EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Согласитесь, что дети как птицы. У них тоже растут крылья...»
Иванова Л.А., учитель физики и астрономии, школа №30, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыМХК 2006Говорят учителя
 
*

МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

Результаты III-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по МХК

6 декабря 2006 года

Говорят учителя

Рыбкина Татьяна Александровна, учитель истории и социально-экономических дисциплин, МОУ СОШ N25, г.Златоуст.

Как учитель предметник ежегодно выставляю команды своих учеников для участия в городских, областных и Всероссийских олимпиадах по циклу своих предметов. Однако, любой учитель знает, что для того, чтобы пробиться на Всероссийский уровень в рамках классических предметных олимпиад, необходимо пройти через несколько уровней отбора при очень жёсткой конкуренции. Есть ещё один минус классической олимпиады – ограниченное число учеников, которых я могу выставить на олимпиаду, следовательно, шансы заявить о себе у учащихся и учителя, кстати, тоже, ограничены. Данная же олимпиада даёт возможность проявить себя любому человеку - было бы желание. Особого внимания заслуживает качественная глубина вопросов. Я получила огромное интеллектуальное наслаждение, анализируя предложенные вопросы. Здорово!
---

Кармадонова Нона Эриковна, учитель рисования и черчения, школа №11, г. Байкальск.

Не покидало чувство волнения за учеников: справятся ли с заданием? Слишком много было желающих поучаствовать в олимпиаде. Чувствовался неподдельный интерес к работе. Справились с заданиями быстро, особых затруднений не было. Хорошо было бы иметь достаточное количество компьютеров. К тому же, учащиеся младших классов слабо владеют компьютерной графикой, лучше ребятам удается сочинять, фантазировать. Я хочу сама научиться рисовать сложные изображения с помощью компьютера. Спасибо организаторам за необычные, творческие задания.
---

Холодилова Елена Валериевна, старший преподаватель кафедры теории и истории культуры Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск:
Во многом ожидания от участия в олимпиаде совпали с реальностью. Порадовали задания креативного и исследовательского характера. Особенностью подготовки можно назвать возможность диалога студентов разных курсов, педагогов и студентов.
Важно: было осознание полисемантической природы произведений искусства, стремление найти собственный подход, выявить универсальные основы, погружение в материал и личная интерпретация на основании имеющейся информации. Задания позволили не бояться ответить неверно, а творчески работать, общаться, узнавать новое и искать нетрадиционные формы.
Лучше всего проявить себя участникам удалось благодаря аналитическому, сравнительному, творческому характеру заданий, их неоднозначности и гетерогенности. Форма эссе и хокку также сделала процесс многогранным, культурологическим.
Основная трудность для студентов младших курсов – работа с произведениями авангардного искусства. Помощь старшекурсников, литературы, интернет-сайты, обсуждение позволили преодолеть эти трудности.
---

Рыбкина Татьяна Александровна,локальный координатор, учитель истории и социально-экономических дисциплин, МОУ СОШ N25, г.Златоуст.

Это уже моя четвертая олимпиада. Уверенности гораздо больше, чем в первый раз. Спасибо за четкую организацию, своевременные подтверждения. Надеюсь на наше дальнейшее сотрудничество.
---

