EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Весь вечер в голове крутились разные словечки: водолаз-буль-буль, кулинар-пых-пых и т.д. и т.п.»
Стальмакова Людмила Викторовна, СШ №17, г.Ачинск
Эвристические олимпиадыРусский язык2004Говорят учителя
 
*

РУССКИЙ ЯЗЫК

Результаты VI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по русскому языку

25 ноября 2004 года

Говорят учителя

Уханова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, специализированная школа-лицей для одарённых детей ЛОРД, Республика Казахстан, г.Петропавловск.

Прекрасная олимпиада, оригинальные задания. В очередной раз удивлена, поражена, увлечена (хотя и параллельно с проводимыми уроками). Но иногда краем глаза удавалось посмотреть, что же пишут мои дети. Не со всем из написанного согласна, но это их мнение!

---
Маторина Наталья Анатольевна, зам. директора по научно-методической работе, специализированной школы-лицея для одаренных детей ЛОРД, г. Петропавловск.

Эйдосовские олимпиады – это всегда здорово! Диву даешься, откуда у людей такая фантазия, чтобы придумывать подобные задания. Нам, как всегда, все понравилось, кроме одного: в последнее время очень много проблем с почтой, поэтому некоторое время у нас было состояние шока, боялись, что не удастся поучаствовать в олимпиаде. А так хотелось. Надеемся, что творческий потенциал Эйдоса не истощится никогда, и он будет продолжать радовать нас своими интересными заданиями

---
Зорина Галина Георгиевна, учитель ОИВТ, гимназия, г. Шелехов

Я впервые принимаю участие в дистанционной олимпиаде, к тому же еще и в эвристической. В прошлом году мы много слышали о подобных олимпиадах, но принять участие решились только в этом году. Задания очень интересные, необычные. Было приятно, что могли участвовать все дети, независимо от своих способностей. Я считаю, что участие в подобных мероприятиях благотворно сказывается на творческом развитии ребёнка.
Первое участие в олимпиаде сопровождалось большими техническими трудностями, так как не отработана система проведения. Много времени ушло на оформление работ. Сложно систематизировать ваши требования к оформлению, хотя нами были получены подробные рекомендации. Катастрофически не хватает времени, боимся не успеть отправить работы вовремя. Считаю, что локального координатора необходимо освобождать от текущих уроков.
В этой олимпиаде я участвовала не только как локальный координатор, но и как мама. Именно поэтому я проявила столько энтузиазма и провела за компьютером двое суток. Для себя я твёрдо решила, что мой ребёнок будет участвовать в следующих подобных олимпиадах.
Надеюсь, эта олимпиада не последняя, будем пробовать участвовать в других дистанционных проектах. Очень хочется надеяться на помощь других педагогов и администрации образовательного учреждения.

---
Герасименков Роман Викторович, учитель русского языка и литературы, гимназия № 2, г. Южно – Сахалинск

«Делать завтра лучше, чем сегодня», эти слова я хочу отнести и к олимпиаде, в которой я и наши ученики приняли участие впервые. Все произошедшее могу и хочу оценить исключительно с положительной стороны (можно сказать даже с восторгом). Особо, как учителю словесности, хочется поделиться своим мнением о заданиях предложенных учащимся 6-7 классов. Меня удивила и обрадовала необычная направленность заданий: не проверка знаний по русскому языку, а приглашение к собственному языковому творчеству и актуализацию в нем знаний и умений, полученных на уроках. Именно такие задания позволяют учащимся проявлять свою творческую индивидуальность и неординарность мышления, выразить свои мысли ярко и образно. Хочется отметить и то, что ученики с большой готовностью и интересом принялись за работу, несмотря на ее необычность и повышенную творческость, поэтому мы надеемся и верим, что результаты нашего труда будут достойны предложенных заданий (а вера – это очень важное условие успешности). Большое спасибо всем организаторам за интересное мероприятие, еще одну, так необходимую нам именно сегодня, возможность посмотреть на себя в новой творческой ситуации. До новых встреч!

---
Щеголева Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы, практический психолог гимназия №2, г.Южно-Сахалинск

