EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Согласитесь, что дети как птицы. У них тоже растут крылья...»
Иванова Л.А., учитель физики и астрономии, школа №30, г. Иркутск
Эвристические олимпиадыРусский язык2008Говорят учителя
 
*

РУССКИЙ ЯЗЫК

Результаты XI-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по русскому языку (исследование)

13 марта 2008 года

Говорят учителя

---
Корякина Мария Иннокентьевна, учителя начальных классов, Белогорская СОШ Абыйского улуса Республики Саха (Якутия):

Во-первых, благодарю Вас, уважаемые коллеги за шанс, который Вы нам даете. Шанс проявить себя, высказаться в нестандартных заданиях . Я приношу свои искренние признания за своих учеников, которые горды участием в ваших олимпиадах, счастливы и которые почувствовали себя героями…
Задания интересны, но , все же задания для первоклассников трудноваты, ведь суффиксы они не проходили , хотя… Нет, все правильно, это же исследования…Такие задания подстегивают нас, учителей начальных классов, работать с интересом, чтобы ежечасно горел в глазах детишек огонек любопытства… От имени всех коллег нашей школы благодарю и верю, что ваши олимпиады – это шаг к науке, к исследованиям.

---
Чистякова Ирина Николаевна, учитель 2 «Б» класса, школа №6, г. Кинешма:

Мне хотелось, чтобы после олимпиады ученики больше стали интересоваться русским языком, глубже вникали в его изучение. Мои ученики впервые участвовали в олимпиаде, сильно волновались по этому поводу. Видимо волнение помешало им вникнуть в суть задания. Над креативностью мышления моих учеников надо работать. Есть желание сотрудничать с центром «Эйдос» в этом направлении.

---
Никитина Светлана Анатольевна, учитель начальных классов, куратор начальной школы, МОУ-СОШ N13, г. Чапаевск:

Очень понравились задания. Они выявили несколько творчески мыслящих детей, которых учителя считают недостаточно успешными. Многие дети поняли, что им для выполнения заданий одних знаний недостаточно. Некоторые учащиеся первых классов очень боялись придумывать свои слова, потому что мы, взрослые, часто их ругаем за подобного рода словотворчество. Как часто мы говорим им: "Что за чушь ты говоришь?", отбивая этими словами побеги индивидуальности, творчества. Многие дети "выросли" в моих глазах. Несмотря на трудности, ни один из участников не прекратил выполнять задания. Даже те, кто не смог в каком-то задании записать ни слова, продолжали размышлять. Хорошо если это у них войдет в привычку.

---
Вайцман Павел Давидович, зам. директора по информатизации гимназии N13, г. Нижний Новгород:

В очередной раз мы решили принять участие во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах. На этот раз по русскому языку (исследования). В качестве эксперимента решили подключить к олимпиадной работе начальную школу, точнее учеников, посещающих спецкурс по русскому языку. Основной проблемой, которая сразу встала перед нами – набор ответов на компьютере. Решена эта проблема была так: на собрании перед началом олимпиады мы обратились к родителям и старшим братьям и сестрам участников с просьбой заполнить шаблон ответами, которые подготовили сами участники на листках бумаги. Шаблон (в электронном варианте) были созданы заранее таким образом, чтобы исключить отклонения от требований по оформлению при вводе данных. Эта часть работы была успешно выполнена.
Подготовка к олимпиаде заключалась в "прогоне" на спецкурсе заданий предыдущих олимпиад и психологической подготовки учащихся (руководитель команды по второму образованию – школьный психолог). Организация олимпиады в начальной школе имеет некоторые особенности, а именно: основная работа приходится не на общение с детьми (они свою часть работы выполнили, на мой взгляд, отлично) а на общение с родителями. Некоторые родители, посчитав задания трудными, забрали своих детей с олимпиады, посчитав что для их детей задания были очень трудными, несмотря на протесты детей. Участие в спецкурсах дает большой потенциал знаний учащихся, учит нестандартному образу мышления, что должно, по-моему, положительно отразиться на содержании работ.
На мой взгляд, олимпиада в начальных классах удалась. Надеемся, что первый блин не получится комом.

