EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Эйдос предложил мне совместить способности с знаниями и просто насладиться процессом олимпиады»
Владыка Александр, 11 класс, лицей № 1, Братск
Эвристические олимпиадыРусский язык2005Говорят ученики
 
*

РУССКИЙ ЯЗЫК

Результаты VII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по русскому языку

24 ноября 2005 года

Говорят учителя

Лазакович Татьяна Валерьевна, учитель математики, МОУ СОШ №24, п. Снежногорск.

Дети нашей школы принимают участие уже в третьей дистанционной эвристической олимпиаде. В этот раз у нас попробовали участвовать в олимпиаде ученики 1 и 5 классов. Детям интересно! Но мы, еще при проведении первой олимпиады, обратили внимание, что дети в основном мыслят стандартно и подобные задания заставляют рассмотреть проблему с нескольких сторон.
Планируем продолжить участие в ваших программах.
Увидимся…

---
Самсонова Ольга Борисовна, учитель информатики, гимназия N86, г. Нижний Тагил

Я в восторге от оригинальной подачи задания ФОРУМ для 10-11 классов. А как радовались сами дети: наконец-то «скучный предмет» «влился» в их жизнь. Они не просто изложили на форуме свои идеи, они с интересом принялись следить за высказываниями своих ровесников. Хотелось бы обратить внимание организаторов олимпиад, что планирование таких мощных конкурсов на четверг увеличивает нагрузку на школьников (по данным психологов в этот день начинается недельный спад «ученических сил»). Наши педагоги просят учесть этот факт при планировании олимпиад на следующий год. Как локальный координатор я увидела разницу в организации олимпиады с теми учителями, кто «выставляет» своих детей второй раз, и с теми, кто впервые обратился к олимпиаде. Также считаю необходимым отметить, что дети более эмоционально, более восторженно воспринимают задания олимпиады, чем педагоги. Может быть, организаторам попробовать запустить какой-нибудь опрос среди учителей, что так их настораживает, почему они такие «колючие», когда впервые встречаются с заданиями олимпиады, и что происходит потом, после второй, третьей олимпиады… Интересно, что в устной беседе одна из коллег очень удивлялась, что ребята рефлексию написали намного лучше, чем сами задания.

---
Кудряшева Т.А, учитель русского языка и литературы шк №17

Сколько ожиданий и волнений было до начала олимпиады по русскому языку! Сбой в Интернете не позволил вовремя получить задания. И вот наконец-то перед ребятами олимпиадные головоломки. Реакция при чтении заданий разумна: удивление, улыбки, после прочтения первого задания, но нет равнодушных лиц. Выполняя работу, ребята отметили задания 1 и 4, которые показались интересными. Трудности испытывали при выполнении заданий 2.
На мой взгляд, Данная олимпиада помогла ученикам в полной мере проявить свой талант и творческие способности.

---
Олюнина В.С, учитель русского языка и литературы, шк №17

Материал, подобранный для учащихся 8-11 классов интересен и достаточно разнообразен. Он позволяет участник у (среднего и старшего звена) показать свои знания, проявить эрудицию и определить свой образовательный уровень.
Задания требуют нестандартного мышления, творческого решения и умения преодолевать стереотипный подход при ответе. Ученикам необходимо было сконцентрировать своё внимание на полученных в школе знаниях и, преодолев трудности, использовать их в сфере новых знаний. У каждого ученика была возможность достичь высоких результатов, так как в олимпиаде принимали участие не просто любители русского языка, но и его лучшие «знатоки».
Эвристические олимпиадные работы такого уровня дают ученикам определенных регионов возможность реализовать свои способности и чувствовать себя самодостаточным

---
Идзанова Елена Валерьевна, старший преподаватель кафедры «ИС» АФ ГУЦМиЗ, учитель информатики МОУ СОШ № 17 г. Ачинск, Красноярского края.

Были проблемы с Internet, получили задания поздно. Но работали с воодушевлением, очень нравятся творческие задания нашим ученикам, ребята любят рассуждать и делать выводы, их посещают различные чувства во время выполнения заданий. Получают удовольствие в процессе выполнения работы. Многие участвуют в олимпиадах неоднократно и горят желанием участвовать еще!!! Такие олимпиады нужны! Всем всего доброго!

---
Ташкинова Светлана Геннадьевна, родитель, г. Красноярск.

Думаю, подобные олимпиады со временем привьют вкус ребенка к самостоятельному мышлению, самообразованию. Есть вопросы, которые направляют к дополнительной литературе, вызывают дискуссию. Кстати, меня саму захватывают вопросы олимпиады, самой просто интересно.
Задания олимпиады ребенок выполнял после школы самостоятельно в течение двух часов (взрослые были на работе). Оформление в электронный вид произвела я. С уважением и чувством благодарности С.Г.

---
Горлова Людмила Николаевна, заместитель директора по политехническому циклу и довузовской подготовке, МОУ Политехническая гимназия г. Нижний Тагил.

Задания олимпиады требуют от учеников актуализации знаний во многих областях. Они заставляют видеть удивительные вещи в обыденных явлениях и предметах. Главное, он ичатся видеть и думать. Такие мероприятия открывают детей для нас с новой, творческой стороны. Спасибо Вам.

---
Василькова Тамара Павловна, руководитель Школы начинающих литераторов,
журналистов, филологов Центра образования №1 ЮАО, Оренбург

Задумка принять участие в олимпиадах Центра "Эйдос" возникла у меня около года назад. Очень хотелось попробовать силы и выйти на новый уровень. Главной проблемой ДЛЯ НАС, подразделения МОУ, словесников, работающих в режиме дополнительного образования, была и остается нищета – реальная финансовая и техническая. Конечно, её преодолевают энтузиазм
педагогов, их таланты находчивости да убедительности, родительская забота и понимание, волонтерство благодарных учеников. Сегодня еще и повезло: время олимпиады совпало с часами бесплатного доступа к Интернету в читальном зале Областной научной библиотеки, где имеется
достаточная для нашей команды локальная сеть. Правда, выйти на Форум ребята так и не смогли в отведенное время по техническим причинам (пятое задание для 10-11 классов). Мои ожидания общего воодушевления от участия в олимпиаде оправдались на все 100%. Экспресс-подготовка, абсолютная неизведанность характера заданий как для учеников, так и для педагогов обеспечили главное - восторг первооткрывателей:"Мы это сделали!" Организационные шероховатости отшлифуем. Губернатора, конечно, на чукотского не поменяешь, придется по-другому выкручиваться - "челси"? (ситуация-супер!). Постараемся вовсю разбросать искры эвристического азарта среди нашего филологического братства. Спасибо за интересную олимпиаду!

---
Еремеева Л.В., преподаватель Школы начинающих литераторов, г. Оренбург

От дистанционной эвристической Олимпиады по русскому языку ожидалась самореализация учащихся в процессе творческой деятельности по языку. Ожидания оправдались. Задания по Олимпиаде отличались нешаблонностью, нестандартностью. Для решения олимпиадных заданий необходимо было языковое чутье, интуиция, ориентация в мире современной информации. Все это способствует учебной мотивации учащихся. Радует, что предложенная оргкомитетом Олимпиада отличалась от всех, ранее проводившихся, именно содержательной стороной. Современным школьникам давно тесно в рамках традиционного обучения. Участники Олимпиады, а именно слушатели Школы начинающих литераторов, лучше всего проявили себя, свою Личность в поисково-мыслительной деятельности, там, где приходилось имитировать себя в роли исследователя. Пожелания Оргкомитету: пусть и последующие Олимпиады будут ярким коммуникативным событием для учащихся.