Здравствуйте, глубокоуважаемое жюри олимпиады по русскому языку! Мы решили активно отвечать на ваши письма, и «почта» заработала. Случилась наша переписка всего-то месяц назад, а мы уже успели подружиться и заглянуть в душу друг к другу. Первая наша встреча на олимпиаде по психологии разбудила любопытство, кольнув иголкой: «Просыпайтесь, это уже третий предмет, а вы еще с ним не знакомы!». Списались!.. И вот уже нетерпеливо ожидаем новых заданий. Какими они будут? Нужно ли знать историческое происхождение языка, словообразовательные способы, уметь подбирать синонимы и антонимы, анализировать текст, писать уже? Наконец-то материк взглянул на Сахалин! Сколько радости, сколько волнения, сколько ожиданий! Задания-то и в самом деле творческие! Самое сложное – сочинять стихотворения. Можно научить любого рифмовать строки, соблюдать равное количество слов и ударений, выдерживать форму, а вот сочинить стихотворение, которое хочется запомнить, слова которого отзовутся в душе, - невозможно. Мы попытались открыть душу. Бурная фантазия в строгих рамках – этим феноменом обладают наши дети. Придумать новые значения знакомых слов – легко! Предложить неожиданный, но эффективный способ распространения русского языка во всем мире – несложно! Сделать так, чтобы каждый раз предложение передавало новый смысл – подумаем и напишем! После самовыражения наступает успокоение, легкая усталость, удовлетворение. Спасибо «Эйдосу»! Сколько было вопросов в начале работы! Оказывается, надо было просто вчитаться в задание и начинать творить. Тихо! Идет работа! Час, два, три… И вот уже слышны: «Пока!», «До свидания!», «До завтра!». Пустеют места у компьютеров. Организаторы устали, но довольны – видели, как горели огоньки в глазах ребят, как кипела работа ума и сердца, как раскрывались бутончики и бутоны. Спасибо, «Эйдос». Пусть это сентиментальное письмо не оставит Вас равнодушными, а наоборот, ускорит ответ. Мы его ждем. До свидания.

---
Воронова Александра Николаевна, учитель информатики, школа N 34, г.Череповец

Ученики нашей школы получили задание через мой электронный почтовый ящик и выполняли задание в моем кабинете. Мне очень понравились вопросы для пятиклассников. Но самым замечательным был вопрос у 10 класса (о словах, имеющих индийское происхождение). Этот вопрос – настоящее исследование, позволяющее по-другому взглянуть на слово в языке. Такое задание, возможно, подтолкнет к исследовательской работе незаурядные личности нашей школы. Для многих ребят оказались сложными поэтические задания. Кто-то написал четверостишие, но были и поэмы. Хотелось бы иметь возможность сравнить детские работы внутри города (нашей команды), выбрать лучшие образцы, использовать их на уроках.

---
Гришина Алевтина Борисовна, зав. гуманитарной кафедрой, учитель русского языка и литературы.

Приятно было наблюдать за детьми во время работы: один что-то шептал, другой по-русски чесал в затылке, третий тихонько хихикал над самим собой, другие отключились от всего и погрузились в творческий процесс. Но вдохновение ко многим пришло только к концу работы. Как всегда, не хватило «чуть-чуть», чтобы создать шедевр.
А задания были очень интересные, доступные, просто непривычные. Увы, увлекаемся на уроках изучением правил, программа держит в рамках, не все учителя находят время на сочинительство, игры.
И ещё.… Играют в основном «хорошисты», а дети «с тройками» по русскому языку очень робеют, их трудно привлечь к игре. По опыту знаю, что многие из этих «серых мышек» после окончания школы неожиданно раскрываются, становятся интересными, творческими людьми.
Что ж, начало положено, в следующей игре, думаю, будет больше участников. Постараемся создать «Эйдос» хорошую рекламу. В Гимне Гимназии №2 есть такие слова: «Тебя, наступят времена, прославят наши имена». Будем надеяться!

---
Суханова Светлана Николаевна, учитель начальных классов, гимназия № 9, г. Омск:

Мои ожидания были самыми разнообразными, но прежде всего хотелось узнать, в чем особенности данного проекта, так как участвовали впервые. Было много волнений, переживаний, в основном, из-за уровня подготовки учеников: под силу ли им будут задания? Так как участвовали впервые, то повторяли все: и орфографию, и грамматику, и немного – историю языка. Поэтому сказать о специальной, целенаправленной подготовке не могу. Выполнение заданий учениками происходило по-разному: разная степень трудности. Сложным было задание по творческому переосмыслению теоретического материала (про орфограммы). Предложенный способ организации олимпиады показался удачным. Может быть, можно было бы время на проведение олимпиады чуть-чуть увеличить. Наиболее удачными были творческие задания. Несмотря на ограничения, заданные рамками задания, и возникшую из-за этого сложность, ученикам понравилось задание про орфограмму. Появилась возможность сочинительства, проявления своей фантазии. Хотелось бы и дальше участвовать в ваших олимпиадах.