Квятковская Виктория Геннадьевна, учитель МХК, гимназия N1, г.Нерюнгри

Мои ученики второй раз участвуют в эвристической олимпиаде по МХК. Первое наше участие в 2005 году можно назвать успешным: 1 место заняла Пуляева Елена 9 класс, 2 место Гулевич Дарья 11 класс, 5 место Квятковская Анна 6 класс, команда гимназии была удостоена 3 места. Дети были необычайно горды от такой победы, ведь олимпиада Российская! Вообще я хочу выразить вам особую признательность за то, что Вы не забыли о культуре.
К сожалению, во все времена культура была задворках и финансировалась по остаточному принципу. Сегодняшнее время тому не исключение: в школьной программе отсутствует предмет «Русская культура», МХК ведется только в 10 и 11 классах и хорошо, что у нас в республике есть такой курс как «Культура народов Республики Саха (Якутия)» и мы, учителя культурологи всеми правдами и неправдами даем крупицы русской национальной культуры в рамках данного курса.
Я бы, пожалуй, не рискнула призвать детей к участию в олимпиаде, если бы не была уверена, в том, что мои дети имеют хоть какие-то знания. Вообще интересующихся культурой и искусством сегодня не так уж и мало, я вижу это по нашим гимназистам и жаль, что нет средств в нашем государстве на поддержку интереса к культуре.
Я всячески стараюсь заинтересовать детей: провожу викторины, конкурсы, интеллектуальный марафон, проводимый совместно с историей предоставил возможность последовательной интеграции, и даже предпрофильное тестирование в 8-е классы не прошло без вопросов по культуре России.
Подготовка к олимпиаде шла своим чередом, но гимназисты народ очень занятой и если участвуют в олимпиадах, то не в одной, а здесь на подходе региональная олимпиада по истории и обществознанию и все мои желающие растворились в подготовке к двум, а то и к трем олимпиадам. Но самые отважные находили время для встреч, где шли горячие обсуждения прочитанного и увиденного. Жадность проявилась к экскурсиям по выставочным залам, просмотру видеосюжетов. Детям казалось, что будет непременно то, о чем мы еще не говорили.
Страх на лицах моих детей исчез и появился живой блеск в глазах, когда мы открыли вопросы и стали знакомиться с заданиями. Постепенно все успокоились и даже стали заглядывать в задания друг к другу, уж очень был велик интерес, а что у вас? Спасибо за увлекательные, разносторонние и глубоко интеллектуальные вопросы!
Уважаемые организаторы олимпиады, мы с величайшим волнением будем ждать принятых вами решений. Надеемся на успешное сотрудничество.
---

Николаева Татьяна Васильевна, учитель МХК, гимназия N1, г. Ангарск

Когда пришел перечень предметов, по которым будут идти олимпиады, я была рада увидеть среди них предмет МХК. Около 30 лет существует этот предмет, но до сих пор он не утвердился в школе, как полноправный. Отсюда, его имидж среди чиновников от образования невелик и это влияет на учащихся. Поэтому, Вы представляете мою неподдельную радость от известия об олимпиаде. Олимпиада по мировой художественной культуре, как учебный полноправный предмет, состоится 7 декабря 2006 года! Ура-а!!! Я преподаю МХК с 5-го по 11 класс. Хотелось, чтобы участвовало столько команд сколько классов. Но я понимала, что я, как педагог, одна. Я не смогу, не успею быть рядом со всеми. А быть с ними одно удовольствие. Это действительно глубоко образованные и творческие дети! А самое главное им есть, что сказать миру. В общем, впереди предвкушение творчества, информационного поиска, отчаяния, что все не могу больше, а потом – вот оно, что я так долго искала! и конечно - это общение. Общение не только с моими учениками, это заочное общение с теми, кто по ту сторону компьютера.

При подготовке к олимпиаде, я понимала, что заниматься поисками информации нет надобности, потому что не знаем какая будет тема.. Но мы можем размять свое воображение, повторить методы добывания информации, рассмотреть формы выражения своих мыслей и, конечно еще раз отточить мастерство в работе на компьютере. И главное, настроить себя на интересную, увлекательную, но очень ответственную работу. И вот главная особенность этого этапа, когда мы занимались творческим тренингом, количество человек в команде явно возрастало. Творить это всегда интересно, потому что именно ты, сам меняешься. Очень жалеем, что многие проявили свое желание участвовать слишком поздно. Заявка уже была оплачена и отправлена. И еще это детская боязнь, сущность которой - а вдруг я (взрослая тетя, учитель, учитель МХК) с треском провалюсь? Буду учиться у детей, они верят миру, верят людям и самое главное доверяют самим себе.

