EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Олимпиадные задания действительно поражают своей необычностью, нестандартностью, изюминкой.»
Деревенчук Лариса Викторовна, МОУ СОШ N 13, г. Новый Уренгой
Эвристические олимпиады Математика 2008 Говорят учителя и локальные координаторы
 
*

МАТЕМАТИКА

Результаты XVI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по математике

11 декабря 2008 года

Говорят учителя и локальные координаторы

Габдульянова Римма Ахметовна, учитель начальных классов, гимназия N 9 г. Волгоград

Это наша вторая попытка участия на такой необыкновенной для нас (меня и моих третьеклашек) олимпиаде. Но волнение было такое же (немножко страшновато, но очень любопытно), как в первый раз. Задания, требующие творчества, неординарного подхода к решению, сразу захватили моих детей и меня тоже. Дети расходились по домам с горящими глазами, радостные, довольные, с желанием участвовать в следующих олимпиадах. Считаю, такие конкурсы активизируют ребят к самопознанию, самоподготовке, развивают их творческую активность.
---

Седова Вера Викторовна, учитель математики, лицей N 2, г. Саратов

Дистанционная олимпиада такого типа несколько озадачила заданиями, на первый взгляд, никакого отношения к математике не имеющие. Подготовить к такой олимпиаде можно только психологически, т. к. задач такого рода почти не встречается. После решения подобных задач на многие вещи начинаешь смотреть другими глазами. Справиться с такими заданиями могут только дети творчески одаренные. Готовиться к такой олимпиаде заставить нельзя, можно только поощрять самостоятельность.
---

Лукьянова Татьяна Юрьевна, учитель математики, лицей N 2, г. Саратов

Олимпиада по математике в привычном для нас смысле должна содержать сложные или очень сложные задачи с математическими выкладками. И вдруг здесь мы получили задания, которые шокировали и детей, и взрослых, вероятней, взрослых в большей степени. Постепенно вчитываясь в задания, начинаешь понимать, что к чему, втягиваешься в процесс творческого мышления. На многие вещи начинаешь смотреть другими глазами. Одним словом, задания побуждают к активному творчеству! Но подготовить к олимпиаде такого характера можно только психологически, даже приобретая материалы предыдущих лет, ведь неизвестно, что будет на этот раз! Большое спасибо! Дальнейших творческих успехов!
---

Нефедова Татьяна Петровна, учитель математики, лицей N 2, г. Саратов

Олимпиадные задания содержат сложные логические задачи, которые требуют нестандартного подхода к решению, а значит, участник должен обладать определенными способностями. Почти все задания вызвали затруднение. Дистанционная олимпиада – удачный способ организации олимпиад.
---

Кислицина Ольга Владимировна, учитель математики, МОУ "Шахунская гимназия имени А.С. Пушкина", г. Шахунья

В прошлом учебном году учащиеся нашей гимназии принимали участие в дистанционной эвристической олимпиаде по английскому языку. Ребята получили удовольствие и удовлетворение от работы над предложенными заданиями и выказали желание принять участие вновь, поэтому в этом учебном году я предложила учащимся принять участие в подобной олимпиаде по математике. Я ожидала, что задачи будут олимпиадного, творческого характера. Участники смогут проявить свои творческие способности, поделиться идеями, получить внешнюю оценку своей работы. В ходе подготовки участникам пришлось поработать с дополнительной литературой, решать различные задачи олимпиадного характера, выполнять различные творческие задания по математике (поиск закономерностей, шифровка математических понятий, составление рисунков с помощью координат точек и др.). Олимпиада проходила в выделенном для этого кабинете. Участники рассаживались за отдельные парты и выполняли задания на бумаге. После того как задачи были решены, учащиеся переходили в кабинет информатики и набирали работы на компьютере. Младшим школьникам оказывали помощь педагоги.
Для младших школьников более четко формулировать и градировать задания, т.е. учитывать возрастные особенности учащихся начальных классов. Считаем, что задания должны опираться на ЗУНы учащихся в соответствии с программой конкретного года обучения.
Рекомендуем снизить цены на участие в олимпиадах, так как не все желающие смогли принять участие из-за финансовых трудностей.
---

Кузнецова Людмила Евгеньевна, начальник бюро ДИТ, ОАО НТМК, локальный координатор

Для подготовки к олимпиаде посмотрели задания прошлых лет. Понравились веселые задания: они поднимают настроение, увеличивают творческий потенциал. Трудными оказались геометрические задания, потому что геометрию только начали изучать. Но это не страшно: при желании все можно найти или придумать самому. Олимпиады заставляют напрягать мозги, настраивать себя на творчество. Будем стараться почаще в них участвовать.
---

