по душе. Нам , взрослым, ничего не остаются как делать все возможное для того, чтобы организовать ребят и дать им возможность самореализоваться и творить.
Я, учитель математики и могу судить о заданиях по данной олимпиаде с профессиональной точки зрения. Хотя, конечно, было некогда их глубоко проанализировать, могу сказать, что на первый взгляд, они мне они понравились и я рада , что мои ученики имели возможность их решать.
С точки зрения организации, учитывая опыт прошлых дистанционных олимпиад, все прошло достаточно гладко. Мы организовали группу старшеклассников, которые очень быстро и четко работали над папками. Проблемы возникли только с самими носителями информации, приносимые участниками (не читались, наличии вируса). Поэтому оперативность обработки была несколько снижена.
В целом, считаю, что дистанционная олимпиада это очень хорошее и полезное дело как для ребят, так для учителей, родителей и организаторов. Уверена, что лучше заниматься интересной работой, общением с детьми, чем вести праздный образ жизни.

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/

 

Все олимпиады >>

  вверх
вверх