Первое задание - это как разгон для самолета, чтобы взмыть в небо. Первое всегда трудно, первое это всегда борьба со своей инертностью, первое – это всегда много чего, но не знаю что именно и главное как. И вот первая опасность – банальность, в которой нет образа, недостаток знаний, глубины размышлений, нет связи всего совсем, уже не говоря, о поисках парадоксальности. Начинаем работать в алгоритме мастерской, где главное не информация, а твой интересный взгляд на предмет обсуждения. Соединяем несоединимое: физика, химия, психология, законы поэзии, соционика, история – в общем как в известной пословице: «В огороде бузина , а в городе – дядька».
Начинаю осознавать сложность олимпиады. Это не для всех. Это для одаренных детей или как говорит молодежь: «для продвинутых». Дети с невысоким IQ не выдерживают напряжения и сдаются. Радуют те, кто перешагивает свое «не могу». И еще – радуюсь тому, как возникает необходимость в книге. Наша добрая, когда-то нужная книга сегодня немного подзабыта. Но сегодня ей радуются, вернее тем знаниям, которые она хранит в себе. Легко входят в Интернет,

Много споров возникает по поводу костюма. Возникает вопрос кто мы живущие в Прибайкалье? Сибиряки? А что это за нация? Многие ощущают себя русскими, но явно чувствуют влияние местных аборигенов: бурятов, тофаларов, якутов и т.д.

Во время олимпиады поняла, что большая численность команды приводит к повтору. Олимпиада предполагает самых способных и сильных в своих познаниях детей. Это должно быть не массово, а «штучно» Тогда работы глубже, интереснее и неожиданнее. Численность команды должна быть меньше. Пять человек – этого достаточно.
Очень много заданий. Отсюда мало времени на обдумывание. Куда до философии - успеть бы собрать информацию. А уж переработать ее - вообще нет времени. В конце у учащихся еще мысли есть, но нет сил физических. Преодоление далось тяжело. Мы можем потерять участников, а этого не хотелось бы.

Универсальный рецепт творчества от нашей группы, который особенно рекомендуется для людей, не боящихся экспериментировать.
Необходимые ингредиенты:
500 г темы
2 стакана знаний
1 кг свежих идей
4-5 шт. индивидуальности
1 большое желание выразить себя
700 г смеси из эмоций (состав зависит от вкуса)
1 хороший организатор
Приправы: оригинальность, фантазия, душа и немного споров.
Способ приготовления:
Найти место, где возможно приготовить это блюдо. Все необходимые ингредиенты необходимо собрать вместе. Смешать 500 г темы, 2 стакана знаний, 1 кг свежих идей, которые являются очень редкими и дорогими продуктами. Опустить 4 –5 индивидуальности в полученную смесь и хорошенько размешать организатором. Именно они придадут неповторимость и многогранность вкуса блюду. После вылить массу в одно большое желание, добавив смесь из эмоций и споров для горечи по вкусу. Оставить полученную смесь на некоторое время, чтобы произошла реакция, называемая созреванием идей. После этого образуется творчество, в которое необходимо добавить щепотку души, иначе блюдо выйдет безвкусным. На всеобщий суд подавать, предварительно украсив творчество оригинальностью и фантазией. Данные ингредиенты строго противопоказаны хроническим консерваторам и занудам из-за возможности появления аллергических реакций.
Блюдо обладает свойством заражать людей редкой болезнью «не бойтесь творить» и вызывает пристрастие не только к конечному продукту, но и к процессу его приготовления.
Совет для новичков: возможно, «первый блин выйдет комом», но не следует отчаиваться. К тому же помните, что замена одного из отсутствующих ингредиентов на другой, ничуть не портящий вкуса продукта, только приветствуется. Например, отсутствие одного большого желания можно заменить на множество маленьких и разлить продукт в них, таким образом блюдо будет готово гораздо быстрее.
Желаем вам в полной мере насладиться этим восхитительным блюдом, которое является полезным не только для тела, но и для души.
---

Корнакова Елена Вячеславовна, зам.директора по УВР, школа №11, г. Байкальск.

