EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«И даже если ответ составляет несколько строчек – это позиция.»
Перевозникова Наталья Юрьевна, учитель, школа N 2, г. Добрянка
Эвристические олимпиады Обществоведение 2009 Говорят учителя и локальные координаторы
 
*

ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ

Результаты VIII-й Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по обществоведению

19 марта 2009 года

Говорят учителя и локальные координаторы

Северин Валерий Емельянович, учитель истории и обществознания, МОУ "Центр Образования", г. Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)

В олимпиаде по обществоведению участвую впервые. К сожалению, не получилось поу-частвовать в теме вопроса №4 напрямую (почему – то тема была закрыта, может, со свя-зью неполадки?), но прокомментировать удалось. Честно говоря, я люблю работать, чтобы хватало времени на осмысление, камерно, не торопясь. Был увлечен в подготовке ответов и размышлений по 1 и 2 вопросам олимпиады. Постарался зациклить всю тематику воп-росов, мне показалось, что общая канва, тема прослеживалась во всех вопросах – человек в его общественных проявлениях. Посмотрим, что получилось.
Спасибо за вопросы и оперативность доставки информации. Всего доброго. Северин В.Е.
---

Томский Тимофей Арианович, учитель истории и обществоведения, МОУ "Абыйская средняя общеобразовательная школа имени доктора технических наук А.Е. Слепцова"

Здравствуйте, уважаемые организаторы и ведущие всероссийских эвристических олимпиад «Эйдос»! Мы участвуем в олимпиаде по обществоведению впервые, так как, до сих пор, у нас были проблемы с доступом к интернету. Учащиеся нашей школы, находящейся на Крайнем Севере России, до недавних пор, можно сказать, были лишены возможностей личного участия во многих не только российских, но республиканских и даже районных олимпиадах из-за дороговизны платы за проезд, а с приобщением к глобальной сети, мы стали участвовать во многих интеллектуальных мероприятиях не только по России, но и в мировом масштабе и это приносит нам массу позитивных эмоций и ощущений, особенно, осознание учащимися причастности к общероссийскому образовательному пространству на равных правах со всеми. А эвристические олимпиады «Эйдос» приятно нас удивили своей истинно эвристической системой проведения, ведь слово «эвристика» в переводе с греческого означает «находчивость» и, подводя участников наводящими вопросами на правильный ответ, вы, тем самым, развиваете именно такие актуальные, в современный век, качества человека, как находчивость, исследовательская активность и умение выражать свое мнение по теме вопроса.
Задания олимпиады приятно удивили тем, что даны доступным языком и тем, что, несмотря на кажущуюся простоту, они оказались намного глубже и обширнее в охвате, что позволило участникам увлеченно работать над ними.
Я, со своей стороны не премину воспользоваться некоторыми вашими приемами и методами в своей педагогической деятельности. Так что, огромная вам благодарность от нас!
Я полностью согласен с мнением министра образования РФ А.А. Фурсенко о том, что обществоведение, как учебный предмет, нужно и пора продвинуть к фундаментальным наукам в образовании молодежи, ведь именно на знаниях граждан по науке «обществоведение» и зиждется сама идеология крепкого правового государства с гражданским обществом, а только такое общество является залогом прогресса всего человеческого общества, в целом. Спасибо за столь интересную олимпиаду по обществоведении!
Уверяем, что будем и в дальнейшем сотрудничать с вами в благородном деле образования молодежи!
---

Перевозникова Наталья Юрьевна, учитель истории и обществознания, школа N 2, г. Добрянка