---
Марцинковская Оксана Романовна, учитель начальных классов МОУ-НОШ №1 ЗАТО Солнечный Красноярского края:

Олимпиада – возможность ребенка проявить свои творческие способности. При подготовке к олимпиаде мои ученики принимают участие в различных викторинах, посещают дополнительные занятия по русскому языку, выполняют эвристические задания. На уроках я даю задания творческого характера, заставляющие ребенка не стандартно мыслить. Детям трудно, но интересно. Моим ученикам третьего класса было интересно задание №3. Дети с удовольствием подбирали слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. А в четвертом задании, придумывании жилья для животных, им пригодилась хорошо развитая фантазия и смекалка. Но были и огорчения. Ребята четвертого класса в третьем задании не пояснили, почему бывают трудные слова. Но благодаря своей начитанности, нашли выход из ситуации.
Все же детям нужны олимпиады эвристического характера. Всем участникам пожелаю удачи, знаний, интеллекта, сообразительности, а коллегам желаю творчества в работе. Спасибо за такие олимпиады!

---
Андреева Фаина Васильевна, учитель начальных классов, Сычевская средняя школа, с. Сычевка:

Дети в эвристической олимпиаде принимают участие впервые. Мы предполагали, что задания олимпиады будут высокого уровня, поэтому детей заранее нацелили на серьезную творческую работу. В процессе подготовки они самостоятельно или с помощью старших работали со словарями, энциклопедиями. Учителя познакомили детей и проработали с ними задания прошлогодней олимпиады, чтобы определить уровень их подготовки для участия в нынешней олимпиаде. Ребята с наиболее высоким творческим потенциалом пожелали принять участие. Получив задания, дети начали работу с наиболее легкого "о языке жестов". Но в нем возникло у них затруднение в разграничении "значение жестов" и "цель использования жеста". Особенно понравилось задание "запах солнца". В нем проявилось наибольшая творческая активность и индивидуальность ребенка. Особое затруднение вызвало задание "взаимозаменяемость", в котором нужно было найти условие, когда можно или нельзя сделать замену слову. Но все-таки детям удалось разрешить эту задачу после определенных усилий, в зависимости от их индивидуального понимания смысла слов. И мы пришли к выводу, что наши ученики могут принимать участие в такого вида олимпиадах.

---
Леонова Наталья Николаевна, учитель начальных классов (классный руководитель 4 класса), НОУ школа «Ор Авнер», г Самара:

В этом году дети 4 класса принимают участие в олимпиаде уже второй раз. Мне было очень интересно, как они справятся с предложенными заданиями, так как подготовиться почти невозможно, за исключением заданий олимпиад и ответов детей прошлых лет. Предложенные вопросы, в этот раз, не вызвали у учеников огромных затруднений, наиболее сложным оказалось подобрать трудное для написания слово. На мой взгляд, самым удачным и интересным было задание описать «запах солнца», здесь ученики проявил всю свою фантазию и воображение.
Хотелось бы, чтобы ребята наиболее полно овладели современными компьютерными технологиями, и могли самостоятельно получать задания по электронной почте, их заполнять и отправлять.

---
Ермакова Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Алапаевска Свердловской области:

Со своими учениками мы принимаем участие в олимпиаде второй раз ,поэтому мы уже знаем, что задания творческие ,нестандартные , интересные , требующие мышления. Эти задания очень нравятся детям. Если в первый раз у них было много вопросов, то сейчас они работали без проблем. Спокойно, непринужденно, как настоящие исследователи. Тем более с такими заданиями они встречались на уроке. Я стараюсь использовать эвристические задания на уроке. Учащиеся были освобождены от уроков, поэтому для них олимпиада стала праздником.

---
Лешков Олег Анатольевич, заместитель директора по НИТ, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2» города Алапаевска Свердловской области:

Это шестой опыт проведения дистанционной эвристической олимпиады в этом учебном году. Радует то, что у детей разного возраста разное отношение к подобным мероприятиям: у маленьких глаза «горят», у старших наблюдается скептицизм, плавно переходящий в «эврику», у кого-то не оправдываются ожидания. Это нормально. Каждый – личность, со своим жизненным опытом и установкой или уже складывающимся стереотипом. Радует то, что в школе появилась определённая группа учащихся, которая проявляет интерес к подобным мероприятиям, пробует силы по различным предметам, а кто-то вообще испытывает спортивный интерес и с нетерпением ждёт рейтинг. Спасибо.

