EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«География нашего конкурса - от Дальнего Востока до Балтики - просто потрясает»
Копылова Татьяна Владимировна, зам. директора, г. Красноярск
Интернет-школаКонкурсы и проектыДистанционная школа года2008Мнения участников
 
*

Всероссийский конкурс "ДИСТАНЦИОННАЯ ШКОЛА ГОДА"

Результаты I-го Всероссийского конкурса "Дистанционная школа года"

1-30 апреля 2009 года.

Мнения участников

Лимонникова Надежда Валентиновна, заместитель директора по НМР, учитель русского языка, литературы и истории, МОУ «Эдучанская СОШ», п. Эдучанка.

Рассказ об одном Деле.

Дело умоляло, чтобы его продолжили. Начать начали, но как-то продолжение не складывалось. А произошло это потому, что у каждого Дела должен быть хотя бы один Делатель-созидатель, который не захочет бросить его ни при каких условиях. И так бы ничего не происходило, и приунывшее Дело бы забылось и вспоминалось как прекрасный сон. Однако свершилось чудо: был объявлен Конкурс.

Дело ожило и показалось интересным не только Созидателю. Администрация сначала мало понимала, в какое Дело ввязалась. Да выполнение заданий и результаты от их выполнения сильно приглянулись. Посмотрев список участников, Администрация вообще оживилась, так как оказалось, что участвуют городские школы, а мы поселковая, и среди них выглядим неплохо. Воспряли духом.

Только Дело знало, что Администрация, теперь уже желающая развивать его дальше, достигнет всего, к чему стремится: и повышения статуса и привлекательности школы в районе, и создания программы дистанционного образования. Только Дело догадывалось о том, что Созидатель достигнет большего, что для него это будет не просто испытание, это будет нечто, затрагивающее глубоко личное, выводящее на новый уровень самовыражения.

Сам Конкурс стал неожиданным для Администрации и Созидателя. Но больше, конечно, для первого, чем для второго.
Задание «Программа» просто ошеломило, заставило задуматься. Программы писали, да не такие все они были. Много нового. Программа, которая получилась в результате, требует осмысления, чтобы её сделать действительно работоспособной и помогающей Делу и другим его собратьям.
Задание «Портфолио» ещё трудней. Мы получили его слишком поздно, поэтому, возможно, не сможем разместить его на форуме. А хотелось бы.
Задание «Урок года» - замечательное. Может быть, не совсем получилось всё как хотелось бы. Самое главное – огромная заинтересованность детей в этой новой форме занятий.

Каждое задание Конкурса – это учёба и творчество. Вроде участвуешь в Конкурсе, а на самом деле учишься и создаёшь, формируешь себя. Обучение через творчество. Это итог Конкурса. Пусть кто-то говорит, что знания – одно, творчество – другое. Их нельзя совместить, а то как бы чего не вышло на ЕГЭ. Ясно одно – нельзя давать сухие знания. Они всё равно будут прослушаны и запомнены, но не станут частью человека, если он не применит их в творческой деятельности.

Деятельность, особенно приятная для Дела, ещё один компонент. Всё познаётся в деятельности! С помощью этих двух составляющих: творчество и деятельность - можно добиться многого. Особенно это важно для развития личности. В школе на это обращают мало внимания. Учитель стремится доминировать над учеником и чаще проявляет себя в своих огромных знаниях, чем создаёт условия для учеников для их самовыражения в разнообразной деятельности.

Пока есть учителя и целые школы, которые хоть и разрозненно занимаются одним Делом, будет развиваться эвристическое дистанционное и очное образование. В таком Конкурсе можно участвовать ежегодно, и он не надоест, не наскучит, не покажется однообразным. Потому что с каждым выполненным заданием прибавляется мастерство, с каждым пройденным конкурсом узнаёшь, как много может выдумать человек интересных заданий, как беспредельна его творческая фантазия.