Крамарчук Наталья Владимировна, учитель математики, МОУ "Уватская СОШ"

Мои ожидания от этой олимпиады: неожиданные задания, творчество от своих учеников. В нашей школе работает кружок занимательной математики, где ученики решают нестандартные математические задачи, где мы готовимся к различным конкурсам, олимпиадам. Ученики выполняли задания по - разному. Одни полностью окунулись в процесс решения задач, другие испытывали трудности в рассуждениях. Я очень рада, что мы стали участниками этой олимпиады. Думаю, что учащиеся получили удовольствие от творчества, каждый смог себя проявить.
---

Кукушкина Галина Георгиевна, учитель МОУ СОШ N 134 "Дарование", г. Волгоград

Спасибо. Вопросы замечательные. Для малышей приемлемые. Ребенок работал с большим интересом. Ему хотелось придумывать все больше и больше разных вариантов ответов.
---

Зайцева Галина Андреевна, учитель начальных классов, гимназия N 9, г. Волгоград

В этом учебном году впервые мои ученики участвовали во всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по информатике и математике. Это здорово! Задания все очень интересные, забавные. Для меня стало понятно, в каком направлении надо выполнять подготовку ребят к олимпиадам. В некоторых заданиях ребята справлялись быстро, а над некоторыми приходилось посидеть. Задание со шнурками и с лилипутскими кружками требовало от ребят наблюдательности и вниманию, корова вызвала восторг, потому что дети очень любят рисовать и создавать что – то своё. Моё предложение: дорогие учителя и учащиеся, участвуйте в дистанционных эвристических олимпиадах!
---

Дронова Елена Петровна, учитель математики МОУ Октябрьского сельского лицея Чердаклинского района Ульяновской области

Задания олимпиады заинтересовали не только данного ученика, но и его одноклассников. Задачи нестандартные, очень интересные. Самое сложное было собрать все документы правильно, по вашим требованиям.
---

Локтионова Любовь Александровна, МОУ СОШ п. Заволжский Пугачёвского района Саратовской области

Задания очень интересные, эвристические, приводящие к новым открытиям и способствующие развитию и самопознанию. Особенности в подготовке к олимпиаде заключались в том, чтобы развивать, чтобы развивать творческое мышление, в прохождении теории по курсу. Выполнение учеником заданий носило регламентированный характер, но, тем не менее, эмоции были на высоте. Наиболее удачные способы организации олимпиады, конечно же, при личностно-ориентированном подходе. Лучше всего удавалось проявлять себя в исследованиях. Основные трудности сделать точный вывод. Преодолевалось это путём логических размышлений.
---

Карпова Лия Владимировна, ведущий программист, Департамент образования г. Железногорск-Илимский

Ждала, какие же интересные вопросы будут. Мы выписали электронное издание заданий олимпиад прошлых лет для 1-2 классов. И кое-что прорешали. Занимались дополнительно решением занимательных задач. После основных уроков начали олимпиаду. Взяли ручку и листок бумаги. Ване читался вопрос. И он начинал отвечать. Ответы записывал взрослый. После я сфотографировала рисунок и стала оформлять работу. Если сравнивать с прошлой олимпиадой. Когда снимала на камеру, то время проведения самой олимпиады (то есть ответы на вопросы) используется гораздо меньше. Ребенок говорит и рисует одновременно. Сейчас за ним записывали, поэтому времени затрачено больше. В первом случае ребенок меньше устает, и с мысли не сбиваешь. В первом задании ребенок не понял, сколько это будет – полтора метра. В следующий раз попробуем, чтобы Ваня частично сам набирал свои ответы на компьютере.
---

Каримова Альмира Мансуровна, учитель математики, МОУ БГ N 25 г. Салават Республика Башкортостан

Мои ожидания не оправдались. К олимпиаде подготовиться не успели. Задания выполнялись учениками самостоятельно, но была проведена предварительная консультация. Некоторые задания были сложными, не для уровня 6 класса. Трудности испытывали в заданиях № 1,3 ,4 , так как не хватало знаний для их решения. Предложения: желательно организовать подготовительную работу заранее, а не непосредственно перед олимпиадой.
---

Урванцева В. В., преподаватель математики, ГОУ СПО "Омутнинский колледж педагогики, экономики и права", г. Омутнинск

Наш колледж участвует в дистанционной олимпиаде по математике второй год. По сравнению с прошлым годом задания были более творческие, но вместе с тем требующим большого объема знаний. К тому же все задания были достаточно объемные, поэтому не все студенты смогли выполнить их в полном объеме за выделенный промежуток времени. Даже относительно легкое третье задание «Зоопарк» требует очень большого количества времени для записи всех функций. С помощью этих заданий студенты смогли посмотреть на различные жизненные ситуации со стороны математики, проявили свои творческие способности и креативность. В целом олимпиадные задания понравились, с удовольствием примем участие в остальных олимпиадах.
---