---
Корякина Марта Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы, Белогорская СОШ Абыйского улуса Республики Саха (Якутия):

Задания для учащихся 7 класса оказалась очень интересными и необычными. Работа вызвала затруднение у ученика, особенно в первом задании, для определения области определения его выводов. Большое спасибо за задания. Надеюсь, что мы еще будем участвовать в ваших олимпиадах.

---
Чупрова Наталья Михайловна, учитель русского языка и литературы, МОУ «СОШ №20» имени И.И.Наймушина, г.Братск:

Олимпиада для меня, как учителя русского языка и литературы, в профессиональном плане представляет огромный интерес, так как основной целью в моей работе является личностный умственный и интеллектуальный потенциал учащихся, успешная их адаптация в современном учебном пространстве. Ожидания оправдались. При первой подготовке учащихся к олимпиаде я столкнулась с трудностями: слабая материальная база и незаинтересованность родителей участников, отсутствие учебных пособий, материалов (предыдущих дистанционных олимпиадных работ) при подготовке, искренний страх учащихся столкнуться с «неизведанным» лицом к лицу. Трудолюбие участников превзошло все ожидания: задания выполнялись ими самостоятельно, с азартом, с привлечением орфографических и толковых словарей.
Способы организации данной олимпиады мне показались удобными в плане времени, скорости обмена информацией. Участникам удалось успешно реализовать себя в заданиях, которые были актуальны, вызывали у них личностный интерес, связанный с развитием современного литературного языка.
Основными трудностями, с которыми пришлось столкнуться, оказались трудности, связанные с недостаточной психологической готовностью учащихся: либо чрезмерное веселье («халатность» в работе), либо страх («это Москва!»). Приходилось применять различные психологические подходы к каждому участнику. Хотелось бы организаторам олимпиады пожелать творческих успехов в дальнейшем, а своим коллегам – не бояться «неизведанного мира»!

---
Ярошенко Елена Алфеевна, учитель русского языка и литературы МОУ Ульяновская СОШ Красногорского р-на Московской области:

Милый дядюшка, Андрей Викторович, я жива-здорова, чего и тебе желаю. Всё у нас хорошо: педсоветы проводятся, процент успеваемости растёт.
Я же нонека едва не валилась, как увидала задания олимпиадные. Ведь это надо же тема-то какая животрепещущая. Ведь этот самый мир, ой, как всем людям, и большим, и малым, нужен. Особенно во время наше, порой суровое и обидное. Вот уж угодили, так угодили, милый дядюшка.
Девочкам и Илье, я смотрю, задания тоже понравились. Оживились, начали словари читать, прямо как сосед наш, когда в прошлом годе правду искал у мирового судьи.
Я же тоже задумалась о том, что это за слово мир. Вроде, такое знакомое и привычное. А всегда ли мы понимаем, в каком значении оно употребляется?
Намедни соседка наша, Агафья Тихоновна, мужа своего, как шелудивого поросёнка, за уши оттаскала. К вечеру же он явился домой с цветами, что послужило их непременному примирению. Снова в нашем доме воцарился мир, следовательно, жизнь без споров и распрей. Это значит, что одно из значений слова мир обратно словам вражда, война (тьфу-тьфу-тьфу).
А с другой стороны, мир – это всё человеческое сообщество. Это и я, и ты, милый дядюшка, и сосед наш, которого жена за уши оттаскала. Это прямо как у Толстого Льва Николаевича – «всем миром помолимся». И Земля наша матушка, и иже с ней другие планеты и светила разнообразные – это тоже, выходит, мир. А девочки и Илья, я смотрю, с одним заданием уже справились. Сейчас одна из них взялась за 5 задание. «Визитная карточка» называется. Чудно устроен всё-таки мир. Раньше визитные карточки были лишь у врачей и адвокатов. А теперь даже школьники могут себе их заказать, а то и сами наделать. Легенда про Пигмалиона и Галатею девочкам оказалось очень даже весьма знакома. Наверное, правда, благодаря фильму с Одри Хепберн. Но что меня удивило – так это детская самокритичность. Оказывается, девочкам немаловажно качество их собственной речи. Видят они свои недостатки и борются с ними по мере своих сил. А слов-то, слов-то сколько, милый дядюшка, произошло от правильного слова мир! Мирный, миросозерцание, мировосприятие, мирской…
Вот взять хотя бы последнее. С одной стороны, это мирская молва – выражение приятное для слуха. По вечерам, сидя у крыльца под грушей, много чего можно услышать. А с другой стороны, это мирская табакерка – слово бранное и противное.
А девочки и Илья, я смотрю, уже к трём часам подустали. Особенно подкосили одну из них безличные предложения. Они вроде как без лица, но всё равно живут и здравствуют в нашей речи. Есть в их безличности некоторая лёгкость, я бы сказала, даже кокетство, как у Агафьи Тихоновны в момент хорошего настроения; но в то же время и фатальность, и оттенок стихийности в них есть. В общем, оно и понятно, чего ещё можно ожидать от того, кто в миру без лица живёт.
Это что наш сосед Мироед Степаныч (как мы его зовём в быту) прозвище своё, вроде, от хорошего слова мир получил. Но вот ведь какая оказия: не мирный он человек, дядюшка, а обиратель и обидчик. Или ещё миродёр – с виду тоже вполне мирное слово. Ан нет, это лишь испорченный вариант от французского мародёра, во всяком случае, так Михельсон Мориц Ильич сказывал.
А девочки и Илья, я смотрю, снова повеселели. Младшенькие, Илья и Настя, над приставками пере- и недо- задумались. Ну, с приставкой недо- разобрались они быстро. Да, иначе и быть не могло. Что с неё, милой, взять? Недоедает, недовыполняет… Такую легко догнать и допрос учинить. А вот пере- куда как хитра и коварна! Она тебя и перегонит, и переделает. Но это ещё полбеды. А вот когда переешь (например, блинов), то уже и не побежишь, да и ничего делать не захочешь.
Вот какой всё-таки удивительный язык наш – русский.
А в субботу случился со мной вот какой казус: крепко задумалась я о несовершенствах мира, о страданиях человечества. И до того грустно мне стало, что слёзы переполнили мою душу. Дьячок наш местный, который зашёл к Агафье Тихоновне по случаю масленицы, сказал, что мной овладела мировая скорбь, хворь мне до этого незнакомая.
Вот так и живём потихоньку, милый дядюшка. Как говорится: «Мир в суетах, человек во грехах». На сём не смею больше задерживать Ваше внимание, остаюсь твоя Елена Ярошенко, милый дядюшка, приезжай.

---
Крутова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы, Виткуловская СОШ, с.Виткулово:

Данная олимпиада стала моим первым опытом подобной работы, поэтому и трудностей вызвала немало. Хотя, признаться честно, подобное уже я испытала, когда впервые участвовала с ребятами в «Русском медвежонке». Согласитесь, всё необычное и нестандартное на первый взгляд пугает. Но в то же время манит, затягивает, становится необходимым. А мой девиз: «Дорогу преодолеет лишь идущий». Да, и теперь уже и опыт есть. А значит, будем «так держать», стремясь к успеху!
Конечно, трудностей было немало. Здесь и организация рабочего места учащихся, и создание эмоционального фона, и ОФОРМЛЕНИЕ! Но это только в первый раз и в первый день, сейчас смотрю уже на всё другими глазами. Главное научить ребят мыслить, действовать! А ваши задания хорошая тренировка «серым клеточкам». Порой, в обычной суете школьной жизни, мы забываем, не хотим, не успеваем заниматься этим. А ребятам это необходимо. Вчерашний день – прямое тому доказательство. Сначала испуганные лица, потом бездействие, и вот решенье. Может быть, корявое, недостаточно грамотное! Но это их труд, их опыт. Он первый. Надеюсь, дальше будет лучше! До встречи!