…Дело было довольно. Оно продолжается. Но в сознании человека крепко-накрепко утвердилось: поработал – отдохни. Хорошо, что Дело – не человек, и ему не свойственно размышлять об отдыхе. Оно продолжается. И такое Дело как это, наверное, не закончится никогда.

---
Хуртова Тамара Вячеславовна, зам. директора по НМР, МОУ лицей №7, г. Волгоград

«Разве можно мириться с собственной ИКТ-некомпетентностью?! – вот один из главных мотивов нашего участия в конкурсе», - так была сформулирована одна из целей нашего участия в конкурсе. Цитирую дальше: «Уверены: информационно-коммуникационные технологии – это возможность расширения горизонтов. Они способствуют более продуктивному освоению содержания образования; они меняют стиль жизни учителей и школьников – делают его более динамичным, современным и …качественным». Что же получилось в результате месячного дистанционного марафона?

Во-первых, действительно горизонты (образовательные, мотивационные) расширились.
Во-вторых, произошли позитивные подвижки в образе мышления относительно перспектив дистанционного образования.
В-третьих, стиль жизни участников конкурса стал более динамичным. Другой вопрос: хорошо ли это?!
А теперь посмотрим конкретно,

что ожидали
что получилось
- приобретения новых профессиональных знаний и компетенций в части дистанционного образования - получили новую для нас информацию о возможностях ЦДО «Эйдос»
- наверняка примем участие в следующем учебном году в конкурсе «Дистанционный учитель года»
- появления в своей профессиональной жизни новых единомышленников - полезным было общение на форумах. Это поле будущей профессиональной деятельности для педагогов
- опыта новой деятельности - педагогами лицея сделаны попытки интеграции очного и дистанционного обучения при реализации авторских курсов. В деятельности рождалась истина
- впервые в лицее сделали проект родительского участия в дистанционных программах
- новых разработанных в совместной деятельности образовательных продуктов: программ дистанционного обучения и портфолио достижений - особенно ценно: собственные программы

Что оказалось неожиданным? Приглашение участвовать в номинациях «Ученик года» и «Урок года». К этому были не готовы изначально, ведь выбрали базовый вариант участия. Поэтому в ученической конференции приняли участие скорее спонтанно, чем осознанно, в результате нет чувства удовлетворения, а это не мотивирует.
Более успешно было выполнено задание «Программа года». Вопросы задания актуальны и своевременны. Куда ж сегодня без информационных технологий?! С позиций профессионального развития педагогического коллектива задание вдвойне полезно, т.к. программы № 1 и 3 разрабатывались в ходе проведения проектной работы всех членов коллектива. Программа № 2 (учительская) оказалось сложнее, чем ожидали. Есть над чем подумать…

Накануне конкурса участники - мои коллеги находились, мягко говоря, в ситуации неопределенности. По правде говоря, предполагала высокую степень интерактивности конкурса. Но действительность оказалась суровее. Сработал стереотип: прислать на конкурс готовые наработки и отчет о достижениях – что может быть проще. Оказалось же, что отчетов и наработок не надо, вместо этого нужны идеи, опыт и инновационные профессиональные умения. Соединить эти три кита в стройную логическую модель оказалось делом непростым. Ой, как нескромно: стройная, логическая… А почему бы и нет! Третье место в рейтинге – это почетно.
Появилась мотивация – это главное.

Подходит к концу заключительный день конкурса. К сожалению (опять проблема времени), спешно пишется рефлексия. Но ведь главное не то, что останется на «виртуальном листе бумаги», а те профессиональные размышления и планы на будущее, которые останутся со мной, участником конкурса «Дистанционная школа года-2008».

---
Трусова Наталья Петровна, учитель информатики и локальный координатор, Усть-Ордынская средняя школа №1 им. В.Б. Борсоева.


Конкурс начался для нас стремительно в связи с тем, что мы зарегистрировались в последний момент – 8 апреля, а уже надо отправлять задание по 1 номинации, работает активно Форум. Почему мы все-таки решили участвовать? В первую очередь- активная творческая и гражданская позиция. Не все у нас получилось, но мы, и учителя, и ученики, получили столько опыта и энергии и огромное желание участвовать в будущем году.