Осипова Нарина Георгиевна, зам. директора по учебной работе, преподаватель математики, лицей-интернат СГТУ, г. Саратов

Здравствуйте, коллеги! Я уже второй раз являюсь локальным координатором олимпиады, в этот раз по совместительству ещё и учителем-предметником. В очередной раз приятно удивило количество желающих участвовать. Дети, уже знакомые с эвристическими олимпиадами, с нетерпением ждали, когда им раздадут задания. Интересно, что придумают авторы на этот раз?! Задания всегда оригинальны и интересны. Приятно видеть ребят, увлеченных творчеством, пытающихся создать что-то новое. Радует, что после олимпиады ребята просятся поучаствовать и в других олимпиадах. На многих своих учеников посмотрела другими глазами. У самой появляются новые идеи, стимулы для собственного развития. Такая работа необходима, чтобы иметь возможность перешагнуть через каждодневную рутину, окунуться в атмосферу весёлого сотворчества. Организаторам – удачи и хронического креатива!
---

Садуева Раисат Магомедовна, локальный координатор, МОУ СОШ N 12, г. Новый Уренгой

Мои ожидания от участия в этой олимпиаде заключались в повышении интереса учащихся в учёбе, открытия талантов. Мы готовились не долго, но тщательно. Ученикам сначала было трудно, т.к. задания отличались от обычных олимпиадных заданий. Но потом все пошло гладко. Олимпиаду организовали как праздник. Настроили участников на победу. Участникам удалось проявить себя благодаря воображению и фантазии. Участвовали впервые, поэтому и было трудно. Настраивали друг друга на успех, морально поддерживали друг друга. Хотелось бы, чтобы была такая олимпиада для начинающих.
---

Дегтярева Елена Вячеславовна, учитель математики, МОУ "Алабугская СОШ", с. Алабуга, Челябинская область, Красноармейский р-н

Я полюбила эвристические олимпиады. Мне самой очень нравится решать эвристические задачи, я и на уроке постоянно стала применять эвристические задания. Если сам учитель заразился такими олимпиадами, то и дети тоже пойдут за своим учителем. В этот раз нас подвел Интернет. Сбой в системе, но с большими трудностями мы справились с проблемами. Самое главное не лишили ребенка, учувствовавшего в эвристической олимпиаде радости познания, счастья открыть что-то новое для себя.
---

Копытова Татьяна Николаевна, зам. директора по УВР, МОУ СОШ N 8 с углубленным изучением отдельных предметов г. Когалыма, ХМАО

В качестве локального координатора в олимпиаде «Эйдос» я уже участвую в четвертый раз. Толька сейчас я действительно, как мне кажется, нашла нужные слова для ответов на вопросы, предлагаемые вами. Зная задания прошлых олимпиад, я предполагала, что задания 16-ой олимпиады «Эйдос» будут не менее интересными, и я рада, что мои ожидания полностью оправдались. Морально ученики нашей школы – участники олимпиады, были готовы к заданиям подобного типа. Тексты олимпиады «Эйдос» значительно отличаются от традиционной математики. Это даже хорошо, ведь такие задания помогают детям мыслить более разносторонне. Решение заданий проходило в дружеской обстановке, все помогали друг другу, действовали как одна команда. Но, тем не менее, каждый представлял собой отдельную личность, это ярко выражено во всех работах. А вот некоторые предположения, выдвинутые ребятами по ходу решения олимпиады, вызывали большое, просто феноменальное, количество положительных эмоций! Мы проводим олимпиаду в два этапа, так как считаем это самым удобным для нас вариантом. На первом этапе мы получаем задания и с самого утра до обеда (8:00-14:00) просматриваем их, делаем некие наброски решений к той или иной задаче. На втором же этапе, который проходит уже вечером, мы собираемся для того, чтобы сделать некоторые доработки и правильно оформить решенные задания. В нашей школе учатся творческие, оригинальные дети, а задания в олимпиаде «Эйдос» каждый раз достаточно нестандартны и разнообразны, это очень способствует развитию наших ребят. Такие задания даются нашим ученикам легко. Трудностей, каких-либо проблем или сложностей не наблюдалось. Я очень рада, что каждый год наша школа участвует в этой олимпиаде.
---

Мишарина Раиса Николаевна, учитель математики, Уинская средняя общеобразовательная школа