---
Казаковf Маринf Николаевнf, директор МОУ “Рождественская СОШ”, с.Рождествено, Тверская область:

Я была в восторге от заданий еще с олимпиады по физике. Ожидания от олимпиады по русскому языку: дети попробуют свои силы в таких заданиях, которые не предлагают свои учителя учителя увидят интерес детей к творческой деятельности и сделают выводы в нашей маленькой сельской школе будет интеллектуальный праздник. Готовили участников психологически, чтобы не паниковали, когда впервые прочитают задания (к слову сказать, меня оторопь одолела, когда прочитала задания по физике для 1-2 классов); технически, чтобы могли самостоятельно оформить свои ответы и рефлексию на школьных компьютерах; информационно - перед олимпиадой, когда я уже знала, что в заданиях 10-11 классов в 5 вопросе нашим детям все неизвестно, т.к. нет опыта работы с интернетом, показали образцы форумов, скаченных с вашего сайта.
Настроения участников менялись стремительно: от недоумения до восторга. То и дело в компьютерном классе звучали взрывы хохота, на которые живо реагировали как ученики школы, так и учителя. Эйдосовская олимпиада непохожа ни на одну олимпиаду по состоянию участников – радость, желание узнать больше, мотивация к деятельности, необыкновенная работоспособность. Сначала писали на бумаге, затем переносили тексты на компьютер, потом сразу вводили в компьютер свои мысли, оформляя на ходу.
Олимпиада как праздник – да!
Олимпиада как доверительное взаимодействие детей и взрослых – да!
Олимпиада как приобретение новых знаний и умений – да!
Я не ожидала, что участники легко справятся с заданием “Приглашение на вечеринку”, а, когда участники работали над “Форумом”, я жалела, что в нашей школе до сих пор нет интернета.
Трудности были очень большие с заданием “Сидит или стоит?”. Нет понимания ни о человеке информационного общества, ни что важно знать об объекте этому человеку.
Трудности преодолевались самостоятельно без помощи взрослых. А уж как они их преодолели – судите сами.

---
Салова Любовь Викторовна, гимназия №14, г.Белорецк, Башкортостан.

Олимпиада очень понравилась. Прекрасные творческие задания заставляющие найти неординарный подход. Ученики работали с интересом. Выдавали замечательные идеи. Желаю организаторам дальнейших творческих идей и успехов!

---
Мутовина Татьяна Александровна, учитель русского языка и литературы, школа № 3 , г. Бородино, Кобизская Татьяна Геннадьевна, учитель русского языка и литературы, школа №1 г. Бородино

Участвуя в этой олимпиаде, хотелось увидеть нестандартное мышление детей при выполнении предложенных заданий. Участники должны иметь определенный интеллектуальный уровень, неординарное мышление, навыки коммуникации, умение работать с ПК (желательно). При выполнении заданий учащиеся были поставлены перед выбором—бумажный вариант или компьютерный.
Порадовало оптимистическое настроение участников, потому что школьники пришли с желанием, были досрочно проинформированы о дне проведения олимпиады, находились в комфортных условиях. Во время проведения олимпиады царила доброжелательная обстановка. Никаких трудностей и проблем учащиеся не испытывали.
Хотелось бы, чтобы чаще проводились подобные олимпиады и не только для учащихся, но и для педагогов.

---
Хамидуллина Ирина Викторовна, учитель математики и информатики, татарско-русская школа № 68 г. Казань.

Эта олимпиада для учеников нашей школы была очень «горячей»! Дело в том, что именно сегодня на базе нашей школы проходил республиканский семинар – практикум по воспитательной работе Республики Татарстан на тему «Социализация личности в условиях национальной школы». У участников олимпиады было много открытых уроков: по татарской литературе, алгебре, открытое заседание школьного научного общества «Озарение» плюс концерт художественной самодеятельности. Все четыре участницы участвовали во всех этих мероприятиях. К выполнению задания они приступили только в 15 часов. Хочется надеяться, что у них хватило моральных и интеллектуальных сил на выполнение заданий!!!

---
Роскина Валентина Тимофеевна, учитель русского языка и литературы, средняя школа 12, г. Казань

Эта олимпиада дала возможность детям задуматься над многими вопросами, размышлять над которыми им ранее не приходилось. Мои ожидания были направлены на то, что ребята почерпнут для себя много нового, сформулируют для себя решения многих актуальных вопросов, проверят свои знания и получат возможность широко высказать свое мнение.
Могу с уверенностью сказать, что ученики с интересом выполняли поставленные перед ними задания, старались найти оригинальное решение и дать обоснованные ответы. На мой взгляд, будет совершено справедливым заключением, что ребята подошли крайне серьезно и сознательно к выполнению олимпиады.
По моему мнению, ученикам удалось лучше всего проявить себя в творческих заданиях, где требовалось высказать свое мнение по поставленной проблематике. Это свидетельствует о уже очень зрелом мышлении ребят в достаточно юном возрасте и их способности успешно обосновывать и формулировать свое мнение, приходя к интересным выводам.
Я не могу говорить о какой – либо общей для всех проблеме при выполнении дистанционной олимпиады. На мой взгляд, более справедливо говорить, что трудности носили индивидуальный характер. Валентина Тимофеевна, я точно, не знаю можно ли так сформулировать мысль, но я надеюсь, что Вы поняли, что я имела в виду. Ребята преодолевали определенные трудности путем логических размышлений и в итоге приходили к каким-либо выводам.

---
Корнишина Татьяна Викторовна, учитель информатики и ИТ, средняя школа 12 г. Казань

Я не открою Америки, сказав, что такого рода олимпиады нужны. Они развивают, заставляют думать, рассуждать и прочее.
Есть два аспекта. Первое, организация проведения олимпиады. Вчера компьютерные классы школы работали в очень интенсивном режиме. По расписанию было восемь уроков и ни одного «окна». Уроки информатики и ИТ, мы не стали отменять, так как они и так «пропадают» из-за частого проведения на базе школы конференций, семинаров, открытых уроков. Поэтому олимпиаду ребята выполняли, чуть ли не по очереди. Кто-то даже на форум выходил с домашнего компьютера. Рефлексию писали тоже многие дома. Часть ребят остались выполнять задания после уроков. Сегодня у меня тоже было 8 уроков. И поэтому работу над подготовкой ответов к отправке я начала только после 15-30, когда уехали школьные автобусы.
И появляется второй аспект. Подготовка работ.
Собирая работы, я рассматривала их как координатор и как учитель информатики и ИТ. Как координатора, меня не все услышали. И, несмотря на то, что я не один раз сказала о правилах оформления и сохранения работ, были допущены ошибки. Причем, дальше я уже оцениваю работы учащихся как учитель информатики и ИТ. И вижу недочеты учителей ИТ, свои в том числе. Согласно правилам оформления работ перед отправкой нужно поверить работы.
И что я вижу (не у всех!!!): Ошибки в наборе текста, а ведь, олимпиада по русскому языку. Компьютер и я, конечно, их исправили. Только, зачем? Не лучше ли было увидеть истинное знание русского языка? Правда, то, что они скопировали с форума, я исправлять не стала. Ведь и там текст с ошибками.
Да, мои ученики, хорошо умеют искать информацию в Интернете. Поэтому у двоих, сидящих в разных классах, один и тот же текст. О том, что нужно указывать в этом случае автора и адрес сайта, забыли. В понедельник будем говорить о плагиате. И словари они нашли в Интернете. А вот свои выводы сделать смогли опять же не все.
Все участвовали в работе форума, а ответ на 5 задание оформили несколько человек!!! Кто-то сказал, что времени не хватило, а кто-то просто плохо прочитал задание.
Не все поняли, зачем нужна рефлексия. Поэтому, кто-то был краток. Некоторые нервничали, потому что олимпиада непривычная.
И вот уже семь часов вечера, а я все еще в школе. Тем не менее, мы, все равно, примем участие в олимпиаде по английскому языку и участников будет еще больше!!!!

---
Абрамова Жанна Николаевна, директор МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Моск.обл.

Задания этой олимпиады понравились очень, и самое приятное, что они понравились всем детям без исключения. А то, что нравится, всегда выполняется с удовольствием. Дети трудились самозабвенно, многие остались довольны результатами собственного труда и ушли домой с желанием участвовать в олимпиадах вновь. Большое спасибо организаторам!

---
Лактанова Наталья Михайловна, зам. директора по учебно-воспитательной работе МОУ Ульяновская СОШ Красногорского района Моск.обл.