Большая трудность заключалась в том, что на олимпиаду записались младшие школьники. Задания были неоднозначные, особенно первое «Семь чудес света», для ребят задания были сложные. Огромную, бесценную помощь мне и детям оказала Нона Эриковна. Для меня это была вторая олимпиада, которую я сама «От А до Я» вынесла на своих плечах. Я смогла!!!
---

Савелова Евгения Валерьевна, зав. кафедрой теории и истории культуры Дальневосточного государственного гуманитарного университета, г. Хабаровск:

Всё прошло в первый раз и очень удачно. Светились лица. В каждом углу моей штаб-квартиры отчетливо ощущалось дуновение катарсиса… Сидели на полу, сопели у компьютеров, помогали друг другу, были и авторами, и критиками… Никто не сказал "Не хочу" и "Не могу". И не только потому, что за спиной стоял Дальний Восток. Это было нужно и ясно всем: творчество во всех его формах, наверно, все-таки когда-нибудь спасет мир. Скучное тестирование по культурологии, разработанное и внедренное дядями и тетями в одинаковых серых костюмах из Министерства образования, повергло и студентов, и преподавателей в ужас! Если ради этого мы учимся и работаем, то стоит ли учиться и работать? Олимпиада стала праздником! Спасибо за ощущение того, что в мире есть люди, умеющие творить и любящие это делать!
И еще, вдогонку. Задания блестящие, умные, тонкие, разноплановые… Но: мне показалось, что все-таки не совсем удачно было дать задание на рисунок... То есть, его нужно было дать на выбор: нарисуйте или опишите костюм. Потому что для младших школьников рисовать - нормальное состояние, ужаса и стыда перед беспомощными каракулями они не испытывают. А вот некоторые мои студенты комплексовали. Представьте, нафонтанировали, насамовыражались, проявились в слове, в стихах, в идеях, в юморе... И тут такие каракули жалкие, на которые смотреть обидно. Ну не все могут выражаться в рисунке, как и в музыке, в танце. Выбор нужен. Пришлось им объяснять, что рисунки не испортят их текст, а пойдут отдельно.
И опять же повторюсь. Дайте задание и координаторам!!! Выведите нас (наверняка ведь найдутся согласные со мной) из состояния зрителей и наблюдателей, займите и наши мозги несложным, желательно юмористическим заданием (может, тоже хокку сочинить)! Не знаю, как другие, но мне этого не хватало. Пусть в одну строчку, пусть не по теме, пусть не в конкурс, но пусть это будет, пусть состоится и наше участие в олимпиаде и не только техническое!
---

Лактанова Наталья Михайловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Московской области

В этот раз у нас были участники всего из двух возрастных групп: 1-5 кл. и 6-7кл. И снова приходится говорить о том, что 1-й и 5-й классы – это разные «весовые категории». Понятно, что объединение детей разного возраста в одну группу происходит по вполне объективным причинам, но... Как первоклассник должен понять задание, в котором написано: «Шрифт – это графическая форма знаков алфавита. Он выполняется и воспринимается как единое художественное целое. Конструкция шрифта складывается из его графических признаков: размера и пропорций букв, толщины штрихов и т.д.»?
Можно, конечно, сказать, что локальный координатор должен объяснить, растолковать, но это задание, честно говоря, я и сама не знаю, правильно ли поняла. Точнее, каждый раз я его понимаю по-разному: когда я читаю «при помощи изменения шрифта», то полагаю, что нужно изменить уже имеющиеся шрифты (размер, толщина, цвет и т.п.); когда вижу слова «используй придуманный тобой шрифт», то думаю, что должно быть придумано что-то своё... Засомневавшись в себе, я обратилась к коллегам с просьбой объяснить, как они понимают задание – результат каждый раз был примерно одинаковым: неуверенность в правильности понимания. А ребёнку-то как быть?
Хотелось бы, чтобы задания (особенно для маленьких) были написаны такими словами, которые они понимают без «переводчиков», и чтобы каждый понимал, что именно от него требуется.
---