Я ожидала, что в этой олимпиаде условия некоторых заданий будут все-таки более понятными для ученика. При подготовке к олимпиаде мы с ребятами решали обычные математические задачи на смеси, части, переливания, взвешивания и т. д., а на эвристической олимпиаде - задания совершенно другого характера. При подаче заявки на участие в эвристической олимпиаде мы не знали, какие задания будут и как готовиться.
---

Колос Лариса Николаевна, учитель начальных классов, преподающий информатику, МОУ НОШ N 270, г. Снежногорск

Это наш первый опыт в такой олимпиаде. Когда я прочитала олимпиадные задания, я почувствовала страх за детей. У меня возникли разные мысли, но когда я посмотрела на детей и увидела их спокойные и уверенные лица, поняла, что все будет хорошо. Задания настолько отличаются оттого, что мы делаем ежедневно на уроках, что невольно возникают мысли о коренном преобразовании содержательной части нашего школьного образования. Такие замечательные творческие возможности они открывают и перед учениками, и перед педагогами, освобождают от стандартности мышления и преподавания. Кроме того, они помогают лучше понять учащихся, дают возможность каждому ученику проверить свои силы. Как координатору, который впервые встречается с таким оформлением работ, мне было очень сложно. Необходимо набрать тексты всех детских работ, ребята не владеют достаточным навыком. Но наибольшую сложность вызвало оформление и отправка работ. Хотелось бы, чтобы требования к оформлению работ были проще. Начитавшись инструкций, понимаешь, что если сделаешь ошибку, работа пропадет даром. А это несправедливо по отношению к участнику. Если первый блин не будет «комом», и мы справились с оформлением, то обязательно будем участвовать и в дальнейших олимпиадах.
---

Харисова Елена Владимировна, локальный координатор, учитель начальных классов, МОУ СОШ N 24, п. Снежногорск

Олимпиадные задания в этом году носили с одной стороны творческий характер, но в то же время были направлены на логическое мышление, где требовалось проявить математические способности. Приятно, что ребятам пришлось достаточно много пофантазировать. Свои идеи и мысли они старались воплощать на бумаге, методом проб и ошибок, но настроение в течение всей олимпиады было у ребят отличное.
---

Берг Валентина Васильевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ N 24, п. Снежногорск

Мои ученики участвуют в олимпиаде третий раз. Я ожидала, что задания будут повышенной трудности, т.к. в прошлом году задания для учащихся третьего класса были очень трудные. Получив задания этой олимпиады, я поняла, насколько много дано детям свободы выбора, полета фантазии. Я с удовольствием наблюдала за детьми. Они с таким рвением и желанием трудились, хотя и нелегко им было. Большое спасибо организаторам олимпиады за возможность раскрыть их способности, за радость в глазах детей.
---

Голосеева Валентина Алексеевна, заместитель директора по УВР, учитель математики, лицей N 2, г. Саратов

Работаю учителем и администратором очень давно, но в подобной олимпиаде участвую впервые. Всегда придерживалась традиционных методов, а тут такое! Вникнув в суть заданий, понимаешь, что интересно, необходимо, неординарно. Молодцы, организаторы!
---

Халимова Райля Зинатулловна, учитель-предметник, локальный координатор, гимназия N 91, г. Уфа

Поскольку задания эвристические, то не всем детям удастся справиться с заданиями олимпиады, так как в олимпиаде пожелали принять участие с различной базовой подготовкой, как по математике, так и по другим предметам. Приняли участие школьники, которые не раз участвовали в олимпиадах и те, что впервые приняли участие. Ребята ожидали, что будет больше вопросов по предмету: решали задачи, перелопатили «ворох» математической литературы.
Задания вызывали большой интерес, а как следствие и возбуждение. Некоторые вопросы бурно обсуждались, особенно если подходы в решении и результаты не совпадали. Вообще работа проходила на психологически положительном фоне. Данный способ организации олимпиады считаем наиболее удачным. По большому счету, если какие-либо проблемы возникают, то они не связаны с организаторами олимпиады, а больше связаны с текущей жизнью школы. Лучше всего проявить себя участникам удалось в заданиях №2,3,5, когда условие задачи можно было перевести на «предмет». Благодаря применению математических знаний на взгляд учащегося он мог «нащупать» решения задачи. Основные трудности учащихся заключались в тех моментах, когда необходимо было выйти за рамки знаний и включить воображение. Видимо, это связано с ключевым словом «олимпиада», когда на предметных олимпиадах детям нужно в 100% случаев применять свои непосредственные знания предмета и нестандартные формы решения задач. Наибольшие затруднения вызывали задания N 4, 5. В некоторых проблемных случаях ребята прибегали к коллективному обсуждению методом «штурма». Мы понимаем, что участников олимпиады много и проверка работ занимает много времени, но дети проявляют нетерпеливость и хотят узнать результаты олимпиады как можно раньше.
---