Эта олимпиада далась лично мне с таким трудом, что я, наверное, не скоро приду в себя. Во-первых, в этом учебном году это первая олимпиада, в которой участвовало 20 человек – почти каждый десятый ученик нашей школы. Во-вторых, четверо участников в этот день ездили на экскурсию, поэтому начали работу только в три часа. В-третьих, мне самой пришлось верстать многие работы и отправлять их в силу занятости нашего локального координатора Абрамовой Ж.Н. Последнее, пожалуй, и было самым трудным и страшным. Наблюдая каждый раз, с какой быстротой и лёгкостью проделывает эти операции Жанна Николаевна, я даже и не представляла, что когда-то мне придётся всё это проделать вместо неё. Началось всё с того, что я сама умудрилась отправить заявку. Но это было не так страшно, потому что не надо было ничего архивировать и прикреплять. И всё равно я с ней провозилась чуть ли не целый час. А отправлять работы – это гораздо сложнее и ответственнее. Когда оказалось, что часть работ не свёрстана, и мне предстоит не просто проверить и отправить их, то я чуть было не запаниковала, особенно когда не смогла перенести в шаблоны детские рисунки. Пришлось «вызванивать» нашу «палочку-выручалочку» одиннадцатиклассницу Вику Грязнову и просить придти на помощь. Она-то и помогла справиться с проблемами. Зато сколькому я научилась, как расширились навыки работы с компьютером! Ну и что, что ушла из школы в половине двенадцатого ночи, но зато «на свободу с чистой совестью».
Многие задания в этот раз детям понравились, хотя и были трудными. И, вне зависимости от того, что и как они написали, эти задания заставили о многом задуматься, по-новому взглянуть на проблемы языка. Я видела, как ребята обсуждали их между собой, как приходили те, кто в этот раз не участвовал в олимпиаде, и подключались к общему разговору. Меня заинтересовали те темы, которые предлагаются для обсуждения на форуме (благодаря заданию у старших, я впервые увидела, о чём они там говорят, и решила, что нужно будет на досуге – если он когда-нибудь будет сходить туда и позаимствовать некоторые идеи).
Опять, читая работы старших, задавала себе вопрос, как мы, учителя, должны относиться к тому, что дети иногда себе позволяют не совсем приемлемые, с нашей точки зрения, выражения. Потом вспомнила про инструкцию, в которой говорится, что ничего в детских работах изменять нельзя, поэтому решила отправлять всё так, как есть. Но вопрос о собственной ответственности за то, что пишут наши дети, всё равно висит в воздухе. Далеко не всегда удаётся увидеть в процессе работы, что они «творят», и как-то повлиять на их взгляды и настроение. Тем более, что своими заданиями мы сами провоцируем их на что-то: ведь в олимпиаде принимают участие очень разные дети.
Дома на следующий день пришлось вспомнить, что я – мама и что двое моих детей тоже участвовали в олимпиаде. Теперь им предстояло сдать мне же рефлексии. И если сын, благодаря многократному участию в олимпиадах, рефлексию написал нормально и только немного подправил после моих замечаний, то дочке пришлось её полностью переписывать. И мне кажется, что это самое удачное её задание по сравнению с тем, что она сделала за время олимпиады.
Вот и сейчас они ждут меня дома, поэтому буду заканчивать.
А пожелать себе и всем хочу здоровья (участие в олимпиадах этого требует), терпения, творческих заданий, творческих учеников, творческих, понимающих и сочувствующих и соучаствующих коллег. И ещё, пусть это не прозвучит странно, творческой неудовлетворённости, ибо именно она заставляет нас участвовать в этих олимпиадах, выполнять и придумывать творческие задания, воспитывать творческих учеников!

---
Достовалова Татьяна Николаевна, Ржанникова Елена Дмитриевна, учителя начальных классов.

Ожидали трудных, интересных творческих заданий; ожидали волнения наших учеников; ожидали увидеть учеников с новой неожиданной стороны. При подготовке к олимпиаде использовали развивающие творческие задания. В то же время думали, что будут проверены знания по русскому языку. Ученики работали сосредоточенно, иногда улыбались, выполняя то или иное задание, иногда некоторое время сидели, замерев, напряженно размышляя. Лучше всего участникам удалось проявить себя при выполнении заданий 3 и 5, потому что они наиболее творческие. Основные трудности у участников вызвало 2 задание. Дети старались подбирать слова, которые оканчивались бы данными буквами, а затем пытались составить с ними предложения. Задания этой олимпиады замечательные, интересные.

---
Разумова Алла Григорьевна, зам. директора по УВР, учитель МХК.

Эта олимпиада для нас особенная – в ней принимают участие только малыши, ученики начальной школы. Но и в этой ситуации есть свои плюсы.
Во-первых, мне было легче организовать сам процесс: нет больших сложностей с изменением расписания, с кабинетами и т.п.
Во-вторых, наши учителя начальных классов – просто чудо! Работать с ними – одно удовольствие. Они не только смогли сформировать команду, но и поддерживали своих детей морально, были для них заботливыми мамами всё время, пока шла работа, успокаивали тех, у кого что-то вдруг не получалось…
Имея уже некоторый эйдосовский опыт, я заранее предупредила детей, чтобы они принесли на олимпиаду не только свои головы, но и карандаши, фломастеры. Хорошо, что это пригодилось. В общем, работали увлеченно, без каких-либо эксцессов. Наибольшие трудности, как всегда, связаны с техническим оформлением работ, особенно опусов первоклассников. Но мы потихоньку научились с этим справляться.
Теперь о заданиях. Как обычно, все слова о них только в превосходной степени. Хотя, конечно, уровень заданий разный. Наибольший интерес у первоклассников вызвало сочинение сказки «Громаднющее». Правда, увеличительные суффиксы детьми ещё не были пройдены. Пришлось объяснять. 3-4классники придумывали варианты буквицы «Э», даже спорили, у кого получилось «правильнее».
Наибольшее затруднение было связано с сочинением, нахождением…необычного «длинного» слова. Не все смогли именно сочинить, придумать этот неологизм. Пытались вспомнить уже известные слова. О результатах этих поисков судить уже Вам.
До встречи 6 декабря на олимпиаде пор МХК (там наша команда будет о-очень представительной!).

---
Шувалова Светлана Анатольевна, зам. директор по НИТ, МОУ Лицей

Мы с огромным нетерпением ждали этой олимпиады, потому что уже имеем опыт участия в ней, и знаем, что такие олимпиады, на само деле, помогают учителям посмотреть на учащихся совсем с другой стороны. Ну, и конечно же, мы надеялись и все еще надеемся на призовые места наших ребят.
В процессе подготовки мы ознакомили учащихся с работами участников прошлых олимпиад, объяснили в чем заключается цель данной олимпиады и в чем ее отличие от привычных нам предметных олимпиад.
Интересно то, что перед началом самой олимпиады, до того, как мы получили задания, все ребята спрашивали о том, можно ли им будет выходить на перемены, общаться с друзьями и т.д. Но, когда началась работа, все как будто и забыли о своих вопросах. Немного посовещавшись и обсудив задания, учащиеся принялись выполнять их, и первая мысль, которая посетила меня, была следующая: «Да, если бы каждый урок вводил их в такое творческое состояние, когда невозможно оторвать от работы».
Для учащихся 7 классов, пожалуй, самым интересным заданием было придумать прозвища своим учителям. Старшеклассникам, наверное, было интересно обсудить «проблемы» русского мата, и создавать топики для обсуждения. Помогло им в этих заданиях то, что они очень соответствуют их возрастным интересам.
В обеих возрастных группах, на мой взгляд, у учащихся не вызвали восторг те задания, которые были более привязаны к русскому языку (это задание о слове «так» и задание «перевод»). Возможно, это связано с тем, что при выполнении этих заданий наличия хорошей фантазии недостаточно, нужно еще и неплохо знать русский язык.
В качестве пожеланий всем коллегам и организатором хочу пожелать, чтобы они более активно вели «просветительскую» работу об олимпиадах «Эйдос». Дело в том, что не все дети знают о том, что представляет собой эта олимпиада, и при предложении им участвовать в ней, очень часто мы слышим в ответ: «А, я не силен в русском языке (математике и т.д.)». Существует стереотипное отношение к олимпиадам: олимпиады – для отличников.

---
Салдайтите Елена Пранасовна, зам.директора по информатизации, школа N9, г.Нижнеудинск:

Те, кто впервые участвовал в эвристической олимпиаде, были немного шокированы, прочитав задания. Те, кто участвовал в предыдущих олимпиадах, к предложенным заданиям отнеслись спокойно. И очень приятно было слышать, как вторая половина делилась опытом с первой: «Это же творческие олимпиады, а не такие как обычные». Радует то, что разнообразие заданий позволяют детям с разным уровнем развития реализовать свои творческие способности, проявить себя.