Цели, которые мы поставили, перед собой реализовались во всех четырех номинациях. В номинации «Образовательная программа школы в части дистанционного обучения» мы выставили три программы, и когда пришли результаты выполнения задания, то мы обратили внимание на то, как поработали в этой номинации другие школы, что дало нам возможность не только сравнить, но и оценить «на предмет его соответствия личностной эвристической ориентации процесса обучения» (цитата из результатов выполнения задания №1 «Программа»). Структура Программы – это целая научная работа, которая позволила нам взглянуть на свою работу с новой точки зрения, систематизировать свою работу, работы своих детей. Эта Программа нашей школы пока не имеет никакого статуса, но с будущего учебного года планируем его реализовать с учетом опыта, который мы получили на данном конкурсе.

Нас заинтересовала номинация «Интернет-урок», хотя мы знали, что без предварительной подготовки, без прохождения курсов нам будет очень сложно, но мы решили попробовать. Спасибо организаторам и жюри, которые работали с нами в течении данного мероприятия, за их советы и терпение. Как отмечает в своем анализе учитель истории и обществознания Онхонова Ольга Андреевна:
Урок «Хочу стать президентом школы» (интегрированный по информатике и избирательному праву) был проведён 19 марта учителем информатики Трусовой Н. П. и учителем истории и обществознания Онхоновой О. А. При его разработке были заявлены следующие традиционные задачи: развитие навыков ведения дискуссии, практическое знакомство с механизмом формирования выборного органа, способствование раскрытию творческого потенциала учеников в условиях деловой игры с использованием коммуникационных технологий и т. д. Но, учитывая нетрадиционный характер урока, был сделан упор на развитие умений работы в Интернете, участия в Форуме, ведения дистанционной дискуссии.

Из всех заявленных уроков нам довелось ближе познакомиться с уроком истории Лимониковой Н. В. «XIX век, каким я его запомню» и даже принять в нём активное участие. Наши дети были участниками данного урока, выполняли предложенные задания. Можно отметить, что этот урок истории нашего коллеги по форме и содержанию был очень интересен как итоговый по всему курсу Истории России XIX века. Особенно понравилось задание по изданию Интернет-газеты, хотя оно и вызвало некоторые затруднения у учащихся. Именно такие задания соответствуют развитию личностного восприятия учебного материала, т. е. целям дистанционного образования.

По окончании этого конкурса следует признаться, что хотя он и потребовал от нас значительного напряжения сил, учитывая плотный график работы по плану в школе, мы получили некоторую ясность по структуре, планированию и организации Интернет-уроков, самое главное – представление о возможностях использования Интернета не только как неограниченного информационного ресурса, но и средства непосредственной организации урока. А значит, мы ещё на один шаг приблизились к дистанционному образованию, за которым, вполне возможно, будущее образования.»

В Всероссийской научной конференции наши дети участвуют во второй раз. На данной конференции 6 работ засчитали вне конкурса за плагиат и была разъяснена детям, почему?. Очень сильно. В своих рефлексиях эти дети, например, Просвирнина Оля отметила «Я думаю, что в следующий раз я буду более самостоятельно делать работу». Научное и исследовательское направление конференции, и участие на Форуме вызвали большой интерес, особенно работа Оппонентами – удачная находка. Рефлексия наших детей только положительная, почти все отмечают активную работу на Форуме, и заработанные звездочки и звания, и конечно, своих Оппонентов.
Мы очень ждали номинации «Портфолио», но когда пришло задание, то мы испытали «шок». «Портфолио» - это портфель достижений, и в нашей школе они есть, и по линии частности дистанционного образования, но мы не смогли раскрыть это, хотя идея – эта перспективная. Портфолио документов, портфолио работ и портфолио отзывов. В школе мы каждому ученику, который участвует в дистанционном мероприятии дарим его работу, для того чтобы он показал своим родителям. Портфолио отзывов – тоже находка, действительно, после того как родители прочитают его работу пусть напишут отзыв. Мы применим данную технологи, но папку сделаем одну «Портфолио ученика». В школе мы применяем «Портфолио по предметам».