Вологжанина-Фридель Ирина Викторовна, учитель начальных классов, МОУ Полесская средняя школа г. Полесск

Ожидала, что у детей появится интерес к математике, они заинтересуются, так оно и вышло.
При подготовке решались нестандартные и усложненные задачи.
Ребятам были выданы распечатанные задания. А вносили информацию в компьютер родители или старшие братья и сестры. Удачно, что олимпиада эвристическая, ребята впервые сталкиваются с такими заданиями. Больше себя проявили участники олимпиады из нашего класса при выполнении второго задания, при шифровании в уравнении номера дома.
Каковы были основные трудности и проблемы? Основная трудность была для многих в первом задании. Не могли правильно увидеть закономерность во втором кроссовке. Поэтому задание не смогли выполнить полностью. Не хватило времени, т.к. в олимпиаде принимали участие дети, которых подвозят в школу из близ лежащих поселков, а в день выполнения задания не было автобуса из поселка Зеленое. Только поздно вечером ребята с ним ознакомились и утром был готов лист с ответом. Для младших школьников это сложно. Не все сильные в математике ребята из класса смогли принять участие в этой олимпиаде, т.к. родители не имеют возможность оплатить её.
---

Кононова Ирина Викторовна, заместитель директора, МОУ "СОШ N 2" Омская область, р.п. Черлак

За этот месяц мы поучаствовали в 3-х дистанционных олимпиадах по химии, языкознанию и математике. Честно говоря, я неудовлетворенна. Ученики школы, увидев задания, не захотели их выполнять. Для них оказалось очень трудным что-то придумывать. Это, конечно, наша недоработка. Необходимо менять подходы к обучению. Мы много об этом говорим, но результаты, пока, плачевные. Но, есть небольшая доля учеников, которые с радостью и удовольствием принимали участие в олимпиаде и получили удовлетворение. Задания для учеников старших классов вызвало особенное затруднение. Задания были сложными, необходимы были знания, выходящие за пределы школьной программы, и ученик, который успешно учится, но не проявляет особого внимания к предмету, просто не выполняет его.
---

Николина Галина Викторовна, зам. дир. по УВР, учитель математики, МОУ Чукальская СОШ Краснослободского муниципального района Республики Мордовия

Вот уже третий год ЭЙДОС вошёл в нашу школьную жизнь! Я до последнего дня не решалась послать заявку на олимпиаду, но ученица настояла. Подготовка с ней в течение года велась индивидуально, выполняли различные задания логического характера. Задания олимпиады ученица выполняла самостоятельно, предаваясь собственному мышлению. Благодаря своим знаниям проявила себя в выполнении данных заданий. Сначала задания несколько шокировали, но потом даже понравились. Участие в данной олимпиаде дает возможность каждому ученику проявить себя, независимо от учебных способностей. Задания по данной олимпиаде хороши тем, что существует множество правильных решений на одно и тоже задание, при этом ребенок проявил свое творчество, индивидуальность. А еще эвристические олимпиады помогают по-новому взглянуть и на учебный процесс, и на методику проведения занятий, и, в конце концов, на самих ребят. Спасибо Вам большое за то, что есть ЭЙДОС, и что мы были с Вами! С нетерпением будем ждать результатов и дальнейших контактов.
---

Серегина Надежда Анатольевна, учитель начальных классов, школа N 141, г. Казань

Участвую со своими учениками не впервые. Такие олимпиады очень полезны. Развивают творческое начало детей, они знают, что все их ответы будут правильными. Это воспитывает у них уверенность в себе, веру в свои силы, они не боятся высказывать мысли вслух. Не боятся проблем, ведь выход, если захотеть и хорошо подумать, можно всегда найти! Вопросы очень интересные и творческие. В этот раз с азартом отвечали на все вопросы. Но затруднение было с первым вопросом «Математика шнурка». Дети очень старались… В начальной школе остается проблема: дети печатают ответы очень долго, приходится учителю до позднего вечера оформлять работы. Я со своими учениками с удовольствием буду участвовать в Ваших олимпиадах и в будущем. Спасибо.
---

Витвицкая Елена Юрьевна, заместитель директора по УВР МОУ Гимназии имени Александра Грина, г. Киров

Понравилось, что задания были необычными и одновременно требовали применения знаний учащихся по курсу математики. Приятно было видеть, с какой заинтересованностью дети работали и проявляли творчество. Конечно, проведение олимпиады в дистанционной форме потребовало много времени на подготовку, а также на обработку и пересылку работ. Но олимпиада этого стоила!
---