---
Камышенко Елена Анатольевна, учитель начальных классов, гимназия, г. Шелехов

Уважаемые организаторы олимпиады! Мы с детьми впервые с удовольствием приняли участие в олимпиаде. Ребят не отбирали, все шли по желанию, т.к. считаю, что задания творческого характера способны выполнить все дети. Часто учащиеся, мало проявляющие свои способности на уроках, в таких заданиях показывают неординарность мышления, своеобразные подходы в суждениях.
Ваша олимпиада доступна всем детям, в этом ее несомненное преимущество перед другими предметными олимпиадами. Я открыла в своих ребятах новые качества. Некоторым задания показались трудными, но они не отступали, стремились развернуть свои мысли, упорно шли к своей цели. Работы многих поразили меня своей оригинальностью, своеобразным подходом.

---
Хорошева Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, школа № 19, г. Нижний Тагил

Решение об участие в олимпиаде команда школы решила в последний момент, но было большое желание. И наши надежды оправдались. В новом учебном году планируем принять участие во всех олимпиадах. Учащиеся выполняли задание с интересом, хотя получив работу растерялись, но, начав выполнять задание включились в работу с интересом. Вполне естественно, что некоторые задания были выполнены без затруднений, что связано с возможностями, способностями, настроением учащихся; некоторые из заданий из различных возрастных групп вызвали затруднения, решить затруднения помогла научная литература. Работу выполняли учащиеся, которые занимаются сочинительской деятельностью, поэтому, перед ними не возникло затруднений в сочинении стихов, эссе, небольших рассказов.

---
Набиева Диля Альтафовна, учитель начальных классов, лицей «Ирандык» г. Сибай

Посоветовавшись с родителями моих учеников Хамитовой Регины и Карачкова Никиты, решили принять участие в олимпиаде по русскому языку. Дети очень хотели участвовать в олимпиаде.
Дети готовились к олимпиаде в лицее и дома. Они читали много детских книг: рассказов, сказок, стихов. Пробовали сами дети сочинять сказки, рассказы. Выполняли задания на развитие мышления, речи. А также игры-задания, ребусы, кроссворды на различные темы по орфографии, фонетике.

---
Осетрова Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы, школа №30, г. Иркутск:

Участие в такой олимпиаде по русскому языку для нашей школы впервые. Было интересно узнать, какие задания будут, что будет интересного и нового. Заранее ребятам было рекомендовано поработать со словарями, повторить разделы «Синтаксис», просмотреть дополнительную литературу по занимательности «Русский язык». Вначале задания вызвали некоторое недоумение, некоторые задания вызвали спор, дискуссию. Но затем ребята оживленно подключились к работе. С интересом взялись за дело. Проблема русификация всех стран ребятам интересна и заставляет задуматься. В целом, олимпиада доставила ребятам удовольствие. Ребята смогли проверить свои знания, проявить свои способности.

---
Стальмакова Людмила Викторовна, МОУ «СШ №17 с углубленным изучением английского языка», г.Ачинск

В такой олимпиаде наши ребята участвуют впервые. Ожидание – это всегда волнение,тем более у таких «новоиспеченных» участников. Задания были необычными. Ребята окунулись в свое детство, когда придумывали звуко-буквенные образы для разных людей. Даже я заразилась этим. Весь вечер в голове крутились разные словечки (водолаз-буль-буль, кулинар-пых-пых и т.д. и т.п.) Когда ребята делились впечатлениями, оказалось , что у всех была одна и та же проблема - не шла рифма. Никто не ожидал , что придется поработать в роли поэтов. Интересным было задание об орфограммах. Как оказалось, что действительно любая орфограмма ассоциируется с каким-либо цветом, настроением, характером. Трудность возникла с оформлением работ. Нужно было отходить от стандартного листа-работа на компьютере требует навыков и умений, внимания и сосредоточенности. Не знаю чем это закончится, но стимул для ребят очень , очень хороший. Может не все получилось с первого раза, как хотелось бы. Будем стараться, творить и стремиться к новому, необычному.

---
Зимина Ольга Арсеньевна, преподаватель русского языка и литературы лицея № 1

Каждое задание вызывает неподдельный интерес. Нет заданий, которые бы не понравились. Очень удачно: 1. Возможность выявить знания и умения на всех языковых уровнях, от фонетического до стилистического. 2. Многоуровневые задания, позволяющие каждому ученику проявить индивидуальность. 3. Нестандартность, оригинальность заданий, вызывающих интерес, повышенную мотивацию и, как следствие, положительные эмоции. 4. связь с современной жизнью, проблемами языка.