---
Шкарина Валентина Николаевна, учитель начальных классов высшей категории, руководитель спецкурса "Тайны русского языка", гимназия N13, г. Нижний Новгород:

Я веду спецкурс "Тайны русского языка" в начальной школе. Считаю, что олимпиадная работа была интересной для детей, так на занятиях большое внимание уделяется исследовательской работе. Мне важно было проверить, насколько дети подготовлены к подобным заданиям, как могут рассуждать и использовать полученные на спецкурсе знания.
Во время олимпиады ребята показали умение работы в различных видах деятельности – от исследовательской (с использованием различных словарей для изучения конкретного слова) до работы с логическими и творческими заданиями. Это позволило поддерживать интерес к познанию языка. Мне кажется, организаторам олимпиад необходимо учитывать возрастные особенности детей и в работы для начальной школы включать языковые игры, вопросы-шутки, шарады и другой занимательный материал.

---
Гаврилова Галия Арифовна, учитель начальных классов (классный руководитель 3 класса), НОУ школа «Ор Авнер», г Самара:

Для участия в этой олимпиаде я выбрала детей с неординарным мышлением. Перед началом работы я предложила детям ознакомиться с заданиями и задать вопросы. По тому, как дети работали, я сделала вывод, что особых трудностей задания у них не вызвали.
Я считаю, что такие работы очень важны. Они «разжигают» интерес к предмету, развивают кругозор, учат работать самостоятельно. Спасибо организаторам олимпиады за познавательные задания!

---
Панина Елена Михайловна, учитель начальных классов (классный руководитель 2 класса), НОУ школа «Ор Авнер», г Самара:

Мой класс участвовал в такой олимпиаде первый раз. Поэтому хотелось посмотреть, смогут ли дети выполнить нестандартные задания, требующие не только знаний предмета, но и творческого и логического мышления. Дети готовились по заданиям эвристических олимпиад прошлых лет. Но думаю, что весь учебный процесс, а особенно решение нестандартных заданий по всем предметам, являются лучшей подготовкой к олимпиаде. Хотя специфика эвристических заданий наблюдается. Поэтому пора выпустить сборник с такими вопросами и заданиями.
Дети 2 класса очень быстро «загораются» работой, но и быстро утомляются. А значит, вдохновения и творческих сил на все виды заданий у них не хватит. Что я и наблюдала во время выполнения работы. На мой взгляд, удачные задания для этого возраста те, где ребенок может что-то сам сочинить, опираясь на знания предмета, придумать свои названия, новые слова, героев. Труднее всего выполняется исследовательская работа. Но это нужный вид заданий. Поэтому, на мой взгляд, их необходимо включать в олимпиаду.

---
Сафронова Раиса Михайловна, учитель русского языка и литературы, НОУ школа «Ор Авнер», г Самара:

Мои ребята приняли участие в такой олимпиаде в первый раз.
Перед учителем стоит всегда важная задача – заинтересовать ребят своим предметом, воспитать любовь к родному языку, а также испытать ребят, проверить их знания, умение мыслить неординарно, вовлечь в этот творческий процесс, заинтересовать необычными заданиями.
Особой подготовки в классе не было, всегда не хватает времени, но давала мини-работы познавательно, творческого характера, к сожалению, в недостаточном количестве. Поэтому выполнение некоторых заданий вызывало трудности, особенно устаревшее «доколе», которое встречается довольно редко в среднем звене. На мой взгляд, последнее задание (составление таблицы) требовало дополнительного времени. Нужно было найти десять ровесников и десять взрослых людей во время выполнения олимпиады. Однако задания ребят заинтересовали, работали с охотой, пользовались словарями, старались как-то проявить себя. Трудность заключается в том, что задания носили нестандартный характер и требовали от ребят не знания русского языка, а эрудицию, общую подготовку, наличие большого жизненного опыта. Думаю, что такие олимпиады очень полезны, расширяют кругозор учащихся, учат работать с познавательной литературой.

---
Бородина Светлана Анатольевна, учитель МОУ СОШ № 64, г. Нижний Тагил:

После олимпиады по литературе решила убедить своих учеников в необходимости реализовать свой интеллектуальный потенциал ,проверить знания по русскому языку. Решение было вызвано творческим порывом участников литературной олимпиады.
От новых испытаний с волнением ожидала интригующего урока. И мне, и участникам были интересны темы исследования. Привлекало своей загадочностью название олимпиады. На обычных уроках говорим о творчестве, но исследования новая сторона изучения родного языка. Подготовка к олимпиаде сводилась к убеждению обучающихся в том, что они способны к открытиям, хотя бы личным. Это значимо и для каждого участника, и для учителя. Подготовка , в первую очередь, психологическая. В предметном плане подготовиться можно ,на мой взгляд, одним способом: шаг за шагом вести к осознанию языковых особенностей, богатства, прелести нашего языка.
Трудности и проблемы связаны с организационно-техническими моментами. Уро ки и олимпиада совпадают по времени, не всегда у участников под рукой справочный материал, недостаточно хороши навыки оформления работ, мало времени на доработку материалов. Все эти вопросы ,безусловно, решаемые. Н а будущее для себя определила- укрепить союз с родителями, так как от их спонсорской готовности многое зависит, формировать команду с начала учебного года, привлечь коллег к этой деятельности. Все усилия окупаются, когда видишь, как на глазах изменяется отношение ребят к предмету, себе, учителю и друг к другу.
Признательны и благодарны организаторам олимпиады за предоставленную возможность раскрыть исследовательские способности учащихся, увидеть пытливые глаза учеников, порадоваться за их пусть небольшие открытия.

---
Лактанова Наталья Михайловна, и.о. директора МОУ Ульяновская СОШ Красногорского р-на Московской области:

Вот и ещё одна олимпиада позади… И снова практически без меня. Наверное, в этом и заключается основной смысл деятельности локального координатора: организовать всё и всех таким образом, чтобы как бы само собой делалось.
Собралась в этот раз почти та же компания, что и на олимпиаде по литературе (фэнтези), только к четырём девочкам один кавалер добавился. Работали долго, заинтересованно, столько словарей и справочников перелопатили. Безусловно, неоценима роль учителя русского языка и литературы Елены Алфеевны Ярошенко в этих олимпиадах.
Собственно, ради этого я и свою рефлексию решила написать, чтобы поделиться той радостью, тем удивительным чувством, которое испытывала сама, наблюдая со стороны за неподдельным интересом, с которым «творилась» эта олимпиада. Как я жалела, что нельзя снять на видео и прислать вам, как Елена Алфеевна читала свою рефлексию! Театр одного актёра!.. На бумаге же не передашь ни мимики, ни жестов, ни интонации – это нужно видеть и слышать. А какое удовольствие она сама получает от того, что делает! Так она ещё и девчонок заразила своими стилизациями! Рефлексии – сплошные письма да сказки… А ещё их очень вдохновили результаты участия в предыдущей олимпиаде: они хотя и не блестящие, но для первого раза очень хорошие.
Порадовал в этот раз сын Илюшка тем, что самым первым закончил работу (обычно бывает последним!) – боялся опоздать на секцию кудо.

---
Белова Елена Николаевна, локальный координатор МОУ «Лицей №22 города Белово»:

Хотелось «всколыхнуть» школу, пробудить эвристическую мысль. Времени на подготовку было очень мало. Участвуем впервые. Ограничились изучением заданий и работ на сайте. Наиболее удачным считаю организацию олимпиады в выходной день. Хотелось бы видеть в олимпиаде-исследовании несколько заданий (таких, как и были) из которых учащийся может выбрать одно - два для более глубокого исследования в течение двух дней. Хотелось бы видеть разные задания для групп 1-2 и 3-4 классы (между ними пропасть). В целом же идея и содержание очень интересны. Спасибо организаторам, разработчикам и идеологам олимпиады!

---
Кириченко Зинаида Михайловна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ №1, г.Дубовка Волгоградской обл.:

В сентябре 2007 г. я узнала о существовании Центра «Эйдос», и в течение всего учебного года мои ученики принимают участие в ученической конференции, олимпиадах по русскому языку и литературе. Сегодняшняя олимпиада, целью которой было привлечение учеников к исследовательской работе, мне показалась самой сложной из тех, участниками которых мы стали. Сложной, но интересной и полезной! Хотя я уже получила опыт проведения дистанционных мероприятий и чувствовала себя совершенно спокойно и уверенно в ожидании заданий олимпиады по русскому языку, понервничать всё же пришлось. Из-за сбоя в работе электронной почты письмо с заданиями не нашло своего адресата. Благодаря отлаженной работе менеджеров Центра «Эйдос» и собственной организованности мы всё-таки получили текст заданий в день проведения олимпиады. И моя ученица смогла приступить к работе. Эта ситуация проверила нас на прочность, но не лишила желания продолжить участие в эвристических дистанционных мероприятиях. Спасибо за вопросы, над которыми можно (и нужно) размышлять не один день, спасибо за предоставленную нашим ученикам возможность внести свой вклад в развитие русского языка.