Купцова Людмила Васильевна, учитель математики, МОУ "Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области", г. Кирово-Чепецк

Участие в олимпиаде – наш первый опыт. Интересно было узнать, какие типы заданий предлагаются на олимпиаде, уровень их сложности. Прочитав тексты заданий, сначала была в растерянности: не знала, как реагировать, ожидания не оправдались. Поразмыслив, пришла к заключению: олимпиада найдёт своих постоянных участников (скорее всего, их будет немного) – ребят, увлекающихся математикой, творчески мыслящих. Особой подготовки к этой олимпиаде не было, мы готовились с ребятами к школьному и муниципальному этапам Всероссийской олимпиады по математике. Для участия в олимпиаде учащихся 10-11 классов посадили в кабинет информатики и выдали им задания. Ребята работали самостоятельно под контролем учителей. Выполнив задания, каждый из них оформил свои решения на компьютере, после чего была проведена рефлексия. На мой взгляд, ребят необходимо освободить от уроков в день олимпиады, выдать задания, которые они решают дома, спустя некоторое время собрать их и организованно оформлять решения на компьютере (с помощью учителей, если необходимо). Хорошо было бы провести с учащимися круглый стол, где ребята смогли бы обменяться мнениями друг с другом и учителями. Основные трудности заключались в том, что многие ребята впервые решали эвристические задания и немало времени потратили на осмысление заданий. Кроме того, встретились понятия на данный момент им неизвестные (например, понятие предела).
---

Таланцева Надежда Евгеньевна, зам. директора по УВР, МОУ «Лицей города Кирово-Чепецка Кировской области», г. Кирово-Чепецк

В олимпиаде принимали участие первый раз. Не все сразу было понятно, это вызывало волнения. Главным для нас было получить опыт участия в дистанционной олимпиаде по математике. Т.к. мы не знали специфику заданий этой олимпиады, то подготовка заключалась в решении олимпиадных задач по математике. Учащиеся решали полученные задания самостоятельно, в оформлении и отправке материалов помощь оказывали учителя информатики.
---

Блощинская Виктория Олеговна, учитель математики школы N 33 г. Комсомольска-на-Амуре

В олимпиаде по математике участвуем не первый раз. Постепенно ребята становятся внутренне готовыми к неординарным вопросам. И уже нет возгласов недоумения, когда они получают задания олимпиады. Ребята скорее в трепетом берут в руки задания, а в голове, наверное, один вопрос : «Ну и что же на этот раз придумали организаторы?» И, конечно, организаторы как всегда не подкачали, загрузили ребячий и подростковый ум и, как говориться, на всю катушку. Пожелала ученикам УДАЧИ после раздачи заданий, а сама, вчитываясь в тексты, подумала: «На чьей стороне сегодня эта УДАЧА окажется?»
---

Лактанова Наталья Михайловна, директор МОУ Ульяновская СОШ Красногорского р-на Московской области

Удивительно, но факт, что в этот раз олимпиада по математике в нашей школе проходила не так, как в предыдущие годы: всегда она была одной из самых востребованных, а потому массовой; сегодня в ней принимал участие единственный ребёнок, восьмиклассник Алексей Коваленко. Не было возможности наблюдать за ним, потому что он сидит дома со сломанной ногой. По этой же причине он не мог принять участие в форуме при выполнении последнего задания.
---

Белых Елена Владимировна, учитель математики, МОУ школа-интернат N 1, г. Красноярск

Учащиеся в этот день были освобождены от уроков (кроме первого). Затем в назначенное время ученики были приглашены в компьютерный класс. Прозвучали слова приветствия, значимости данной олимпиады. Мы впервые видели, чтобы дети так самозабвенно трудились. Наши дети не чувствовали ни времени, ни усталости. Всех учителей, присутствующих в качестве наблюдателей удивило желание школьников попробовать себя в ранее неизведанных областях, смелость и решительность, с которыми они это делали. И, конечно, незаурядность некоторых детей. Скажите, где, на каком уроке, ребенок может так проявиться, раскрыться, заблистать? Вопрос, наверное, больше риторический. Приятно удивила увлеченность детей, особенно когда они поняли, что им дана полная свобода в самовыражении, с трудом удалось отправить их на второй завтрак, а позднее уговорить закончить работу: появлялись новые идеи, как выполнить то или иное задание.
Попадая в ситуацию выбора, а именно на этой основе строятся дистанционные технологии центра "Эйдос", ученику приходится самостоятельно ставить цели, принимать решения, критически анализировать и осмысливать необходимую информацию и самое главное творчески переосмысливать её. Именно творчество становится той основой, на которой развиваются необходимые навыки самостоятельности, самообучения и самоуправления, включая и навык рефлексивного самоуправления. Олимпиада стала событием не только в жизни наших детей, но и меня самой как педагога. Мои ожидания по поводу заданий, которые направлены, прежде всего, на открытие самих себя, своего внутреннего голоса и внутренней необыкновенности, оправдались. Мы участвовали в олимпиаде четвертый раз и надеемся, что она станет доброй и долгой традицией. Спасибо Вам за такие олимпиады, которые дают детям возможность самореализоваться.
---