Заканчивая статью, хотим отметить: мы рады, что участвовали в конкурсе «Дистанционная школа года 2008». Тот опыт работы, а самое главное общение с ведущими преподавателями школы «Эйдос», позволило нам организовать группу, пусть и небольшую, но заинтересованную в дистанционном образовании. В этом отношении школа только выиграла. Ведь «личностная эвристическая ориентация обучения» нужна не только ученику, но и учителю. Спасибо вам.
---

Алсаева Наталья Сергеевна, учитель начальных классов МОУ "Начальная общеобразовательная школа 14", г.Шелехов

Когда я узнала, что организуется дистанционный конкурс среди школ, я подошла к директору школы с предложением принять участие. Но это моё предложение осталось без внимания. Тому, я считаю, было несколько причин. Но главная заключалась в том, что у школы не было опыта дистанционной работы, именно такой, какую ведёт ваш Центр, Центр дистанционного образования «Эйдос». Участие в дистанционных конкурсах, которые мы показали в своем портфолио, очень отличаются от тех, что проводите вы. Не получив поддержку, я решила отойти в сторону.

Но как же была приятно удивлена, когда 6 апреля, вечером, у себя на почте обнаружила ваше письмо-приглашение к участникам ДУГ-2007, чтобы мы организовали участие школ в конкурсе. Проанализировав свои силы, т.к. понимала, что почти всё ляжет на мои плечи, утром решительно зашла в кабинет директора. Выслушав внимательно мои доводы, Любовь Яковлевна пригласила заместителей. После споров и раздумий, администрация дала согласие. Срочно вышли с предложением на председателя Совета родителей. Он разрешил нам на наше участие и даже выделил деньги, чтобы мы могли заплатить взнос. Вот так, в один день решили принять участие в конкурсе. Для нас победа не является главным, т.к. понимаем, что для победы нет у нас достойнейших материалов и побед. Но участие в конкурсе такого масштаба оно нас обязательно научит многому. На это мы и надеялись, когда шли на конкурс и эти наши надежды оправдались. В частности лично я сама, как локальный координатор, многое для себя взяла и поняла, как ещё многому надо научиться, чтобы быть на вершине.

На первом же совещании мы познакомили педагогов с условиями конкурса, пригласили всех учителей принять участие, но, к сожалению, откликнулись немногие. Даже среди тех немногих нашлось всего 2 человека, которые представили свою программу учителя – Гросс Эльмира Риксановна (3 место) и Демьянова Наталья Петровна (6 место). 2 учителя – Косенкова Галина Александровна и Черкашина Татьяна Ивановна согласились выступить со своими детьми в работе ученической конференции. Гросс Эльмира Риксановна нашла родителей, давших согласие на подготовку родительской программы – родители Цомая Медеи Марина Константиновна и Тенгиз Георгиевич (1 место). Мы очень рады этим результатам.
Зам.директора по УВР Н.И.Клепко подготовила сводную участия детей в разных конкурсах. Данные по участию в мероприятиях «Эйдоса» были у меня. Получение заданий, оформление, пересылка, помощь в работе конференции, форумов – это всё было на мне. К великому сожалению, последние, главные части работы не удались по разным причинам. Очень мало мы успели поработать на форуме ученической конференции. Смогли выйти на адрес только в понедельник после обеда и поработали чуть-чуть во вторник. Но даже эти несколько мгновений принесли девчонкам, да и взрослым массу впечатлений – для них это было в новость. Я сразу себя вспомнила, когда увидела и них детский восторг от того, что написанное появляется на экране. И это несмотря на то, что наши первые послания шли к модератору и на экране не появлялись. Но мы всё равно писали и писали, и даже ответили на вопросы г.Короля. Как же мы обрадовались, когда почти все наши записи появились на экране. Но, к сожалению, именно ответ г.Королю почему-то не показался.