Никаких неожиданностей. Все по плану, все на уровне…Олимпиады такого типа – эксклюзив. Замечательно, что не тесты, не безумное подобие безумному ЕГЭ.
К олимпиадам подобного рода невозможно подготовится, разве что весь год до этого письменно и устно отвечать на вопросы в конце параграфа, смотреть новости, читать прессу, жить полной жизнью соответственно и несоответственно возрасту, общаться с разными людьми и рассуждать о жизни и людях. А еще – постоянно оценивать себя со стороны – как я там, в мире, сочетаюсь с фоном или контрастирую? Вот тогда на малую толику будешь готов.
В нашей школе олимпиады Центра – традиция. В каждой рефлексии по поводу очередной олимпиады мы с И.А. Калининой (локальный координатор олимпиад по истории и краеведению) рассказываем о том, что издается приказ по школе о регламенте дня олимпиады, дети пишут за всеми свободными компьютерами, отдыхают и возвращаются к заданиям, уходят, рисуют и снова за компьютер. Все отработано, учтено и предусмотрено. Вплоть до принудительных прогулок и перерывов на «кормежку». САНПиН соблюдаем.
Господа организаторы! В каждой школе свои традиции и правила, возникшие в результате проб и ошибок. Не думаю, что наш опыт кому-то пригодится, а нам будет полезен чужой. Думаю, это не вопрос рефлексии, а повод для констатирующей статьи в Эйдос-журнале.
Нынешние подростки – люди «несогласные» по умолчанию. Именно дух противоречия и протест против нас, взрослых, позволяет им рассуждать о смысле жизни. Они считают, что мы на это не способны, и нам надо показать, в чем мы от жизни отстали. При всем этом в ходе рассуждения они делают открытие – они, такие все из себя индивидуальные, очень хотят быть интересны обществу, быть полезными обществу, вписаться в мир взрослых, работать, зарабатывать и делать карьеру, дружить и общаться с разными людьми.
И даже если ответ составляет несколько строчек – это позиция. А если нам, взрослым, не нравится содержание этой позиции, то это повод для диалога с подростком.
Сегодня я увидела своих тинэджеров в новом ракурсе – «активисты» практически «отписались», а «ботаники» сидели у компьютеров долго и в творческих муках. Кажется, я даже видела летающих вокруг их ушей Муз и Креативов.

А еще Ода о Шоколаде, без которого не пишется ни одна олимпиада центра «Эйдос».
(Акростих с орфографическими ошибками.)
Што полезней всех на свете?
О чем мечтают чудо-дети?
Как поддержать наш интеллект?
О, шоколад – мечты объект
Любого, кто мозг свой развивает,
А первом месте в «Эйдосе» мечтает!
Да здравствует вкуснейший шоколад!
Все трудности сводятся к коммуникациям. Всем и каждому по компьютеру и Интернету в дом!
Самое большое замечание, которое нагорело – поменьше заданий с графикой.
Непродуктивно тратить время школьника на использование графического редактора или проявление художественных способностей в рисунке на бумаге. 90% времени дети тратят именно на рисунки, которые не являются показателем эвристичности ребенка!
Обратите внимание на содержание заданий!
По замечанию детей таблица была, простите, «тупая». Кстати, за примерно такое же «дидактическое произведение» я несколько лет назад получила «нагоняй» от А.Хуторского в рамках курсов по ключевым компетенциям. Ехидный вопрос – в чем здесь эвристичность??? Сплошная репродукция. Полезность только в упорядочении режима дня по продуктивности привычных дел.
О приятном. Очччень понравилось задание о детстве Кащея и карте Дозволяндии. Восторг и у детей, и у меня.
---

Куимова Наталья Семеновна, учитель начальных классов, гимназия N 94, г. Екатеринбург

Это уже не первая моя олимпиада. Начинаю понимать, что настроение моих учеников передается и мне. Сегодня действительно был праздник! Так все интересно! Необычно! Дети работали очень вдохновенно, увлеченно, без надрыва. Я думаю, это говорит о том, что эта тема волнует их в принципе. Откуда появляются плохие люди , характеристика своих, (а не только чужих) поступков, Я –личность. Вообще, разговора на эти темы не хватает в начальной школе. Участие в этой олимпиаде показывает, что это нужно делать. Больше спасибо, это «подталкивание» нас учителей начальной школы, на некоторую корректировку совей работу.
---

Намсараева Жанна Николаевна, преподаватель истории, Лицей традиционных искусств народов Забайкалья N 38, с. Иволгинск, Республика Бурятия

В этой олимпиаде мои учащиеся участвуют не впервые. Часто обсуждали подобные вопросы, поэтому задания нам показались очень интересными и даже были такие ощущения, что с такими вопросами уже сталкивались. Особых трудностей у Розы не возникало. Тема о связи человека с космосом считаем очень актуальной в наше время. При выполнении этого задания, Роза испытала самые незнакомые ей ощущения. Вначале она столкнулась со многими вопросами, связанными с железом, гемоглобином. На какое-то время она ощутила себя в мире фантастики. Здесь пришлось столкнуться со знаниями из других областей. Я считаю, что такая олимпиада необходима для учащихся. Она не просто обучает и что-то дает нового, а в полной мере развивает. Дает ощущение того, что они многое могут решить самостоятельно, а также развивает уверенность в решении жизненно важных проблем.
---

Александрова Татьяна Анатольевна, учитель истории и обществознания, МОУ "Мари – Биляморская средняя общеобразовательная школа имени Н.П. Венценосцева", с. Мари – Билямор, Мари-Турекский район, Республика Марий Эл.