---
Учителя русского языка и литературы МОУ СОШ N7 г. Ноябрьск:

Нам хотелось привлечь и заинтересовать своих учеников, вызвать у них мотивированное желание познания родного языка, изучать его не только в рамках школьной программы.
Выполнение заданий вызвало у учеников неподдельный интерес, желание разобраться в сложных заданиях.Конечно, большой интерес вызвали задания, в которых ученики проявляли какие-то свои творческие способности и навыки.
Трудности есть в любом деле, если делать его по-настоящему хорошо, но именно участие в таких мероприятиях и олимпиадах развивает интерес к предмету, а это главное.
Спасибо!

---
Агабалиева Людмила Юрьевна, учитель начальных классов МОУ-НОШ №1 ЗАТО Солнечный Красноярского края:

Олимпиада способствует привитию познавательного интереса учащихся к русскому языку. Раскрывая свой творческий потенциал, ребята стараются глубже понять предметный материал, познать практическую направленность языкового материала. Спасибо организаторам олимпиады за предоставленную ребятам возможность реализовать свои творческие способности.

---
Кириллова Любовь Николаевна, учитель начальных классов МОУ-НОШ №1 ЗАТО Солнечный Красноярского края:

Вот уже второй год мои ученики пытаются постичь очарование русского языка, выполняя, на мой взгляд, очень необычные и в тоже время увлекательные задания. Каждый раз по-новому гляжу на своих учеников. Сколько в них ума, фантазии, изобретательности! Насколько они наблюдательны и вдумчивы, внимательные и чуткие к слову. И все они, бесспорно, творцы! А самое главное – детям нравится.

---
Плотникова Валентина Ивановна, учитель начальных классов МОУ-НОШ №1 ЗАТО Солнечный Красноярского края:

В целом олимпиада вызывает у нас только положительные эмоции, потому что она действительно не похожа ни на одну из предыдущих. Участие в олимпиадах способствует дальнейшему развитию интереса к русскому языку, чтению. При выполнении заданий олимпиады дети были сосредоточены и очень внимательны. Так как задания были нестандартными, необычными, то сразу им было трудно включиться в работу. Но мы готовились. Выполняли задания творческого характера, задания на развитие логики, работали с тестами. Умение работать в нестандартных ситуациях помогло детям преодолеть все трудности. Большое спасибо за предоставленную возможность поучаствовать в олимпиаде!

---
Верясова Вера Анатольевна, учитель начальных классов, МОУ СОШ N134 «Дарование», г. Волгоград:

Это уже вторая олимпиада, в которой участвуют мои дети. На мой взгляд, вопросы очень интересные, детям по силе, отличаются своей нестандартностью. Может быть, детей это и ошарашивает. Они ждут, как в других олимпиадах, вопросов трудных, но однозначных, а ваши вопросы не предполагают однозначных ответов да – нет, а требуют поиск нескольких вариантов, да еще нужно уметь принимать решение выбрать их них лучший ответ.
Но все же советую составлять вопросы для малышей более конкретные, без лишней воды. Иначе им трудно уловить смысл с первого раза и приходится много раз читать. Пока они вникнут, уходит много времени, и они уже устают.

---
Кукушкина Галина Георгиевна, учитель, МОУ СОШ N134 «Дарование», г. Волгоград:

Знаете, что заметила, чем легче вопросы, тем дети более невнимательно вчитываются в них. Сначала детям кажется, что легкотня, они не перечитывают вопрос и не вникают в него, начинают выполнять задание, а потом приходится переделывать.
На самом деле вопросы были замечательные. Как раз для малышей, что бывает не на каждой олимпиаде. И даже первоклассникам не пришлось объяснять про части слова, им хватило тех знаний, которые дала Азбука и умение вслушиваться в слова.