---
Михно Лариса Борисовна, заведующая библиотекой. Богданова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы. Дрямова Наталья Вячеславовна, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ № 43», г. Норильск:

Об олимпиадах центра «Эйдос» мы узнали случайно, блуждая по просторам Интернета. Заинтересовались, предложили нашим педагогам. Первыми откликнулись учителя математики, но их олимпиада еще впереди. Что касается русского языка, то, честно говоря, когда мы получили задания, немного растерялись. Конечно, подобного мы не ожидали. Да и дети тоже. «Неужели можно справиться с такими заданиями?» – подумали мы. Задания настолько необычны, что выполнить их казалось просто нереально. Между тем, ученица 4 класса Настя Панова на вопрос: «Ну как тебе задания?» спокойно ответила: «Нормально». Подготовки как таковой к олимпиаде у нас не было, так как мы зарегистрировались совсем недавно. Поэтому эвристичный характер заданий произвел на нас очень сильное впечатление.
Учащиеся выполняли задания в кабинете информационных технологий в присутствии взрослых (локального координатора, учителей русского языка, лаборанта кабинета). Бурное обсуждение постепенно переросло в задумчивость и сосредоточенность. Олимпиада началась в 10 утра. Последний участник ушел в16.00. Нам кажется, что если бы ребята выполняли олимпиадные задания дома, им было бы комфортнее. Ведь дома можно сделать паузу, выпить чайку, расслабиться, отвлечься, а потом с новыми силами вернуться к работе. А в школе они могли только прогуляться по коридору или сходить в столовую. Думаем, что на выполнение подобных заданий нужно отводить хотя бы 3 дня. Детям необходима смена деятельности, отдых, время на размышление. А учителям нужно после выполнения работы спокойно все проверить и отправить. К тому же, не все учащиеся достаточно хорошо владеют компьютером, и им приходится помогать. А на это тоже нужно время. Получается, что в день олимпиады мы находимся в школе с утра и до позднего вечера. И еще хотелось бы, чтобы задания высылались хотя бы за один день до начала олимпиады (учитывая разницу во времени).
Олимпиада по русскому языку – наш первый опыт. Впереди олимпиады по математике, журналистике, географии. Надеемся, что «первый блин» не станет комом. А еще надеемся, что с помощью эвристических олимпиад изменится мышление наших учителей, а школьная жизнь станет творческой и интересной.

---
Тарасова Ольга Владимировна, учитель начальных классов, НОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск:

В такой олимпиаде я принимаю участие второй раз. Хочу сказать, что после её окончания ощущение жуткой усталости, но параллельно с чувством глубокого удовлетворения.
Дети проявляли свои творческие способности, развивали фантазию, сочиняли и учились мыслить - это главное! Необходимо продолжать такие олимпиады, вовлекать больше детей и взрослых. Давать возможность «бурлить» мысли, двигаться вперёд в своём развитии. Успехов в будущем!

---
Смирнова Анжелика Эдуардовна, учитель–логопед, НОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск:

Я очень благодарна организаторам олимпиады за предоставленную нашим детям возможность проявить свои знания, смекалку и творчество. Задания вызвали интерес не только у детей, но и у взрослых. Ребята выполнили изумительные рисунки на бумаге, однако их умение выполнять графические работы на компьютере ещё несовершенно, что вызывало огорчение наших учеников. Наибольшую трудность, на мой взгляд, вызвало задание, где необходимо было придумать тексты записок для разных героев. Не все ученики начальной школы поняли, что при составлении записки необходимо учитывать дефекты речи героев. Однако задание показалось мне настолько оригинальным, что я хочу предложить его выполнить детям, не принимавшим участие в олимпиаде. Очень обрадовалась, увидев слова, которым ребята хотели бы поставить памятник.
Оригинальные задания, требующие смекалки, находчивости, имеющие различную направленность - это отличительная черта эвристической олимпиады «Эйдос». Надеемся, что участие в олимпиадах ребят нашей школы станет доброй традицией.

---
Бежан Ольга Тимофеевна, НОУ СОШ «Личность», учитель информатики, г. Новороссийск:

Участие в олимпиаде представлялось более привязанным к INTERNET. Подготовка к олимпиаде заключается в интенсивном обучении детей работе с компьютером, развитии логики, фантазии и многое другое. Дети увлеченно и ответственно работали над заданиями, нравится их неординарность мышления, можно лучше понять мир, в котором живут дети.

---
Матвеева Светлана Николаевна, зам. директора по УВР, НОУ СОШ «Личность», г. Новороссийск:

Наша школа участвует второй раз в эвристической олимпиаде под моим непосредственным руководством. Таким образом, опыт проведения у меня уже был. Я учла ошибки прошлой олимпиады: во-первых, мы приобрели материалы для подготовки к олимпиаде и провели подготовительную работу, ребята пришли в основном подготовленными; во-вторых, более грамотно мне удалось подготовить учеников и учителей к выполнению самой олимпиады, распределить время и место выполнения олимпиадных заданий; в-третьих, в школе сложился коллектив учителей, имеющих опыт проведения Интернет-олимпиад, которые очень помогли в оформлении работ учеников, особенно учащихся младших классов. Наши ребята очень гордились тем, что принимают участие в олимпиаде вместе с огромным количеством учащихся из разных уголков нашей необъятной страны. Они даже отметили, что жители Дальнего востока к этому моменту уже выполнили все задания и пошли отдыхать!

---
Кузьмина Ирина Васильевна, учитель русского языка и литературы. Олекминская улусная национальная гимназия, п.Нефтебаза, Республика Саха (Якутия)

Ожидания от участия в этой олимпиаде самые оптимистичные, я надеюсь, что наши ребята займут призовые первые места. Каждый ребенок индивидуален и подготовка велась индивидуально. Учитель только направлял и способствовал развитию индивидуальной подготовки. Задания ученики выполняли самостоятельно, предаваясь собственной фантазии. Этот способ наиболее удачен и прост в выполнении. Благодаря своей фантазии, своему аналитическому мышлению ребята проявили себя в выполнении данных заданий. Те ребята, которые впервые приняли участие в данной олимпиаде, испытывали затруднения при ответах на вопросы логического характера, пытаясь находить ответы правильные и соответствующие установленным правилам. Организаторам олимпиады желаю инновационных открытий, успеха! Спасибо за интересные задания!

---
Рыжакова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Лицей №137», г. Омск.

Для того чтобы достичь успеха в олимпиаде мы рассматривали нестандартные задания, задания на развитие логического мышления. Лучше всего Крупко Вова проявил фантазию, творчество, самостоятельность, смекалку. Это благодаря разнообразию олимпиадных заданий. Трудность и проблема состояла в том, что на выполнение заданий было мало времени. Просьба к организаторам пересмотреть сроки, отведенные на выполнение олимпиадных заданий, т.к. ученику начальной школы трудно собраться с мыслями во второй половине дня.

---
Матвеева Надежда Николаевна, координатор, МОУ «Лицей №137», г. Омск.

Оформление работ в соответствии с требованиями очень замедлило скорость выполнения работ и скорость оформления работ для отсылки, но это важно. Впервые выполнять сложно, информации очень много, желательно представить ее оформление в виде таблицы. С одним ребенком уходит очень много времени, поэтому надо заранее подготовить все папки и файлы. Задания олимпиады интересные, разные, поэтому для всех участников найдется по душе.

---
Уханова Елена Валентиновна, учитель русского языка и литературы, специализированная школа-лицей для одарённых детей ЛОРД, Республика Казахстан, г.Петропавловск.

Прекрасная олимпиада, оригинальные задания. В очередной раз удивлена, поражена, увлечена (хотя и параллельно с проводимыми уроками). Но иногда краем глаза удавалось посмотреть, что же пишут мои дети. Не со всем из написанного согласна, но это их мнение!

---
Мамаева Светлана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, специализированная школа-лицей для одарённых детей ЛОРД, Республика Казахстан, г.Петропавловск.

Во истину «Велик и могуч русский язык», уж учим его мы, учим, однако очередное задание дистанционной эвристической олимпиады «Эйдос» опять поставило нас в тупик: знания, получаемые на уроках русского языка, получается, могут пригодиться лишь посредственно, а основная доля приходится на нестандартность, творчество и фантазию, так необходимых для увлечения и заинтересованности детей при изучении предмета. С удовольствием выполняли задания, хотелось бы надеяться, что в будущем они будут такими же интересными и нестандартными.

---
Рефлексия локального координатора Маториной Натальи Анатольевны, заместителя директора по научно-методической работе, специализированной школы-лицея для одаренных детей ЛОРД, г. Петропавловска.

В этом году олимпиада по русскому языку, как всегда, была интересной. Ребята ждали этих заданий с нетерпением, и ожидания их оправдались. Очень трогательно было наблюдать, как лицеисты деловито осаждали библиотеку, осваивали просторы
не изведанных доселе сайтов и как одноклассники тоже заинтересованно пытались подумать над занимательными заданиями и даже оказать посильную помощь. Однако личное первенство – это когда «и один в поле воин». И вот до позднего вечера длилось непрерывное творчество. Здорово – ничего не скажешь! Из заданий понравились почти все, правда, на мой взгляд, не стоило включать задание о русском мате: и так у нас дети не всегда блещут красотой слова, Хотя, может, я и не права.