Данная олимпиада очень интересной, но в тоже время трудной, т.к. не смогла до конца разобраться в сути 4 задания (Что такое Ник и как туда попасть?) Понравились необычные, порой неожиданные ответы ребят на форуме, по заданной им теме.
Пожелания организаторам олимпиады: на дворе кризис, снизьте тарифы за участие в олимпиаде.
---

Репина Элиана Вячеславовна, учитель истории и обществознания, гимназия N 26, г. Омск

Для меня олимпиада Центра «Эйдос» - настоящее событие. Уже не первый раз участвовала вместе со своими учениками в дистанционной олимпиаде по истории. А вот по обществознанию - впервые.
Робко заявляли ребята о своем желании принять участие. Каких только вопросов в связи с предстоящим участием я не услышала! И вот, наконец, получены задания! Напряжение, казалось, достигло пика, т.к., как это частенько бывает, не обошлось без затруднений различной природы. И «человеческий фактор», и технические проблемы…
Приятно отметить, что ученики нашли в себе силы преодолеть первые страхи, поверили в себя, довели начатое дело до финала и осознали пройденный к нему путь! Обстановка сегодняшнего дня как водоворот захватила очень многих учеников, учителей… Вдвойне приятно и ценно понимание ситуации коллегами, администрацией! Нам для работы была создана самая благоприятная обстановка.
Спасибо за задания, которые дали возможность моим ученикам проверить себя, познакомиться на форуме с целым веером мнений сверстников, поучаствовать в дискуссии, попробовать себя в роли журналиста, а самое главное – осознать СВОЙ путь к успеху, свою траекторию продвижения от незнания к знанию!
Ждем новых олимпиад, новых заданий, новых возможностей…Успехов всем!
---

Перекатьева Ольга Владимировна, учитель истории и обществознания, гимназия N 19, г. Ростов-на-Дону

Для меня, как учителя- это вторая дистанционная олимпиада. Первая была по истории, где мои ученики показали достаточно высокие результаты. Сегодня, в олимпиаде по обществознанию моих учеников было 33! И у всех горели глаза, всех переполняли эмоции. Какими же бывают увлечёнными наши ученики, когда им нравится то, чем они занимаются. Я объяснила ребятам, чем отличается эвристическая олимпиада от традиционной. Большая часть ребят выполняли работы дома, предварительно обсудив возможные варианты решения заданий. Другая группа усиленно трудилась в кабинете информатики, обложившись огромным количеством книг, журналов. И в гимназии, и дома ребята не могли оторваться от работы. Кто писал до позднего вечера, кто до утра, а кто дописывал и на следующий день. Благодаря неординарности заданий и возможности высказывать своё мнение, отстаивать свою позицию, а так же творческому подходу к ответам, работы получились интересные. Я рада, что мои ученики могут не только учить сложные обществоведческие понятия, но и умеют разбираться в трудных жизненных ситуациях, ставить себя на место другого человека и понимают, что от их позиции, поступков зависит будущее нашего государства, а значит и их жизнь! Спасибо организаторам олимпиады за возможность ЛЮБОМУ ученику раскрыть свои способности и талант!
---

Гимранова Диляра Ахнафовна, учитель обществознания, Уинская средняя общеобразовательная школа

Сегодняшний день для меня был необычным. Эвристическая олимпиада – это открытия внутренних потенциалов. Задания по обществознанию требуют, прежде всего, неординарного мышления, широкого кругозора, своей личной позиции к решению поставленной проблемы. Впервые задумываешься и ищешь ответы о сущности мироздания. Именно здесь можно вволю пофилософствовать. Твои новые идеи, открытия обретают целостность. Выбранный тобою путь правильный.
---

Смирнова Любовь Дмитриевна, учитель обществознания, Уинская средняя общеобразовательная школа