---
Горлова Татьяна Валентиновна, учитель начальных классов, МОУ-НОШ №1 ЗАТО Солнечный Красноярского края:

На улице весна, в школе и в нашем городке свирепствует грипп, вот и первая трудность. Многие дети болеют, в том числе и наши участники, пришлось заменить троих. Поэтому переживаем, учтет ли оргкомитет эту причину, на наш взгляд, уважительную. Остальные события шли своим чередом. Конечно, определенные трудности появились с первоклассником, но его мама пришла на помощь и записала ответы ребенка. Остальные участники олимпиады работали спокойно и ответственно. Что у них получилось, покажет время. А само участие в олимпиаде, это уже маленькая победа для каждого из них!
Идет время, меняется и отношение педагогов к олимпиадам ЭЙДОС. Многие из них подходят заранее с просьбой внести их учеников в список участников очередной олимпиады. Что очень радует. Ведь каждая олимпиада добавляет педагогам в их методическую копилку интересные задания, новые формы работы с детьми. А порой работа группы поддержки выливается даже в интересную дискуссию по поводу того или иного задания. Педагоги шутят, спорят, радуются работам детей. Спасибо Вам за такие интересные задания! Успехов Вам в Вашем деле!
С уважением, Горлова Татьяна Валентиновна.

---
Гладышева Татьяна Витальевна, учитель русского языка и литературы, МОУ СОШ N18, г. Сургут:

Мои ожидания:
повышение интереса к предмету;
развитие познавательной активности;
развитие креативного мышления;
повышения интереса к чтению;
расширение кругозора.
Подготовка к олимпиаде осуществлялась главным образом в решении вопросов предыдущих олимпиад.

---
Нечаева Елена Викторовна, учитель русского языка и литературы, Сычёвская средняя школа, с. Сычёвка:

От участия в этой олимпиаде ученики и учителя ожидают положительных результатов. Тщательно изучены все инструкции и рекомендации. Выполнение учениками заданий происходило по разным возрастным группам, но для сельских школ, с малым количеством компьютеров, количество даже в 21 человек оказалось достаточно большим. Лучше всего ученики проявили себя при выполнении творческих заданий. Основные трудности и проблемы – технические погрешности в оформлении работ. Предложения: для сельских школ увеличить время работы над олимпиадой и оформления работ учащихся.

---
Кашина Ася Васильевна, учитель русского языка и литературы, школа №22, г Ульяновск:

13-го марта в 8:30 все участники в сборе…
Впервые я участвовала в олимпиаде в качестве организатора. Было огромное желание самой попробовать дать ответы на некоторые вопросы. Вот оно поле для безудержной фантазии! Мне было интересно направлять (ни в коем случае не подсказывать!) детей, следить за неординарностью мышления некоторых ребятишек, Ах, сколько же смекалки, юмора, неиссякаемого воображения в их маленьких головках!
Некоторые ребята приняли участие в олимпиаде с непременным желанием победить. Это радует. Были и трудности при выполнении некоторых заданий, но ребята справились. Дух соревнования царил в аудитории! Это чувствовалось.
Большую часть технической нагрузки взяли на себя старшеклассники. В общем, у нас было совместное творчество, которое сделало нас ближе. Мы с нетерпением будем ждать результатов.
Огромное человеческое спасибо организаторам за великолепную идею такого вида работы, который заставил наших деток мыслить по-новому, неординарно, исследовать и творить.

---
Карпухина Ирина Алексеевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, школа №22, г. Ульяновск:

Кажется, мы становимся одними из самых активных участников-новичков в эвристическом движении. Среди детей уже появились те, кто постоянно принимает участие, пробуя себя в разных предметах. Все больше ребят проявляют интерес к этим олимпиадам. Оригинальнее становятся и ответы. С удовольствием замечаю, что более интересными становятся рефлексии ребят, а значит, они начинают больше задумываться и анализировать свои действия. Может, это один из главных итогов участия в эвристических олимпиадах. Как локальный координатор с каждым разом совершенствую технологию проведения, и олимпиады стали занимать меньше времени. Вдохновляют победы наших детей в предыдущих олимпиадах. Только сегодня получили результаты олимпиады по страноведению: 1 место команды – фотографирование команды победителей и громкое «Ура!». Ради этого «Ура!» и работаем.

---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос"- http://www.eidos.ru/shop/


Все олимпиады >>

  вверх
вверх