---
Горбачёва Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы, НОУ школа «Эврика», г. Самара.

От этой олимпиады мы ожидали нетрадиционности, необычности, непохожести на привычные школьные олимпиады. Хотелось настоящей креативности, радостной реакции ребят на действительно интересные задания. Участвовали впервые, времени на подготовку у нас практически не было, тем более что мы очень смутно представляли, что же в действительности нас ждет на этой олимпиаде. Теперь картина прояснилась, и мы планируем дальнейшее участие в этих соревнованиях ума и творчества. Понравились задания: «Прозвища», «Мой диктант», некоторые затруднения вызвало задание «Перевод», откровенно скучным показалось задание «Спряжение». Рассчитываем на победу!!!

---
Садовникова Татьяна Евгеньевна, директор, НОУ школа «Эврика», г. Самара.

Как организатор данного процесса, я в общих чертах представляла предлагаемые задания, и предполагала, что нашим ребятам это будет интересно и познавательно. Думаю, что не ошиблась! Особой предметной подготовки мы не проводили; решили больше внимания уделить психологической подготовке, поскольку считаем это самым важным этапом, при наличии у ребенка высокого уровня творческого мышления. Психологи школы проводили упражнения на снятие эмоциональных «зажимов», раскрепощения, и выхождения за рамки школьной программы.
Считаю, что работа наших психологов помогла ученице не бояться новых идей, дала ей возможность почувствовать себя достаточно спокойно, несмотря на то, что она участвовала в таких состязаниях впервые. Считаю, что проведение подобных олимпиад помогает детям посмотреть на предметные задания нестандартным взглядом. Планируем участвовать в олимпиадах и дальше. Рассчитываем на победу, и желаем себе и Вам удачи!!!!

---
Вербина Вера Алексеевна, преподаватель русского языка и литературы, лицей-интернат СГТУ, г. Саратов:

В дистанционной олимпиаде учащиеся нашего лицея принимают участие впервые. В этом учебном году наши ученики пробуют свои силы по физике, математике, русскому и английскому языках. Безусловно, мы предполагали творческий характер заданий. Но то, что мы увидели, превзошло все наши ожидания. Полет фантазии, творчество, креативность, нестандартность мышления, межпредметные связи, близкие и понятные ученикам темы. Равнодушным не остался никто.
Главное, что отличает эвристические олимпиады от традиционных - дружественная атмосфера, свободное творчество, непривязанность к конкретной тематике школьной программы. В целом, дети остались довольны и благодарны. В заключение хотелось бы напомнить всем участникам олимпийский принцип: "Главное не победа, а участие!" А "Эйдосу" - процветания и развития! Всем спасибо!

---
Евсеева Елена Владимировна, преподаватель русского языка и литературы, лицей-интернат СГТУ, г. Саратов:

На прошлой неделе учащиеся нашего лицея уже принимали участие в эйдовской олимпиаде по физике, поэтому я, как заинтересованное лицо, интересовалась присланными заданиями. Вывод был следующий: ждать нужно нетрадиционной, неординарной олимпиады. И вся наша подготовительная работа (к той форме, к которой мы привыкли) прошла зря. Именно в подготовительном периоде и заключалась вся сложность, потому что не знаешь, что и как… Поэтому хотелось бы, чтобы материалы предыдущих олимпиад и критерии оценки были более доступными, чтобы организаторами "Эйдоса" были выработаны рекомендации по подготовке учащихся к подобного рода олимпиадам и рекомендации по использованию подобных инноваций на уроках. Хотелось бы сказать и о присланных заданиях. На мой взгляд, неэтично предлагать задание, где ученик должен придумать прозвище друзьям, тем более учителю. В среднем звене проводятся уроки о вреде прозвищ… Включая задания про мат, организаторы, видимо, хотели подвести ребят к выводу о его вреде, но получилась обратная реакция (общение в "Форуме" это подтверждает). Следовательно, тщательнее продумывайте задания. В целом дело нужное и интересное! Спасибо!

---
Черноскова Юлия Юрьевна, зам. директора по ИТ, лицей-интернат СГТУ, г. Саратов:

Это вторая дистанционная олимпиада, в которой принимали участие наши ребята, Поэтому я уже примерно знала, чего от нее ожидать, а именно - невероятно интересных, сильно увлекающих надолго заставляющих задуматься заданий. И опять нам катастрофически не хватало времени - хочется обсудить друг с другом проблемы использования мата, пообщаться побольше с участниками олимпиады в форуме, вспомнить все прозвища, которыми тебя когда-то называли.
Вначале, когда я только раздала участникам задания, в классе наступила полная тишина. Но зато потом, каждый, находясь в творческом состоянии, что-то бубнил себе под нос, или вдруг вскрикивал, озаренный идеей, не замечая никого вокруг. Трудности вызвало у одиннадцатиклассников пятое задание, так как оно предполагало умение работать в форумах, а большинство из ребят чаще сидят в чатах. Но моя ускоренная консультация и помощь одного из участников помогли решить эту проблему. Мои мысли в конце олимпиады: "Слава Богу, что день позади! Прощай олимпиада по русскому языку! Да здравствует конкурс "Моя Веб-страница".

---
Дмитриева Ольга Константиновна, учитель русского языка, гимназия№1,г.Североморска

От участия в Олимпиаде ожидали, конечно, неожиданностей: и сам «великий и могучий» – страна загадок и открытий, и «Эйдос» любит порадовать чем-нибудь ошеломляющим. Это и составило суть подготовки к олимпиаде: психологический настрой на нечто непредсказуемое, обсуждение и решение прошлогодних заданий, долгое томительное ожидание. Впервые столкнулись с так называемым предстартовым мандражом, когда отдельные дети (точнее, родители) за день до главного дня отказываются от участия. Вот уж где понадобятся все психологические умения и навыки! Выполнение заданий прошло по уже привычному эмоциональному маршруту: страх – интерес – воодушевление – творческая самоотдача – рефлексия – радость.
Трудности, как обычно, связаны с оформлением папок, файлов, ведь столько тонкостей, так строго, с восклицательными знаками, написаны инструкции Оргкомитета. А в этом году еще и рисунки в заданиях 3-5 классов! Без помощи специалиста не обойдешься. Показалось, честно говоря, что многовато заданий для каждой возрастной группы, плюс огромное (иначе не скажешь) по размерам задание ФОРУМ у старшеклассников. Было бы хорошо, если бы Оргкомитет указал, что из формулировки можно НЕ вносить в работу участника, а то каким же получится размер документа! А за все остальное – сами задания, вызванное ими желание немедленно сесть за письменный стол, детский восторг по окончании… - СПАСИБО и до встречи!

---
Гиниатуллина Флорида Габдрашитовна, методист, МОУ гимназия «Лаборатория Салахова», г.Сургут

От участия в данной олимпиаде особых ожиданий не было, просто хотелось чтобы дети попробовали свои силы в нетрадиционном состязании, показали свои творческие способности. Целенаправленной подготовки к олимпиаде в нашей гимназии не проводилось, кроме того в данный момент проходят городские предметные олимпиады школьников и многие ученики готовятся к ним. Гимназисты получили задания, распечатанные на бумаге, и выполняли их сидя в обычном кабинете, при этом они пользовались материалами библиотеки, получили консультации от преподавателя. Затем мы перешли в компьютерный зал, где ответы были набраны в Word и выполнено задание №5 (10-11 класс). Такой способ организации олимпиады кажется мне достаточно удачным. Основные трудности связаны с выбором времени проведения олимпиад, с одной стороны выполнение заданий в послеурочное время не эффективно, с другой стороны – при выполнении заданий во время уроков дети пропускают занятия и им приходится наверстывать пропущенный материал. Замечаний по проведению олимпиады нет. В качестве рекомендаций для себя стоит сказать, что нужно превратить эвристическую олимпиаду в праздник.

---
Трезубова Татьяна Владимировна, зам.директора по НИР, школа N8, г.Топки:

Проанализировав ученические работы, сделали вывод о том, что многие ребята не умеют вчитываться в задание, понимать суть предложенного вопроса, некоторые отвечают только на часть вопроса. Думаю, что на методических объединениях учителя-предметники продумают формы работы, развивающие у ребенка внимательность, умение лаконично, точно отвечать на поставленный вопрос. Ещё одна проблема – недостаточный словарный запас ребенка, но это возрастное. Будем работать. Хотелось бы обратить ваше внимание на то, что первоклассникам предоставленная работа была не по возрасту. Они ещё не то чтобы об ударных и безударных гласных говорили, они вообще гласные не все изучили. Пожалуйста, будьте снисходительны к нам и внимательны в таком деликатном деле, как работа с малышами. До скорого свидания. С уважением к вам – город Топки.