---
Анохина Юлия Владимировна, зам. директора по НИТ, Алданский республиканский лицей, город Алдан:

…Как локальный координатор, я участвовала в олимпиаде первый раз. Ощущения неописуемые. Сначала очень была напугана, тем что не получила задания. Потом когда все утряслось (большое спасибо организаторам), начала изучать инструкцию и чуть успокоилась. Вопросы очень интересные, читаешь задания, и на ум приходят различные строки, слова – перевертыши и т.д. Да есть где разгуляться фантазии. Как учителя информатики, больше всего меня порадовало то, что как раз на этих олимпиадах было совместное творчество. Никто никого не заставлял не чего делать, только просили совета. Любые проблемы можно решить, если мы вместе. Одно плохо, очень мало времени. И пришлось настоятельно просить учащихся заканчивать работу. Мы очень рады, что наконец то возобновили работу с центром «Эйдос», ждём хороших результатов. Спасибо организаторам за умение поддержать, настроить, заинтересовать. Легче работать когда чувствуешь такую поддержку.

---
Герасимович Инна Николаевна, зам. директора по УВР (начальные классы), гимназия№2, г.Южно-Сахалинск

5-тый год работаю в учебном заведении повышенного типа. С апреля 2004 года являюсь заместителем директора по начальным классам. И с этого же момента задумывалась над тем, как разнообразить, обновить работу с одаренными детьми. Узнав, что учащиеся старших классов впервые в этом году включились в дистанционные олимпиады, и особенно то, что имеется возможность принять участие и ученикам младших классов, с огромным энтузиазмом, желанием откликнулись и мы учителя начальных классов. К чему готовиться – не знали. Какого рода будут задания – не знали. Все впервые. Учителя готовили участников больше психологически, чем теоретически. Волновались все. И дети, и учителя, и организаторы. Но первый шаг сделан, и, кажется, удачно. Удачно, т.к. встретив нетрадиционные задания, ребята не растерялись, не опустили руки, а с увлечением и ответственностью работали. Работали кропотливо, вдумчиво, творчески. Пусть не все получилось гладко, но ребята попробовали свои силы. А мы, учителя, будем планировать свою работу так, чтобы помочь ребенку развиваться творчески, уметь нетрадиционно мыслить, принимать неординарные решения. Начало положено. В добрый путь!

---
Рузанова Елена Александровна, зам. директора по УВР, гимназия № 2, г.Южно-Сахалинск

Глядя на ребят, я не жалею, что мы включились в эвристические олимпиады. Во-первых, ограниченное учебное время не позволяет заниматься творчеством свободно. Во-вторых, с удовлетворением отмечаешь, что уровень знаний ребят позволяет спокойно, без паники решать представленные задачи. А это, косвенно, и оценка работы коллег. В-третьих, и это, может быть, надо было ставить вначале, живой интерес учеников, их стремление и желание расширять круг участия. В-четвертых, высокая оценка учителей - предметников выбранного пути развития творческих способностей учащихся, чему, конечно, способствует содержание заданий текстов. Спасибо организаторам олимпиад «Эйдос» за такую умную, тонко выстроенную поддержку. День олимпиады ожидался как праздник: детьми, родителями, учителями. Все ждали, волновались. Первые минуты самые тревожные и напряженные. Но, затем достаточно быстро установилась спокойная, рабочая атмосфера. Хорошо, когда, даже маленькие дети, умеют сосредотачиваться, определять свой путь, с уважением и понимание относиться к работе своих товарищей. Говорить о трудностях и проблемах не приходится: все моменты, связанные с организацией олимпиад мы решаем.

---
Бизюкова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы, гимназия №2, г.Южно-Сахалинск

И вот настал этот необычный для нас день: сегодня мы впервые приняли участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по русскому языку. Переживали, думали, гадали: что же принесет нам день грядущий? И вот задания получены. Вот уже действительно есть, где разгуляться, полету мыслей нет предела. Что ни задание, то с изюминкой. Участие в олимпиаде заставляет задуматься над вопросом: а все ли мы, учителя русского языка, делаем, чтобы наш предмет был самым интересным и увлекательным и чтобы язык действительно мог каждого ученика «до Киева довести»? Задания, подобные олимпиадным, должны иметь место в школьном курсе изучения русского языка. Они заставляют работать над собой, расширяют кругозор, учат творчески мыслить. Интерес учащихся налицо. Они так стремительно трудились над олимпиадой, так велико их желание проверить себя, все осилить и, конечно, победить. Каждый был самостоятелен, но при выполнении заданий требовалась помощь консультативного характера. Все работали увлеченно, приятно было наблюдать за ними во время этого процесса. Каковы бы не были результаты – это всё-таки игра, где твой интеллект сопоставим с интеллектом другого. Если победа – то это прекрасно, поражение – это постановка задач перед собой и попытка их осуществить, а своим знаниям найти применение. Думаю, цель олимпиады прекрасна, она дает возможность каждому проявить собственное языковое творчество и выявить талантливых детей. Замечателен и лозунг олимпиады: «Хочешь быть филологом – будь им!»

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/

 

Все олимпиады >>

  вверх
вверх