Ташкинова Светлана Геннадьевна, заместитель директора по УВР, МОУ Школа-интернат N 1, г. Красноярск

В олимпиадах и проектах Центра "Эйдос" наша школа принимает участие четвертый год. К сожалению, в этом году число участников сократилось. На мой взгляд, это связано с тем, что в течение первого полугодия слишком много предметных конкурсов и олимпиад. С другой стороны, это определяет задачу популяризации эвристических олимпиад.
---

Полосина Валентина Васильевна, учитель начальных классов, школа N 19, г. Курск

Праздник удался! Замечательно, если будет и хороший результат. Во всяком случае, хотя бы не последнее место. Тогда можно будет с полным основанием пропагандировать и агитировать за участие в таких олимпиадах.
---

Галатонова Татьяна Евгеньевна, учитель технологии, МОУ Лицей N 87, г. Нижний Новгород

Очень сложно, оказалось, организовать правильное оформление работ 61 участника олимпиады из 1-4 классов. Пришлось обратиться за помощью к родителям. Оказалось, что и многие родители на «Вы» с компьютером. Поэтому пришлось искать помощь у родителей, имеющих навыки работы с компьютером. Теперь о заданиях. Они оказались такими, какими я и ожидала их увидеть: необычными, развивающими фантазию и творческое мышление.
---

Закирова Райхон Ибрагимовна, учитель математики, МОУ СОШ N 13, г. Новый Уренгой

Я с детьми в первый раз участвую в эвристической олимпиаде. Это, конечно, совсем не похоже на то, к чему я привыкла. Но зато тем и интереснее. Не думала, что есть задачи, где можно проявлять столько выдумки, творчества. Я довольна, что мои дети приняли участие в этой олимпиаде. Готовила с детьми задачи, которые ранее предлагались на традиционных олимпиадах. На занятиях математического кружка много занимались по книге «Наглядная геометрия», где дети с удовольствием что-то рисовали, клеили. В частности, знакомились с листом Мебиуса, готовили сами флексатон, многогранники. Ученики сидели отдельно друг от друга. Каждому было роздан распечатанный вариант задания. После выполнения заданий все работы были сданы координатору, который со своими помощниками оформил все в электронном варианте. Считаю, что хорошо было бы привлекать к таким олимпиадам родителей. Во-первых, и дети чувствовали бы себя более уверенно, во-вторых, это способствовало бы лучшему взаимопониманию между детьми и родителями, а это очень хорошо помогает в учебе.
Вначале после прочтения заданий дети немного растерялись, так как задания для них оказались необычными. Пришлось их приободрить, похвалить, чтобы поверили в себя.
---

Деревенчук Лариса Викторовна, учитель химии, МОУ СОШ N 13 г. Новый Уренгой

Все мои ожидания, связанные с подготовкой и проведением олимпиады оправдались. Первый раз-это всегда трудно. Конечно, я не думала, что процесс подготовки работ к отправке для меня будет труден технически. Родители очень неохотно из-за высокой стоимости, по сравнению с другими олимпиадами, выделяли деньги на эту. От заказа свидетельств участников они отказались, узнав расценки. Подъём масс идет трудно ещё и потому, что учителя сами не всегда готовы заниматься с детьми разбором эвристических заданий во внеурочное время, а тем более на уроках. Пугает момент неопределенности, необходимость творчества при выполнении эвристических заданий, по сравнению с традиционными. Но, несмотря на все трудности, олимпиадные задания действительно поражают своей необычностью, нестандартностью, изюминкой. При подготовке к олимпиаде мы объяснили ребятам, что значит «эвристика», как выполняются эвристические задания, как оцениваются. Дети волновались, боялись, что не смогут справиться. Был подключен к работе с учащимися школьный педагог-психолог, которая проводила с ними тренинги. В день проведения олимпиады мы заранее на каждого ученика приготовили папки с шаблонами, разместили там задания. Так как у нас принимали участие учащиеся 5 классов, которым ещё трудно самостоятельно оформлять работы на компьютерах, то были приготовлены бумажные варианты шаблонов для выполнения заданий и рефлексии. С помощью учащихся 10 профильного информационно-технологического класса выполненные задания и рисунки были перенесены без всяких изменений в электронные папки ребят.
Наиболее удачным способом организации олимпиады является вариант, когда дети приносили бы в день проведения олимпиады флешки, получали бы на них свои папки с заданиями, выполняли их, приносили и сбрасывали выполненное в папку локального координатора. Одного дня для оформления и отправки работ даже для 10 учащихся, если это ученики 1-7 классов, которые еще не владеют компьютером в нужном объёме, по предложенной Центром схеме недостаточно. Благодаря тому, что учитель-предметник поддерживал своих учеников, настраивала их позитивно на успех, а при подготовке к проведению олимпиады разбирала с учащимся задания эвристического характера, участникам удалось лучше проявить себя.
Основные трудности были технического характера (первоначально у нас не была принята заявка на участие с отсканированной квитанцией об оплате, затем в последний день, так и не дождавшись реакции Центра ранее, мы регистрировались позднее. Соответственно пароли, шаблоны, цены на заказ свидетельств для локального координатора и учителя -предметника, подготовившего команду детей, были получены очень поздно (11 декабря утром).
---