---
Трусова Наталья Петровна, учитель информатики, МОУ Усть-Ордынская СОШ N1 им. В.Б.Борсоева, п.Усть-Ордынский

Я думаю, что у наших детей – это любимая олимпиада. В этом году она прошла в школе более организовано, дети начинают понимать что от них требуется и стараются во всем помочь мне.

---
Бобровских Ольга Александровна, учитель школы № 32 «Эврика-развитие» г. Волжского

Учащиеся испытали трудности в формулировках заданий, но готовы продолжать участвовать в дистанционных олимпиадах. Спасибо!!!

---
Алексеева Ольга Владимировна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, кандидат педагогических наук, НОУ – школа "Светлана", г. Воронеж

Олимпиадные задания ждали с интересом, т. к. первый раз участвуем в олимпиаде «Эйдос». Накануне провели предметную олимпиаду, где задания были рассчитаны на определённый уровень подготовки и развития мышления (традиционный вариант олимпиадных заданий). Первая реакция на задание «Эйдос» - удивление. Действительно, олимпиада «Эйдос» рассчитана на «открытие» талантливых детей через предметные меридианы. Большинство учащихся, выполняли задания несколько сковано, с напряжением – очень необычные формулировки заданий, отдельные ученики – кто уже принимал участие в олимпиаде по информатике – радостно. Это было удивительно.


---
Лавлинская Юлия Юрьевна, учитель информатики, НОУ – школа "Светлана", г. Воронеж.

По поводу олимпиады могу сказать только, что у детей "горели" глаза, а тот факт, что их работы будут проверять в Москве или других городах России, привел их в восторг. Хочу заметить, что те, кто участвовал во второй раз, уже более уверенно отвечали на вопросы. Задания, с моей точки зрения, не совсем проверяли знание русского языка, а для детей 3-го класса оказались сложными, может этот класс стоит отделить от группы 3-5, все-таки разный уровень и знаний, и общего развития.

---
Щеголева Наталья Валентиновна, учитель русского языка и литературы 11 класс:

«Мы матом не ругаемся», мы им не разговариваем! Ведь мы знатоки русского литературного языка – ученики и учителя гимназии. Такой вывод сделает любой, кто прочитает ответы старшеклассников, такой вывод приятно было сделать и мне, как учителю, классному руководителю, человеку, любящему своих первых выпускников. Соответственно, могу с уверенностью сказать, что задание «Русский мат» вызвало неподдельный интерес у ребят. Они «покопались» и в истории возникновения и употребления, и в этимологии слов, исследовали и проблему современного использования ненормативной лексики в разных сферах. Многие ребята высказывались против употребления таких слов в обычной речи, в современных песнях, средствах массовой информации. Может быть, кто-то напишет реферат на эту тему и выступит на уроке русского языка.
Легким и творческим было задание «Речь». Столько вариантов нестандартного начала своей речи не придумал бы и Демосфен. А ребята приобрели опыт интересного начала любой публицистической речи.
Самым объемным и продолжительным (по затраченному времени) оказалось задание «Так». Старшеклассники выступили в качестве исследователей языка, а их работы можно считать мини-курсовыми.
В целом, я думаю, что задания в этом году были серьезнее, требовали более научного подхода, использования уже имеющихся знаний, способствовали развитию интереса к истории родного языка. Спасибо!

---
Чайкина Елена Анатолькевна, учитель русского языка и литературы 7 класс:

В подобной олимпиаде принимаю участие второй раз. Задания были интересные, но, на мой взгляд достаточно сложные. Большие трудности у ребят вызвали задания №2 «Перевод» и №4 «Спряжение». В целом работали с энтузиазмом.

---
Бизюкова Светлана Николаевна, учитель русского языка и литературы 10 класс:

Второй год моим ученикам предложено принять участие эйдосовской олимпиаде. Группа учащихся сразу проявила интерес. Отрадно, что к прошлогодним участникам добавились и новые. Ожидая заданий, гадали, что же будет предложено в этом году. Хотелось больше творчества, оригинальных заданий. И вот они получены! Учащимся показались более интересные вопросы, связанные с речевой ситуацией, с исследованием слова «так» и объяснение употребления матных слов. Затруднение вызвало задания по инновации, но неразрешимых вопросов не бывает. Участие в подобном состязании – это повышение интеллектуального уровня, развитие воображения, творческого мышления. Желаю победы свои ученикам, коллегам – поощрять инициативу учащихся, а организаторам олимпиады хочется выразить благодарность за представленную учащимся возможность само реализоваться.

---
Рузанова Елена Александровна, замдиректора по УВР, гимназия № 2, г.Южно-Сахалинск:

Если «Эйдос» - идея, образ, сущность, то олимпиада по русскому языку соответствует этому назначению. Попробовав первый раз «Эйдос» в прошлом году, мы решили использовать его как дополнение к традиционному обучению. Подготовка к каждой олимпиаде начинается, прежде всего, с расписания, которое известно всей школе с сентября. Зная день, выбрав предмет, познакомившись с заданиями прошлых лет, можно считать, что подготовка началась. Имея уже представление о характере заданий, все равно волнуемся, когда их читаем в первый раз. Так было и в этот раз. Самое трудное задание для учащихся 3 – 5 классов, на мой взгляд, было про пиратскую находку, все-таки проблема «запас слов» существует. Для средних классов: разные типы фольклорных стилей используется не часто, хорошо, что предложенные варианты близки детям. Задания старшеклассникам в первый момент вызвали недоумение, а затем, поразмышляв, думаешь: «А, почему бы и нет?» Самое важное в этой ситуации, что ребята приняли эти темы. Наверное, практическое приложение русского языка как средства общения, передачи информации, инструмента создания деловых отношений - необходимо. Когда начинаешь анализировать ситуацию, заниматься поиском лучшего применения, то все, что не нужное, отходит. Наверное, если бы большее число людей задумывались бы об этом, то и не было бы столько речевого мусора ни в печати, ни на экране телевизора, ни в обычной жизни.

---
Озеркова Ирина Александровна, педагог дополнительного образования, гимназия N 2, город Железнодорожный.

Очередная олимпиада, которую моя дочь Аня выполняла дома. Бабушка все ругается: «Что это за еще ерунда такая, лучше бы ребенок в школу пошел и сидел слушал учителя». И не так просто объяснить, что на самом деле ребенок трудится и старается, возможно, больше, чем на обычных уроках. В гимназии отношение примерно такое же: много участников – хорошо, грамоты - замечательно, но денег на Интернет пока нет. И тем не менее олимпиады проходят.
В этот раз задания мне показались довольно трудными, был момент, когда очень хотелось вмешаться: перед компьютером сидит грустная Аня, смотрит в монитор и ничего не делает. На вопрос: «Как дела?» отвечает: «Я думаю. Ничего не думается». Просто ушла, оставив ее одну, а, вернувшись, увидела, что Аня увлеченно работает. Что хорошо, так это явно наметившийся прогресс с рефлексией. Во-первых, сама необходимость этого уже не вызывает вопросов. Во-вторых, кроме «понравилось - не понравилось», появились уже более глубокие оценки, в частности, попытка понять, чему же все-таки учат такие олимпиады. (правда, пока в рамках отдельно взятого предмета). Это уже очень большое достижение. Я и взрослым-то не всегда могу объяснить, что такое рефлексия, а тут ребенок из начальной школы. И опять же, как и на олимпиаде по литературе, вопрос Анечки: «А можно я распечатаю себе, как я сделала некоторые задания?» Это значит, что сделала эти задания (не все!) так, что самой понравилось. Хотя в рефлексии она об этом пока еще не пишет.

---
Тетерина Ольга Николаевна, учитель русского языка, МОУ СОШ №10 г.Златоуст.

