Андрей Викторович Хуторской
- директор Центра дистанционного образования «Эйдос»,
- доктор педагогических наук, профессор,
- член-корреспондент Российской академии образования,
- академик Международной педагогической академии,
- академик Международной славянской академии образования им. Я.А. Коменского,
- основатель и руководитель Научной школы человекосообразного образования.
Биография
Родился 6 октября 1959 г. в г. Сокольники Тульской обл.
1976 - Окончил школу № 14 г. Калуги.
1981 - Окончил Калужский государственный педагогический институт им. К.Э. Циолковского по специальности учитель физики и математики.
1981-1984 - Учитель и завуч Сашкинской средней школы Ферзиковского района Калужской обл.
1984-1986 - Учитель школы №6 г. Калуги.
1985-1986 - Аспирант-годичник аспирантуры НИИ СиМО АПН СССР.
1986-1989 - Преподаватель Орехово-Зуевского педагогического института.
1989-1990 - Учитель физики и естествознания, зав. кафедрой научно-естественного цикла школы № 734 Центра воспитания гармоничной и социально активной личности АПН СССР, г. Москва.
1990-1992 - Зам. директора по экспериментальной работе Центра комплексного формирования личности АПН СССР. Руководитель авторской школы, п. Черноголовка Московской обл.
1992-1997 - Директор Школы свободного развития, п. Черноголовка Московской обл.
1995-1998 - Докторант и преподаватель кафедры педагогики Московского педагогического университета.
1998 - по настоящее время - Директор Центра дистанционного образования "Эйдос".
1998-2011 – Зав. отделом проблем дидактики и психологии, зам. директора по научной работе, зав. лабораторией методологии общего среднего образования Института содержания и методов обучения РАО.
2011 - по настоящее время - Директор Центра дистанционного образования «Эйдос».
Основные достижения и деятельность
А.В. Хуторской - основатель новых научных дисциплин:
- Дидактическая эвристика.
- Дидактическая инноватика.
- Новая история педагогики.
- Палеопедагогика.
- Славянская педагогика
- Педагогика русского космизма.
- Педагогическая футурология.
Обосновал и ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования. Автор Доктрины образования человека в Российской Федерации (2014).
Разработал педагогические основы педагогики русского космизма. Построил модель Школы русского космизма.
Разработал теорию и методику компетентностного обучения, в которой разделил компетенции (внешние нормы) и компетентности (внутренние качества человека).
Разработал метапредметный подход, создал и экспериментально реализовал ряд учебных метапредметов: "Числа", "Культура", "Мироведение", "Слово", "Естествознание", "Информатика".
Создал дидактическую эвристику – теорию и технологию креативного обучения, развития одарённости средствами учебных предметов. На её основе разработал методику эвристического обучения.
Участник разработки концепции школьных образовательных стандартов (2002-2004), Программы модернизации отечественного образования, профильного обучения, широкомасштабного эксперимента, концепции 12-летней школы.
Создал педагогику личностно-ориентированного дистанционного образования и реализовал ёё на практике на основе сотен дистанционных проектов для педагогов и школьников, в том числе Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года" (проводится с 1999 года).
Разработал и внедрил модель распределенного обучения - Центр дистанционного образования «Эйдос» (eidos.ru), который проводит курсы в Москве и Санкт-Петербурге, курсы профессиональной переподготовки с выдачей дипломов установленного образца, дистанционные эвристические олимпиады, конференции, конкурсы, проекты для школьников и педагогов.
Основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад (проведено около 700 олимпиад, более 250 тыс. участников).
Организатор распределённой деятельности Научной школы человекосообразного образования, которая ежегодно проводит более 100 семинаров, конференций, курсов повышения квалификации.
Член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.
Член диссертационного совета Д 212.085.01 при Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского.
Председатель Учёного совета Института образования человека.
Главный редактор интернет-журнала «Эйдос», Вестника Института образования человека (входят в РИНЦ).
Автор и редактор более 1300 работ в области педагогики, дидактики, методологии образования, инновационных методик и технологий обучения. Наиболее известные книги: «Педагогика» (2019); «История педагогики» (2022); «Методология педагогики» (2014); «Современная дидактика» (2001, 2007, 2021); «История дидактики» (2021); «Педагогическая инноватика» (2007, 2008, 2010); «Дидактическая эвристика» (2004); «Основы обучения: Дидактика и методика» (в соавторстве с В.В. Краевским, 2007-2008); «Эвристическое обучение» (1998; 2010-2012; 2020), «Развитие одарённости школьников» (2000); «Метапредметный подход в обучении» (2012); «Интернет в школе» (2000); «Информатика и ИКТ в начальной школе» (в соавторстве с Г.А. Андриановой, 2009); «Методика личностно-ориентированного обучения» (2005); «Доктрина образования человека в Российской Федерации» (2015); «Функциональная грамотность в образовании» (2023).
Видеопрезентация научных достижений Хуторского А.В. в педагогической инноватике (3 мин).
Почётный работник общего образования Российской Федерации (2002).
Действующий лидер Российского индекса научного цитирования - 1 место в рейтинге РИНЦ среди 96 тысяч авторов – педагогов России. Входит в число ведущих учёных России (более1 млн. человек). На 2024 год индекс Хирша - 82.
Женат, есть дочь. Увлечения – путешествия, фотография, видеосъемка, рыбалка, кандидат в мастера спорта по пулевой стрельбе.