Сегодня на форуме увидела выложенные портфолио участников. Все разные. Наша заготовка была представлена в оргкомитет в виде таблицы. К сожалению, мы не смогли представить копии дипломов, сертификатов, грамот, творческих работ учащихся и педагогов. Их просто не оказалось в копилке заместителя директора. Грамоты все розданы, не сделаны копии, работы никогда не собирались. Чтобы это всё собрать, подготовить, нужно больше чем 1 день, поэтому мы решили сделать только сводную участия и достижений.

Несмотря ни на что, я считаю, что мы очень хорошо сделали, приняв участие в конкурсе. Даже если мы на последнем месте, мы многое для себя взяли. На будущее постараемся не допускать таких ошибок, будем и начнём готовиться заранее.
Во время конкурса не обошлось без трудностей, они были самые разные – от того, что не могу привлечь педагога к участию в конкурсах до разных технических вопросов. В школе нет кабинета информатики и, соответственно, учителя информатики тоже нет. Есть точка выхода в Интернет, но она находится в библиотеке школьной. Именно в этот период наш библиотекарь, ответственная за выход в Интернет, была на курсовой подготовке. Хорошо, если после курсов забегала в школу, тогда мы имели возможность поработать, как это и случилось с конференцией.

Очень печально, что не смогла администрацию убедить на разработку программы развития школы в дистанционном образовании учащихся младших классов. Читали в результатах программу школы №1 – фундаментально!!! Молодцы! Мы очень рады, что наши земляки очень достойно выступают.

---
Плеханова Людмила Александровна, зам. директора по информатизации образовательного процесса МОУ МУК г. Лабытнанги.

Необходимо подвести итог. Рефлексия...что это... Обычно я своим ребятам говорю «...опишите свои чувства и ощущения, которые возникли в результате вашей работы...». Сказать проще всего, а вот осмыслить и описать не так уж и просто, столько проносится в голове мыслей...не забыть бы их все переложить на бумагу...
С одной стороны ощущается радость, что наконец-то всё закончилось...
С другой стороны какое-то чувство печали что-ли, что закончился и этот этап в нашей работе...

Самое главное, что хотелось бы сказать, так это то, что решив принять участие в этом конкурсе, я поставила перед собой одну цель — это завершающий этап экспериментальной деятельности нашего образовательного учреждения по апробации и внедрению дистанционных форм и методов обучения на основе сетевых технологий в образовательный процесс, т.е. подвести итог работы, а в результате получила значительно больше:

во-первых, это Портфолио учреждения, которое аккумулирует всю деятельность МОУ МУК по четырехлетней работе над проблемой внедрения ДО в образовательный процесс, конечно оно ещё в сыром виде и я его должна доработать, т.к. временные рамки не позволили включить в него рефлексии всех участников дистанционных мероприятий, а только рецензии и отзывы дистанционных преподавателей, а хотелось бы, чтобы там были рефлексии учеников, учителей и конечно мои, как локального координатора (интересно проследить и сделать выводы);

во-вторых, это общение на форумах с другими участниками и сравнение своих взглядов и их на проблемы ДО;

в-третьих, что самое важное, намечена перспектива работы учреждения, написана Образовательная программа по внедрению ДО в образовательный процесс МОУ МУК, которая также нуждается в доработке и станет частью Программы развития нашего учреждения на следующие пять лет и позволит не сократить учреждение, а наоборот выведет на новый уровень, возможно мы тоже станем работать не только как Ресурсный центр по ДО, но и как Центр ДО со своими дистанционным курсами, а может и дистанционной профессиональной подготовкой.
Как видите, вольно или невольно, но ваш конкурс подвиг на значительную перестройку моего сознания как администратора, а значит произойдет перестройка сознания и моих подчиненных...))).
Удачи вам во всех ваших начинаниях, с удовольствием примем дальнейшее участие в работе Центра ДО «Эйдос» и Научной школы А.В. Хуторского!