Сегодняшний день для меня был многообещающим т.к. несколько моих учеников сами изъявили желание принять участие в эвристической олимпиаде. Очень хотелось бы получить положительный результат, поэтому чувствовалось волнение с моей стороны. При первичном просмотре заданий выяснилось, что они направлены на высокий уровень подготовки учащихся и неординарность выполнения Вопросы оказались разными как я и ожидала. В подготовке к олимпиаде использовались различные тесты, творческие задания олимпиад прошлых лет, часть «С» экзаменационных работ ЕГЭ. Также участники олимпиады готовились, самостоятельно используя ресурсы Интернета и литературу по обществознанию.
Выполнение участниками заданий происходило самостоятельно, сначала выполнялись легкие, по их мнению задания, затем постепенный переход к сложным. Наиболее сложным для детей оказалось задание «Гемоглобин», т.к сложно было выявить уровни для доказательств. Естественно были проблемы в использовании терминологии для раскрытия тезисов. Но благодаря напряженной работе постепенно эти проблемы преодолевались, и приходило много новых идей. Наиболее удачно часть участников проявила себя в 5 задании во время небольшого исследования, составляя и задавая вопросы к разным категориям опрашиваемых. Замечаний к организаторам нет. Для себя сделала вывод, что в обучении как можно чаще использовать примерные задания для развития мышления учащихся и отстаивания своей точки зрения во время обсуждения творческих задач.
---

Лахмостов Артем, учитель информатики, МОБУ СОШ, с. Тирлянский

Моя задача в проведении данной олимпиады, была не такой уж и сложной, тем более что олимпиада была не по информатике. Все что требовалось от меня – обеспечить техническую сторону процесса проведения олимпиады. Однако это не главное.
Я видел Как дети работали. Был и нескрываемый интерес со стороны детей, и радость от удачной и оригинальной мысли. Могу с уверенностью сказать – Таких олимпиад, я еще не видел. Обычно олимпиады ассоциируются с неким экзаменом, после которого, ты уже не чувствуешь ничего кроме усталости. Эвристические олимпиады – совсем другое. Здесь участник не просто показывает свои знания. Здесь участник показывает свою способность Думать и Рассуждать. А знания… Знания, лишь помогают человеку правильно и точно изложить свои мысли на бумаге.
Мое мнение – эвристические олимпиады – мощный стимул для учеников (впрочем, полагаю, что и для преподавателей также, в какой то момент, мне самому захотелось ответить на олимпиадные задания). Не останавливайтесь и проводите их как можно чаще.
---

Громова Ольга Васильевна, зам. директора, МОУ СОШ N 35, г. Тверь

За третий день для некоторых детей это была вторая олимпиада (17.03 – немецкий язык), а ещё 19 марта практически все из участников олимпиады по обществознанию приняли участие в международном конкурсе по математике «Кенгуру». Если в прошлом году такие трудности наших школьников отпугнули, с дистанции сошли многие, то сейчас до финиша добрались все. Дети справились и с такой большой нагрузкой, и с четвертными контрольными работами, и с гриппом. Сложности возникли и с компьютерами, которые должны были переустанавливать 5 марта, а пришли только 19.03. Но благодаря опыту в организации и проведении подобных мероприятий, мы вовремя отправили все работы. Дети заинтересованы в результате, а это - главное.
---

Разин Иван Александрович, учитель истории и обществознания, МОБУ СОШ, с. Тирлянский

Странное дело, пытаться объяснить, что ты чувствуешь, о чем думаешь. Проснулся утром и подумал: только бы все получилось!
И ведь получилось! Дети то, улыбаясь, то чуть ли не плача отвечали на вопросы. Да что там «отвечали»?! Пытались понять, что они и впрямь ВСЕЛЕННАЯ. А ты (в смысле – я) в свою очередь пытался им показать, что все в их руках! Похоже, для этого и нужны подобные олимпиады, чтобы все мы понимали, Все в наших руках.
---

Губина Маргарита Владимировна, родитель, г. Заринск

Узнать знания ребёнка в области обществоведения, проверить способности мыслить в различных ситуациях. Подготовка к олимпиаде происходит хаотично, задания приходят утром, а результаты отправляем вечером, поэтому пользуемся знаниями, которые имеются в голове.
Быстро, точно и тактично.
Очень мало времени на выполнение олимпиады, знания выкладываются не полностью (не успеваем). Нашли определённые трудности с отправкой олимпиадных работ.
Я думаю, что все задания были интересными, благодаря этому участнику удалось раскрыть их.
Основной проблемой была нехватка времени, и участник преодолевал эту проблему засчёт времени отдыха.
Олимпиады выпадают на будничный день, и на её выполнение у участника остаётся максимум 4 часа.
---

Киреева Елена Валерьевна, учитель истории и обществознания, школа N 25, г. Златоуст

Ну вот, ещё одна олимпиада – пройдена!!!
Ура!!!
На этот раз, Весна!!!
Кто хочет, и не просто хочет, а может победить в олимпиаде, ЗА МНОЙ!!!
Откликнулись четыре самых смелых девчонки: Настька, Женька, Татьянка, Екатеринка!!!
- Елена Валерьевна, но праздник 8 Марта прошёл, где же мальчишки!!!
Судьба, девчонки!!!
Значит, берём, милые дамы, всю инициативу на себя. И не просто берём, а побеждаем!!!
Ведь есть пример, неоднократный победитель Евгения Стогова, которая и «сподвигла» своих одноклассниц!!!(Катя и Настя участвуют впервые!!!) Боялись, но самые первые выполнили задания!!! Класс!!! Устали, но приятно!!! Даже сами не знали, что такое можем написать!!!
Вот, что творчество с нами делает, оказывается!!!
А мы и не знали, что такое можем, ЧТО ЭТО МЫ!!!
Молодцы, девчата!!! Скоро новые пути!!! Но творчество всегда с нами!!!
С уважением, Елена Валерьевна
---

Бумаженко А. И., учитель обществознания и истории, Ариничевская СОШ, с. Ариничево

У нас есть опыт участия в интернет-олимпиадах. Мы ожидали чего-то, выходящего за рамки школьного курса. Так и было.
Особенности подготовки обычные. Начитывались. Листали в Интернете олимпиады прошлых лет. Старались не пропускать районных олимпиад.
Выполнение заданий происходило в окружении литературы и сочувствующих соклассников.
Вопросы по экономике – оно как-то ближе к суровой практике жизни. С такими вопросами проще работать.
Соединить в единое целое, казалось бы, не соединяемые – обществознание и биологию. Попыхтели!
Предложения на будущее:
организаторам – хочется заданий посложненее;
себе – читать больше дополнительной литературы;
коллегам – участвуйте, это на пользу вашим ученикам.
---

Кузнецова Ирина Александровна

Мне было очень сложно участвовать в этой программе. Я плохо знаю компьютер, я практически не знала тонкостей этой олимпиады и то, что можно было сделать заранее, я упустила время и делала все торопясь. Но мне очень понравилось знакомится с идеями на форуме. Огромное спасибо коллеге из Самары. Я уже стала применять эти задания на практике, поэтому я смогу уже без олимпиады развивать детей. Конечно, понравились сами задания. Родители наших детей очень внимательны к своим детям, и данная олимпиада дает возможность еще более объединиться родителям и детям, а у детей есть возможность почувствовать лишний раз заботу своих родителей. Не смотря на то, что я плохо знаю компьютер, я освоила несколько новых функций на компьютере, чему очень рада. Ну и то, что я одна отправила 10 работ – это моя маленькая победа. Так что возможности человека неисчерпаемы и данная олимпиада дает возможность это понять и почувствовать. Спасибо все огромное.
---

Головко Елена Алексеевна, учитель технологии, МОУ СОШ N 5, г. Ноябрьск

В качестве локального координатора я на олимпиадах "Эйдос" не в первый раз. Как всегда организация безупречна. Задания получены без опоздания. Возможно, немного усложнилось оформление работ, но в целом от прошедшего мероприятия только положительные эмоции. Как учитель хочу отметить уровень олимпиадных заданий. Подобные задания, несомненно, дают толчок для творческой активности. Надеюсь, что результаты прошедшей олимпиады нас порадуют.
---

Урбанова Софья Михайловна, методист, Лицей традиционных искусств народов Забайкалья N 38, с. Иволгинск, Республика Бурятия

Роза впервые принимала участие в эвристической олимпиаде, впервые зашла на форум. У нее появилось желание и дальше общаться в форуме. Задания олимпиады были интересными. У меня большое восхищение перед теми, кто придумывает их. Молодцы!!! При проведении этой олимпиады пришлось назначить нового руководителя, так как преподаватель Розы заболел. Но Роза – тоже молодец. Самостоятельно справилась со всеми заданиями. Была тоже проблема с интернетом. Не загружался интернет, пришлось обращаться в Сервисный центр техподдержки.
---

Рефлексия учеников >>

---

Уважаемые участники и координаторы олимпиады!

Рефлексивные материалы о проведенной олимпиаде рекомендуем вам использовать для популяризации эвристических олимпиад, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников олимпиады ваших учеников, коллег-учителей, родителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных олимпиад, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

---

Чтобы лучше подготовиться к олимпиаде, рекомендуем приобрести комплекты заданий и лучших работ призёров предыдущих олимпиад. Материалы высылаются по электронной почте. Подробности - в Электронном магазине Центра "Эйдос" - http://www.eidos.ru/shop/

Все олимпиады >>

  вверх
вверх