В этом году наша школа принимала участие во Всероссийской олимпиаде по русскому языку впервые. 24 ноября мы ждали с нетерпением. Мне, молодому специалисту, было очень интересно, как наши ребята справятся с заданиями, так как предполагала, что вопросы будут неординарными.
Задания действительно показались интересными. Порадовало, что вопросы были составлены таким образом, что, отвечая на них, ученик должен был показать знания теории русского языка и логическое мышление.
С удовольствием отвечали ребята на первый вопрос олимпиады. С увлечением придумывали безобидные прозвища учителям и друзьям, не замечая, что во время выполнения задания, показывают широкий кругозор, смекалку, нестандартное мышление.
Над вторым вопросом учащиеся задумались. Во-первых, нужно было придумать историю происхождения знаков «тире» и «дефис», а самое главное – предположить возможные изменения этих знаков в будущем. С интересом наблюдала, как ребята на листочках пробуют иначе писать слова с дефисным написанием. Они объяснили, что, если дефис изменится на другой знак, то написание таких слов должно быть удобным.
Ответы на вопрос к третьему заданию вызвали улыбку. Какие только приглашения не составили ребята! Трогательные и смешные, ироничные и забавные. Но я обратила внимание на то, что удачнее всего, на мой взгляд, получились тексты, написанные в стиле ХIХ века. Наверное, над этим стоит задуматься.
Ответы на последний вопрос заставили меня, как учителя, сделать вывод о том, что вопрос ребята до конца не осознали. В силу своих возрастных особенностей большинство учащихся все-таки не смогли проанализировать, какой метод обучения письму и грамотности более эффективен.
В заключение, хочется поблагодарить организаторов олимпиады за интересные задания и возможность участия во Всероссийском проекте.

---
Чугунова Светлана Даниловна, учитель русского языка, МОУ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратова

Дистанционные олимпиады – очень интересный вид соревнований. Мне очень понравилось то, что характер заданий предполагает не только хорошее знание теории русского языка, но наличие творческих способностей, умение мыслить и применять свои знания и умения в разных ситуациях. Особенно интересным показались мне задания, где необходимо было исследовать хорошо знакомые слова. К сожалению, на выполнение заданий было отведено слишком мало времени, участники были поставлены в очень трудные условия. Зачастую им не хватало времени и сил на качественное выполнение того или иного задания. Но в целом участие в олимпиаде дало массу положительных эмоций не только ученикам, но и учителям. Многие ребята, особенно те, кто участвовал впервые, получили возможность раскрыть свои творческие способности, показали себя с новой, порой самой неожиданной стороны. Большое спасибо организаторам олимпиады за интересный подбор заданий

---
Чуланова Наталья Анатольевна, учитель русского языка, МОУ «Лицей гуманитарных наук» г. Саратова:

Мне хотелось, чтобы ребята попробовали свои силы, почувствовали атмосферу соревнования, узнали что-то новое. Особенности подготовительного периода заключались в том, что мы даже предположить не могли, какими будут задания олимпиады. В основном нами были рассмотрены задания языкового, лингвистического плана. Конечно,с элементами творчества и логического мышления. Лучше всего ребята проявляли себя в задании, где творчество сочеталось с собственно знаниями русского языка. Хотелось бы предложить организаторам олимпиады больше включать заданий на знание разделов русского языка (фонетики, лексики, синтаксиса).

---
Михеева Вероника Геннадьевна, зам.директора по УВР, МОУ «Лицей гуманитарных наук», г. Саратов:

В олимпиаде по русскому языку мы участвовали в первый раз, хотя в олимпиаде по литературе принимали участие уже несколько раз. Ребята заранее приготовили словари и спр
авочники, учителя-помощники приготовились набирать детские работы на компьютере.
В целом с заданиями лицеисты справились, хотя задание №5 (10-11 классы) у многих вызвало недоумение слишком свободно-юмористическим содержанием. На мой взгляд,задания 8-9 классов больше понравились детям и были доступнее, чем задания для 10-11 классов.Хотя в целом творческий характер олимпиады всегда импонирует мне и детям. Но все же ребята очень устают, некоторые даже плохо себя чувствуют на другой день.

---
Суханова Ольга Владимировна, учитель Русского языка и литературы, средняя школа, п.Юргамыш.

Здравствуйте! Дети мои на Вашей олимпиаде участвуют не первый раз, и каждый раз у них масса впечатлений. Но не один еще не сказал, что было легко и скучно. Труд – главная черта олимпиады, а в жизни лишь от Труда можно получить истинное удовольствие и удовлетворение. Теперь я начала понимать, под каким углом надо преподавать строгие орфографические правила – под углом творчества, ловить, так сказать, двух зайцев – поучительно и увлекательно. От меня лично, от родителей и детей – спасибо!!!

---
Дустанова Зинаида Алексеевна, заместитель директора по УВР, средняя школа, п.Юргамыш

Смотрю на ребят и испытываю чувство радости. Так увлеченно они работают, не слышат ни звонков, ни шума в коридоре, хотя многие из них далеко не отличники. Очень надеюсь, что испытав творческий порыв на олимпиаде, изменят свое отношение к учебным предметам

---
Подвышевская Инна Владимировна, учитель начальных классов, гимназия №1, г.Владивосток:

Идея проведения такой олимпиады мне, как учителю начальной школы и маме первоклассницы, понравилась сразу. Во первых, для малышей вообще не проводятся олимпиады. Во вторых, ценного в такой форме проведения и в самих заданиях – это развитие познавательных интересов малышей в разных науках и даже в таких далёких якобы от детского мышления, как обществоведение, физика и т. д.; это ещё и развитие воображения, фантазии, чувствование родного языка. Ребята могут, знакомясь с вашими заданиями, размышлять, делать невероятные выводы, опираясь на свой пусть небольшой семи- восьмилетний, но достаточно богатый жизненный опыт. Мы с дочерью с нетерпением ждём следующей олимпиады. Всем устроителям желаем дальнейших успехов.

---
Баклагина Наталья Александровна, учитель русского языка, гимназия №1, г. Владивосток:

Мои ученики принимали участие в дистанционной эвристической олимпиаде впервые. Не скрою, родители учеников отнеслись к такой олимпиаде несколько настороженно. Однако детям задания, на мой взгляд, были очень интересны. Все мои ученики отметили, что олимпиадные задания сильно отличаются от тех, которые мы выполняем на уроках. За это я очень благодарна составителям заданий, потому что на знакомый предмет дети взглянули с новой стороны. Наблюдая за тем, как дети выполняют олимпиадные задания, я искренне радовалась за них: глаза детей светились от интереса. Мне кажется, что, приняв участие в олимпиаде, каждый из них почувствовал себя маленьким творцом, значимым человеком в мире взрослых людей. Мы с детьми предварительно познакомились с олимпиадными заданиями и призовыми ответами прошлых олимпиад, поэтому представление об открытых заданиях дети имели. Думаю, что многих увлекает именно то, что заранее известных ответов в этой олимпиаде нет. Хочу поблагодарить авторов-составителей таких олимпиад.

---
Муравьева Юлия Владимировна, учитель русского языка, гимназия №1, г. Владивосток:

От эвристической олимпиады ожидала необычных и ярких заданий, заданий, которые, с одной стороны, разрушили бы представление об олимпиаде как о конкурсе на лучшего знатока правил, а с другой - расширили бы горизонты возможностей учеников, вывели бы их на новый, более высокий - творческий уровень. Подготовить детей к олимпиаде, в которой не предусмотрены по определению конкретные ответы, оказалось непросто: школьники привыкли приходить на олимпиады подготовленными - с закрепленными правилами, навыками выполнения традиционных заданий... А в случае подготовки к олимпиаде эвристической на каждом занятии выполнялось совершено новое, ни на что не похожее задание. Первые творческие задачки давались нелегко, "со скрипом", дети по привычке пытались использовать знакомые алгоритмы выполнения, а они не подходили. Но постепенно, от задания к заданию, рос интерес, уходила скованность, появлялся азарт, жажда нового и необычного... Четвероклассники выполняли задание днем в течении нескольких часов после того, как учитель разобрал в классе формулировки вопросов, поставил конкретные задачи и уточнил требования к ответам. Вечером родители учеников переводили рукописный текст, рисунки в компьютерный формат и отправляли по электронной почте координатору. Мне кажется, такая организация олимпиады была наиболее удачной, так как у ребят была возможность еще раз вернуться к заданиям после небольшого перерыва, кроме того, они получали поддержку родителей (а она была необходима, так как у детей, не имевших возможности посещать факультатив и готовиться к олимпиаде, эвристические задания вызывали шок). Лучше всего ребята проявляли себя в тех заданиях, в которых был высок личностный фактор (например, проект памятника слову), любители рисовать с легкостью выполнили задание №5 - дизайнерская разработка буквицы "Э", буквы-символа "Эйдос". Скучноватым показалось задание, в котором нужно придумать звания "эйдосовцев". На мой взгляд, "Пиратская находка" - настоящая, простите за повтор, находка для учителей - в игровой форме ученики показывают весь свой потенциал - на поверхности оказываются и багаж знаний, и творческие способности, неординарность мышления. С большим удовольствием ребята выполняли те задания, которые вовлекали их в игру. Этот непосредственный детский азарт и смог побороть все страхи и сомнения в своих силах.
В будущем хотелось бы от имени моих учеников и от себя лично пожелать увеличения олимпиадных заданий, насколько сложно было ребятам втянуться в это неожиданно интересное и увлекательное занятие, настолько сложно и выйти из режима "Эйдос". Если будет возможность, позвольте ребятам заявлять о желании участия позже, не за неделю... Потому как число тех, кто хочет участвовать, растет с каждым днем!