---
Хожаинова Светлана Анатольевна, зам. директора по информатизации образовательной деятельности МОУ «Приобская средняя общеобразовательная школа» г.п. Приобье

Конкурс закончился… Мы искренне думали, что участие в этом конкурсе для нас не будет большим затруднением, так как у школы имеется опыт дистанционного обучения, достигнуты неплохие результаты.

Без труда убедила директора принять участие в конкурсе, так как наш директор – человек творческий, с воодушевлением берется за все новое. Для участия была создана команда, в основном из учителей информатики. С участием получилось совсем не то, что планировалось. Из всех участников команды реально работала над заданиями я одна, так как в это же самое время школа участвовала одновременно в нескольких дистанционных проектах, защищала программу развития на Грант Президента России, готовилась к участию в международном конгрессе, все готовились к дню открытых дверей и т.д. Все остальные участники конкурса были заняты в других мероприятиях. Очень хотели, чтобы школа участвовала в еще одной номинации, «Ученическая конференция», но, к сожалению, с учениками работать было уже некому. Хотя дети хотели участвовать. Результаты превзошли все ожидания. Мы поучаствовали в двух номинациях с хорошими, на мой взгляд, результатами.

С воодушевлением взялась за выполнение задания «Программа». Опыт написания программ у меня был, но предложенная организаторами структура отличалась от общепринятых. Итог работы - Программа школы в части дистанционного обучения заняла 2 место в рейтинге. Настроение поднялось, поняла, что есть еще порох в пороховницах. Получилась реальная программа, по которой мы теперь можем работать в следующем учебном году. Очень понравилась программа школы № 1 г. Шелехова. Составлена профессионально. Сразу видно, что над ней работал человек с большим опытом дистанционной работы. Когда узнала, что автор Шерстова Е.В. является менеджером Центра «Эйдос», все сразу стало понятно.

Сильно озадачило задание «Портфолио». И, судя по отзывам, не меня одну. Воодушевления сразу поубавилось. Долго не могли разобраться с таблицей. Обращалась к методистам, заместителю директора по методической работе, организаторам конкурса. Почти никто не смог толком разъяснить суть задания. В результате сделала так, как сама поняла. Пятое место в общем рейтинге – тоже неплохой результат. Заодно познакомились с Портфолио других участников. Взяли на вооружение некоторые положительные наработки. Например, мы не помещали в Портфолио отзывы, а теперь непременно будем это делать.

Очень интересно было участвовать в форумах. Единственный минус – мало выступлений участников. Темы, предложенные для обсуждения, были трудные. Наша школа только начинает работать по направлению дистанционного обучения, опыта маловато. Хотелось бы познакомиться с опытом школ, которые имеют наработки в этих вопросах. Мы регулярно участвуем в эвристических олимпиадах. В этом году есть даже дипломаты. Детям очень нравится участвовать, а вот педагогов привлечь трудно.

Думаю, что конкурс оказался очень полезным всем участникам. Я – не исключение. Теперь я более четко представляю себе, что такое дистанционное обучение. Есть реальный продукт моей деятельности – Программа. Думаю, что наша школа в дальнейшем продолжит участие в подобных конкурсах. Будем привлекать педагогов и учащихся, готовиться заранее.

Желаю всем участникам конкурса и организаторам дальнейших успехов, сотрудничества, новых идей и оптимизма!
---

Уважаемые участники и координаторы педагогической практики!

Рефлексивные материалы о проведенной практики рекомендуем вам использовать для популяризации данного проекта, не забывая указывать источник: <Центр дистанционного образования "Эйдос", http://www.eidos.ru; е-mail: info@eidos.ru>.

Желательно познакомить с рефлексивными мнениями участников педагогической практики ваших коллег-учителей и всех желающих. Можно опубликовать эти мнения или выдержки из них в вашем периодическом бюллетене дистанционных проектов, в школьной стенгазете, в кабинете информатики или в другом учебном кабинете, в учительской, в методкабинете, на школьном новостном стенде.

Проекты и конкурсы >>

  вверх
вверх