Бузунова Елена Владимировна, учитель информатики, школа № 137, г. Красноярск

На олимпиаде по МХК участвовало 5 учащихся 4 класса и 1 учащийся 9 класса. На мой взгляд, сложность заданий не соответствовала возрастным особенностям школьников. Для учащихся 4 классов задания были легкими, не требовали специальной подготовки по предмету, а для 9 класса слишком сложные и объемные, так что ученику не хватило сил на последнее задание, а на выполнение четырех предыдущих заданий он затратил более двух часов.
Занимательность, увлекательность, остроумие – несомненный плюс олимпиадных заданий. Также большой интерес вызвало у детей выполнение рисунков и творческих работ с помощью компьютера.
В целом ребятам олимпиада доставила большое удовольствие, и они, и я были рады участвовать в Вашей олимпиаде.
---

Лобова Лидия Григорьевна, зам. директора по НМР, МОУ СОШ № 2 ЗАТО Солнечный Ужурского района Красноярского края

Участвуя уже в третьей олимпиаде, мы всё больше и больше втягиваемся, нам всё больше и больше нравится! В олимпиаде по МХК участвовали ребята 11-х и 9-х классов. Мы ожидали, что задания олимпиады вызовут трудности у учащихся, потому что предмет МХК не ведётся в нашей школе (хотя на уроках истории, музыки, ИЗО культуре уделяется много времени). Но, несмотря на наши опасения, всё прошло хорошо. После очередной олимпиады участвующие в ней дети просятся кандидатами на следующую. Задания – нестандартные, интересные, повышают уровень интереса детей к учёбе, а самое главное – развивают творческий потенциал учеников. Общение с компьютером не мешает детям самореализовываться. Наиболее интересным показалось задание о национальном костюме, что заставило учеников потрудиться, но результат оправдал ожидание, костюмы получились необычные. Трудности были у локального координатора, которому пришлось уменьшать размеры рисунков (особенно сканированных), не все дети это умеют. Самое интересное, что творческий процесс так затягивал учеников, что трудно было оторвать их от компьютеров. Особенно во второй половине проведения олимпиады, когда осмыслены задания, собран материал, получены советы и консультации педагогов, у учащихся только-только начинается творческий процесс. Может, стоит давать два дня для проведения? Мы столкнулись и с проблемой написания рефлексии: дети устают в день проведения олимпиады, а некоторые просто не умеют оценивать свои чувства и мысли, заниматься «самокопанием». Думаем, что рефлексия – это ещё один способ саморазвития личности, и он нам нравится. Хотелось бы только получать раньше результаты олимпиад, а то олимпиада по информатике, проведённая 23 ноября, до сих пор не оценена. А не зная своих результатов, многие ученики теряют мотивацию. Мы проводили олимпиаду с 10 часов, но каждый четверг у нас, таким образом, заняты компьютерные классы, что затрудняет проведение уроков информатики. Следующую олимпиаду решено проводить с 12 часов, что не позволит проверить тщательно каждую работу локальному координатору в этот день (у нас участвует 40 человек), придётся работать в три дня. Спасибо за сотрудничество. Надеемся, что наши работы не останутся без внимания.
---

Разумова Алла Григорьевна, зам. директора по УВР, учитель МХК.

Олимпиада великолепная. Те дети, кто уже в третий раз принимает в ней участие, отмечают, что вопросы намного интереснее прошлогодних. Они приобретают все больше личностно-значимое звучание. Сложно. Чем старше участники, тем им все сложнее. Уже приходит понимание, что МХК – не просто созерцание (слушание) для души. И не просто предмет. Это и напряженная работа. Зачастую дети не готовы именно к культурологическому, философскому анализу.
Но и радостно. И пусть нас не очень много, но те, кто решил участвовать, – получили мощный заряд энергии на год вперед.
Ворчат потихоньку: «И кто это выдумал про башни?», «А как задать вопрос архитектору, если ничегошеньки о нем не слышал?» Но вижу: уже шуршат страницами энциклопедий, рыщут по просторам Интернета.
Правда, Интернет на этой неделе подводит уже в который раз. То ли это на него так солнечная активность влияет?
В общем, отстрелялись. Уф-ф-ф! И до чего же душа поет!

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх