EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Прямо на глазах ребенок меняется, начинает задумываться о том, на что раньше и не обращал внимания.»
Герасимова Оксана Леонидовна, родитель, школа N 81, г. Барнаула
Эвристические олимпиады Физика 2009 Говорят учителя и локальные координаторы
 
*

ФИЗИКА

Результаты XIV-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по физике (исследования)

11 февраля 2009 года

Говорят учителя и локальные координаторы

Калинина Тамара Федоровна, учитель географии, МОУ Мари – Биляморская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Венценосцева», с. Мари - Билямор Республика Марий Эл.

Начинаю «работать» локальным координатором не только по своим предметам, но взялась помогать и другим учителям. Отвечаю за техническое исполнение. Надеюсь, что всё у нас получится.
---

Герасимова Оксана Леонидовна, родитель, школа N 81, г. Барнаул

Мы с сыном второй раз участвуем в ваших олимпиадах. Победа в олимпиаде по цифровой фотографии буквально окрылила ребенка. И теперь уже он сам выбирал тему, ждал с нетерпением задания, строил предположения вокруг них. Провел рекламную кампанию среди одноклассников. Для меня, как для матери, главное – пробудить интерес в ребенке к разным наукам, к процессу обучения вообще, развить творческий подход ко всему, что его окружает. И такие олимпиады как нельзя лучше способствуют этому. Прямо на глазах ребенок меняется, начинает задумываться о том, на что раньше и не обращал внимания.
Основная трудность для меня, как локального координатора, в данной олимпиаде состояла в недостатке времени. Оформлять «олимпийское творение» сына пришлось после возвращения с работы, поздно вечером и ночью. Он, конечно, пытался помогать, набирал текст сам, сфотографировал постройку и вставил ее в файл, но со всеми требованиями к оформлению работы он пока не справляется. Еще в этот раз не получилось скопировать тексты присланных заданий и вставить их в шаблон, появлялись какие-то квадратики и точки (извините, я не специалист в области информатики и не знаю, как грамотно назвать это явление). Но все трудности, конечно же, переживаемы, справилась. А заодно показала сыну, что затруднения возникают не только у него, важно настроиться на их преодоление.
Организаторам хочется выразить огромную благодарность за столь интересную и нужную деятельность. Обязательно будем участвовать и в других олимпиадах.
---

Маслов Игорь Сергеевич, заместитель директора по учебной работе гимназии N 3 г. Гродно, Беларусь

Эвристическая олимпиада – делает многое. Об этом говорит не только удивление учеников, с которым они изучают олимпиадные задания, не только их пунцовые от волнения щеки, когда они их выполняют, но и тот детский, непосредственный азарт, с которыми дети рвутся решать эвристические задания. Сегодня, в день проведения 14 Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по физике, я радуюсь за своих учеников! Их лица, озаренные успехов, сияют от удачи – они смогли, у них получилось! И я, чувствуя их радость и гордость, понимаю, что я им НУЖЕН!
---

Сергеев Сергей Александрович, учитель, кадетская школа-интернат N 5, г. Москва

Заинтригованный названием «исследования», я решил собрать небольшую команду для совместной работы и обмена творческими идеями – и не ошибся! Наш «ветеран» - участник уже третьей за 2 недели олимпиады Эйдоса – Ильгиз Сафин сразу взялся за эксперименты, и за ним потянулись новички. Правда, коллективной работы не получилось: каждый видел в товарище конкурента и стремился сделать лучше именно свое исследование, и конкуренция была хорошим стимулом! В худшем положении оказался пятиклассник Алексей – он был единственным в своей возрастной группе, а будь рядом с ним соперник, он наверное добился бы большего! Эта олимпиада наглядно показала, что группа (друзей или соперников) творчески часто более плодовита, чем одиночка.. Хотя.. Не случайно в своей рефлексии Ильгиз пишет про стрессовую ситуацию.
---

Ходенева Елена Григорьевна, учитель физики, МОУ СОШ N 64, г. Нижний Тагил

Успех обучения может выражаться в сформированной способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять.
Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи. При этом интерес появляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку.
Этому, в частности, способствуют Всероссийские эвристические дистанционные олимпиады, в которых может принять участие любой учащийся, заинтересованный тем или иным предметом, а не только победитель школьной олимпиады или отличник. Что немаловажно. Выполнение заданий олимпиады требует от участника умение видеть, логически рассуждать, анализировать, сопоставлять, фантазировать. Неординарность мышления и нестандартность решений - залог успеха, позволяющий раскрыть участникам свои творческие способности.
Результаты олимпиады распределяются по рейтингу с учетом баллов. И какой восторг, и радость у ребят, когда троечник показывает результат выше, чем учащийся, более успешный в освоении данного предмета в школе. Многие, так называемые «середнячки», справляются с каверзными заданиями. Не меньше удовлетворения доставляет учащимся, как личное достижение, так и успешное выступление команды. Ребята гордятся ими, ведь это всероссийская олимпиада, в которой участвуют многочисленные лицеи и гимназии. Это успех общий: учащихся, педагогов и родителей. Но самое главное достижение - это появление азарта и интереса, отсутствие чувства страха перед трудностями, а еще - желание творить, стремление к познанию нового, к самовыражению.
Наша школа уже несколько лет участвует во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах по физике. И интерес к ним не пропадает со временем, напротив, с каждым годом растет число поклонников этого увлекательного действа. Наблюдается даже своеобразная преемственность поколений. Каждая последующая олимпиада вносит новые имена в копилку победителей и призеров, как в личном, так и в командном первенстве. Успех в эвристической олимпиаде по физике порождает успех в учении. Радость, разделенная со всеми участниками команды, становится множественной.
---

Викулина Людмила Сергеевна, учитель физики, Технологический колледж ВСГТУ, г. Улан-Удэ

Мне нравится сама идея проведения эвристической олимпиады. На мой взгляд, это как раз то, что нужно системе образования на данном этапе развития. Нестандартные задания таких олимпиад развивают у учащихся и педагогов способность креативно мыслить, находить нетрадиционные решения в часто встречающихся обыденных ситуациях, над которыми мы даже не задумываемся в повседневной жизни. Большой плюс всех этих заданий – то, что они взяты как раз из жизни, а не встречаются только на бумаге.
Действительно, если тебя не устраивает будильник, которым ты постоянно пользуешься, если он не достигает нужного эффекта, почему бы не разработать свой собственный способ, улучшенную конструкцию, которая будет отвечать именно твоим запросам? Можно потратить на это некоторое время, но получить нужный эффект на долгое время, но вместо этого мы только мучаем себя каждый день вещью, которая нас не устраивает.
В основном, ребятам понравились задания. С большим энтузиазмом они принялись за эксперимент с мобильным телефоном, который действительно стал неотъемлемой вещью нашей жизни. Тот телефон, которым они ежедневно пользуются, вдруг превратился для них в настоящий объект исследования, что-то загадочное и требующее поиска решения. Из тривиального использования возник интерес к способу действия и устройству.
Большинство ребят справились и с дождевой проблемой. В жизни мы частенько сталкиваемся с тем, когда дождь застает нас врасплох. И тогда возникает вопрос: идти или бежать? И на этот вопрос нельзя однозначно ответить. Все зависит от условий. Мне понравилось, как ребята проводили свой мысленный эксперимент. Некоторые даже говорили, что давно задумывались над этой проблемой, но не было времени прийти к какому-то выводу. В этой связи мне понравился ответ одного студента, который решил для наглядности изобразить все возможные варианты дождя и поведения человека. Посмотрев на эти рисунки, действительно убеждаешься в неэффективности и даже глупости поведения человека в некоторых случаях. Но, как было верно отмечено одной из участниц, «когда идет дождь, то человек не задумывается, как ему идти. Он рефлекторно начинает бежать, и даже никакая инструкция типа «Как не промокнуть под дождём» не поможет».
---

Сахаровский Владимир Николаевич, начальник отдела контроля качества подготовки специалистов Технологического колледжа ВСГТУ, г. Улан-Удэ

В олимпиаде по физике (исследования) мы участвуем второй раз. В прошлом году результаты показали, что физика – не наш «конек». Я надеюсь на новых участников, на их подготовку и смекалку, упорство и работоспособность. Настроение у всех было приподнятое, ребята с жадностью взялись за работу. И даже недоработка их не огорчила, они получили много положительных эмоций. Мне же понятно, что физику у нас еще предстоит «поднимать» и, участвуя в Ваших мероприятиях, нам это сделать будет намного легче и интереснее.
---

Карпухина Ирина Алексеевна, заместитель директора школы по учебно-воспитательной работе, школа N 22 с углубленным изучением иностранных языков, г. Ульяновск

Задания этой олимпиады показались мне очень интересными, даже самой захотелось провести некоторые исследования. Они вызвали интерес, как у самых младших участников, так и у старшеклассников. Жаль, конечно, что некоторые участники оказались не готовы к таким видам самостоятельной деятельности и не смогли выполнить все задания. Или, скорее всего, не привыкли размышлять и делать выводы, а значит, есть над чем работать не только учителю физики, но и всем нам. Для меня главный итог любой эвристической олимпиады в том, что учащиеся имеют возможность реализовать себя и оценить свою деятельность. И еще справедливое замечание одной из наших участниц, что шестиклассников, наверное, надо включать в другую возрастную группу, все-таки физика как наука им пока не знакома. До новых встреч, уважаемые организаторы олимпиад!
---

Щеглова Елена Анатольевна, учитель физики, МОУ СОШ N 134, г. Волгоград

На мой взгляд, самый интересный опыт был с зимними облаками. Хорошо, что сегодня у нас хоть небольшой морозик, идет снежок, и облака получаются заметнее. Только после этого эксперимента не заболел бы экспериментатор…
Четвертое задание имеет практическую направленность, так как очень часто можно попасть под дождь, находясь далеко от дома, без зонтика. Так что подумать, как быстро высушить одежду, полезно.
На мысленный эксперимент способны немногие. Нужно иметь хорошее воображение и понимать, как устроен калейдоскоп, что происходит внутри и почему. В 7-ом классе световые явления не изучают, так что ответ ребенок дал только с точки зрения собственного жизненного опыта.
Что только не делают дети с тетрадью! Пусть теперь еще и подуют на нее. Кто знает, что в результате получится и чему можно научиться при этом?! Может быть, и эти знания когда-нибудь пригодятся?!
---

Жандарова Галина Васильевна, учитель физики, МОУ СОШ N 10, г. Златоуст

В олимпиаде по физике наша школа принимает участие уже четвертый раз. Ежегодные командные и личные победы вдохновляют нас на участие в следующих олимпиадах. Самой многочисленной группой в этом году оказалась возрастная группа 9-11 классов. И это понятно, они уже в 4-й раз участники олимпиады «Эйдос» - самые опытные! Все больше физиков появляется в школе благодаря таким олимпиадам, и это радует! Желаю всем участникам олимпиады раскрыть свой талант исследователя. Спасибо организаторам за интересные задания.
---

Мирошникова Алла Александровна, учитель начальных классов, МОУ СОШ N 46, п. Черноморский

В олимпиаде принимаем участие второй раз. Эта олимпиада прошла намного лучше первой. Все задания ребята выполняли с огромным интересом, особенно те, кто участвовал не первый раз. Дети стали интересоваться технической стороной оформления заданий. Родители и помощники в этот раз испытывают ещё большие трудности в оформлении заданий, особенно из-за сжатия фотографий. Подсказать некому, доходим до истины путем проб и ошибок. Для исследовательских олимпиад отводится очень мало времени. Хотелось бы, чтобы начинающим участникам давали более подробные инструкции по сжатию фотографий, файлов, папок. Интерес растёт, а нагрузка в оформлении большая, может все усилия свести к нулю.
---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос" - http://www.eidos.ru/shop/

Все олимпиады >>

  вверх
вверх