Смирнова Наталья Васильевна, учитель математики, МОУ СОШ N 5, г. Новый Уренгой

Я уже второй год со своими детьми принимаю участие в ДЭО, честно говоря, в прошлом году задания были проще и реальнее, в этом году, они показались мне сложноватыми для школьников, более подходящими для студентов, но, тем не менее, все прошло нормально, техника не подвела, ребята думаю тоже. Удачи вам…
---

Степанова Ольга Дмитриевна, преподаватель математики, ГОУ СПО Салаватский педагогический колледж, г. Салават

Данный вид работы был очень интересен учащимся, воспитывает чувство сотрудничества, развивает логическое мышление, умение ориентироваться в незнакомой ситуации, быстро мобилизовать свои знания умения и навыки для решения представленных заданий; воспитывает внимание, стремление к приобретению новых знаний. Большинство задач было охвачено в полном объёме, несмотря на нетрадиционную формулировку заданий и содержательный аспект. Затруднения вызваны нестандартной формулировкой заданий, что свидетельствует об отсутствии понимания вариантности задачи, она воспринимается учеником узко. В силу этого, вопроса о путях поиска различных вариантов у ученика не возникает, отсутствует системный поиск вариантов решения, недостаточное развитие волевой сферы и гибкости мыслительных процессов.
Уровни выполнения заданий свидетельствует о способности самостоятельно оценить задание с точки зрения его вариантности, о способности учащихся к системному поиску решений, о способности самостоятельно оценить задание, об умении планировать свои действия и анализировать их, о развитии логической памяти.
При анализе представленной работы, было отмечено то, что она состоит из развивающих и познавательных упражнений по математике, содержащих в себе краткий рассказ о жизни и деятельности знаменитых ученых, переданный в форме вопросов и математических заданий, а так же упражнений, для выполнения которых необходимо проявить наблюдательность и находчивость, умение анализировать и сравнивать сходные и разнородные между собой объекты.
Мы рекомендуем проведение мероприятий такого рода, т. к. участники олимпиады переживают эмоциональный подъём, ведь каждый учащийся выступает не только от своего имени, но и от имени своего коллектива. Подобное событие означает положительные сдвиги в поведении и обучении школьника, в становлении его как активной личности.
---

Янтилина Резеда Расуловна, преподаватель математики, ГОУ СПО Салаватский педагогический колледж, г. Салават

Мы участвуем в дистанционной олимпиаде второй год. После участия в олимпиаде прошлого года все наши студенты получили огромное удовольствие, интерес, практически все были довольны своими результатами, особенно те, кто стали лауреатами. Поэтому в этом году желающих участвовать в олимпиаде по математике было предостаточно. Многие участвуют не единожды. Подготовка у нас шла исходя из прошлого опыта, то есть бывшие участники (наши студенты) делились своим опытом, давали советы новым участникам. Большинству студентов понравились задания 3 и 5, поэтому эти задания были решены сразу, а много вопросов было по поводу 4 задания (понятие «собачьей кривой). Во 2-м задании участники лучше всего проявили себя, так как им необходимо было представить себя мудрым человеком, что студентам очень понравилось. В этом году олимпиада прошла у нас более плодотворно. Хотим выразить огромную благодарность организаторам олимпиады и продолжать радовать и удивлять нас всё новыми и новыми заданиями!
---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос" - http://www.eidos.ru/shop/

Все олимпиады >>

  вверх
вверх