---
Жандармова Ирина Владимировна, член объединения детей и родителей "Маленький принц", старший преподаватель кафедры Информатики ДВГУ, родитель, гимназия №1, г. Владивосток:

Я хотела сделать ребятам праздник, но в гимназии свои порядки и к первой эвристической дистанционной олимпиаде многие отнеслись настороженно. Поэтому обошлись без рекламных листов, бейджиков, чаепития и школьного компьютерного класса. Со своей стороны я старалась сделать всё возможное, чтобы ребята поняли, с чем они столкнулись и как надо действовать, благо у меня был хороший опыт организации олимпиад в экстремальных условиях для 10-20 человек. За два месяца до олимпиады родительский комитет выделил деньги, я оплатила и получила задания и лучшие работы прошлых олимпиад. Отдала их родителям распечатать для учителей. В течение месяца на факультативах учителя читали и разбирали с ребятами задания и ответы. Потом за неделю до олимпиады мы провели тренировочный тур, чтобы ребята поняли, в какие ограниченные рамки во времени они будут поставлены. Учителя отобрали задания из прошлых олимпиад, в такой же день недели, как и олимпиада по русскому языку мы раздали задания детям на дом. Я очень рада, что мы провели тренировочный тур, т.к зарегистрированных ребят было очень много, аж 85 человек и 80 из них ребята начальной школы. На следующий день они принесли кучу листов с написанными работами, тогда я их не взяла и попросила ещё раз родителей набрать работы на компьютерах. После этого я получала работы по электронной почте и на дискетах, на которые, я уже в день олимпиады отправляла и отдавала на дискетах вместе с распечаткой шаблоны с заданиями для каждой возрастной группы. Конечно, не все выполнили задания в шаблонных, и редактировать приходилось много, но всё же ребята и их родители ощутили на себе всё дистанционную работу. Некоторое родители были этим огорчены, а некоторые наоборот были рады чему-то научить своё чадо и общению с ним. Я думаю, это был удачный способ для ребят начальных классов, которые приняли участие впервые и никогда ещё не были в компьютерном классе своей школы. Поэтому чтобы не срывать учебный процесс, мы решили провести олимпиаду таким образом. Утром после получения мной работ, копирования и отправки по почте шаблонов с заданиями и их распечатки мы все встречались в школе в 11.30. Я поздравила ребят с первым их участием в дистанционной эвристической олимпиаде, пожелала им удачи и раздала каждой возрастной группе свои задания. Затем после того как они ознакомились с заданиями на листках учителя, и я стали отвечать на возникшие вопросы ребят. Затем они в своих классах приступили к их выполнению. Но так как у них с 14.00 учёба, то они взяли доделать и набрать работы домой. Учителя не стали им задавать на завтра уроки, чтобы они могли вечером посвятить себя олимпиаде. На следующий день они принесли свои рисунки и дискеты с работами, а те у кого нет возможности набрать работы листочки. Я взяла всё для обработки, а ребята до уроков с помощью своих учителей принялись сами писать рефлексию, которую мы собрали и отдали родителю набирать. Я считаю, что, учитывая возраст ребят, это был самый удобный способ, когда они не сидели по 3 часа над работой, а могли к ней вернуться в своё удобное время. Конечно, можно подумать, что так все смогут написать, но это не так и были ребята, которые не сдали работы по причине, что не смогли ничего сделать. Такой подход к организации дал возможность ребятам и учителям не срывать и не отменять свои мероприятия и занятия, а их в гимназии у ребят очень много. В гимназии шла математическая неделя. Ребята изготавливали газеты, участвовали в математической олимпиаде и дистанционная получилась ещё сверх этого. Но мы сообща смогли преодолеть все трудности и всё же большинство ребят сдали работы и при этом получили ещё и хорошие впечатления. Трудностью ещё было собрать работы, и к этому я готовилась, я раздавала анкеты родителям и старалась собрать все номера телефонов и электронные адреса родителей, чтобы узнать причину отсутствия работы ребёнка, но всё равно работы сдавали долго, а тут ещё и поломка дискет. Я знала, что это возможно, но на тренировочном туре была одна не прочитанная дискета, а тут 7. Спасибо родителям тех ребят, которые постарались донести до меня работы своих чад даже в выходной день, но были и те, кто не смог или не стал этого делать. На будущее хочу пожелать себе и учителям поменьше волнений и неурядиц в следующих олимпиадах. Хочется, чтобы эвристическая олимпиада была для всех праздником и проходила легко и весело. И уже не за горами то время, когда в дистанционной эвристической олимпиаде будет принимать участие вся школа: по команде от каждого класса. Тогда в гимназии будет настоящая развивающая среда и творческая атмосфера, а родители и учителя будут ближе к ребятам и будут лучше понимать их проблемы и участвовать в их жизни.

---
Фомина Марина Андреевна, учитель начальной школы, Восточный лицей, г.Южно-Сахалинск.

Решили принять участие в олимпиаде с тем, чтобы проверить умение учащихся к нестандартному мышлению, узнать новые формы и приемы работы на уроках русского языка. Детей специально никак не готовила к участию в олимпиаде. Ребята не сразу поняли смысл заданий, растерялись. Потом попытались сосредоточиться и приступили к работе. Задания № 1,3,4 были выполнены удачнее благодаря знаниям программного материала по русскому языку и умению выражать свои мысли на письме. Нестандартные задания (не рассчитанные на программный материал) вызывали затруднения, но ребята пытались найти выход из ситуации. Поскольку эвристическая олимпиада отличается от предметной, надо показывать эти особенности ребятам заранее.

---
Хелик Светлана Борисовна, учитель русского языка и литературы, Восточный лицей, г.Южно-Сахалинск

Уважаемые коллеги! Некоторые задания олимпиады по русскому языку вызвали недоумение. Мы формируем у ребят внутреннюю культуру, чувство такта. Зачем нужно было побуждать детей придумывать прозвища, тем более учителям? Многие ли из прозвищ (а Вы анализируете ответы) действительно доброжелательны и тактичны? Ребята, которые занимаются по УМК Ладыженской, были поставлены в неравные условия с другими: они к моменту проведения олимпиады знали только правило правописания не с глаголами. Разве могли они составить диктант, предложенный Вами? Задание на спряжение глаголов предполагало вопросы к одноклассникам. Организаторы и участники олимпиады испытали затруднение: как эти вопросы могли задаваться, кому? Не мог же сам ребенок придумывать вопрос за себя и за «того парня» и отвечать за обоих! Очень хочется надеяться в будущем на более плодотворное сотрудничество.

---
Гурова Ольга Викторовна, учитель информатики, Восточный лицей, г.Южно-Сахалинск.

Здравствуйте, уважаемые организаторы! Эта олимпиада третья по счету с начала учебного года, в которой мы принимаем участие. Не знаю, может быть это накопленная усталость или большое количество участников, но данная олимпиада проходила очень тяжело и болезненно. Учителя - недовольны, ученики – не готовы творчески думать. Думаю, что это специфика предмета.
Спасибо Вам за организацию олимпиады, успехов Вам в проведении следующих олимпиад.

---
Баранова Ольга Викторовна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №9, г. Дивногорск.

О, сколько надежд было на участие моих учеников в этой олимпиаде, чтобы расшевелить их, пробудить их ото “сна» - ведь это свершилось впервые: компьютерные технологии пришли и в нашу Дивногорскую школу. К олимпиаде мы готовились тщательно, разбирали задания, работали со словарями, справочниками. Но то, что мы получили от вас, превзошло все наши ожидания: необычно, интересно, здорово! Как аппетит приходит во время еды, так и мои ученики менялись на глазах: буквально горели от нетерпения сочинить, изобразить, придумать. Ура! Цель моя была достигнута, ученики встрепенулись! Этого я достигла благодаря вашей рекламе и предыдущему организатору нашей школы Заушициной С.Л.Труднее всего у меня получилось отправить документы, т.к. сумма отправки не соответствовала отправленной. Поэтому ждали, волновались. Дождались! На будущее хотим иметь сборник заданий и далее участвовать ещё и ещё раз!

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/

 

Все олимпиады >>

  вверх
вверх