21 апреля 2018
Школа, согласно этим законам, является местом счастья для учеников.
<div><b>А.В. Хуторской</b></div>
<div><i>
<br />
</i></div>
<div><i>Ньютону яблоко упало на голову и он открыл закон всемирного притяжения. Яблоки многим падали на голову, но закон открыл именно он. Почему? Потому, что думал над этим явлением.</i></div>
<div><i>
<br />
</i></div>
<div><i>Думал я думал над законами педагогики, читал других учёных. И вот к чему пришёл.</i></div>
<div>
<br />
</div>
<div>У педагогики имеются свои законы разных уровней. Назову те из них, которые имеют наиболее общий характер. Данные законы открыты нами благодаря анализу явлений образования человека.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>В основе законов лежат следующие диагностируемые и подтверждаемые факты, присущие образовательному и педагогическому процессам:</div>
<div>
<br />
</div>
<div>1) человек в образовании реализует себя; даже повторяя других, или выполняя указания педагога, ученик проявляет именно свою сущность;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>2) человек реализует себя не случайным образом и не произвольно, истоки его самореализации, как и индивидуальности находятся в программных установках его рода, являющегося исторически существующим организмом;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>3) каждый человек в своём образовании осваивает культуру и продуцирует её элементы в меру своих возможностей; продуктивность образования напрямую связана с педагогической ориентацией на неё;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>4) то, ради чего происходит образование человека, определяется ориентирами наибольшей части людей, а именно – их счастьем, благополучием, здоровьем, из чего следует главная цель педагогики – обеспечить реализацию данной задачи; наибольший успех в этом отношении имеют гуманистически ориентированные педагогические системы и технологии;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>5) образование человека, его рода и человечества происходят не изолированно от окружающего мира, а наоборот, зависят от него; данная зависимость включается в основу педагогического процесса, который в любом своём проявлении затрагивает соответствие человека и Вселенной.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>Перечисленные основания позволяют сформулировать соответствующие законы, имеющие характер наиболее общих существенных, объективных, устойчиво повторяющихся отношений между образовательными и педагогическими процессами.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Первый закон педагогики: закон самореализации человека.</h3>
<div>Согласно данному закону смысл образования человека состоит в его самореализации по отношению к заложенной в нём миссии. Человек сам реализует себя. В этом смысл образования и на это направлен педагогический процесс. Чтобы ученик реализовал себя, свою индивидуальность, свои таланты и потенциал, ему предоставляется возможность выбора деятельностей, содержания образования, создаваемых результатов, осознания учебных достижений и планирования новых.</div>
<div>Закон формулируется следующим образом: педагогическая ориентация на выявление миссии ученика в процессе его образования определяет его самореализацию.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Второй закон педагогики: закон наследования рода человеческого.</h3>
<div>Человек – воплощение своего рода – конкретного протяженного во времени исторического организма, включающего жизни его предков. Все рода человека представляют собой единый общий конгломерат человеческого рода, который имеет свою миссию на Земле и во Вселенной. Как жило человечество, так и живёт каждый его представитель. Поэтому каждый человек есть наследник своего рода, своего народа, всего человечества. Данный закон педагогики гласит: образование каждого ученика влияет на образование и наследование его рода. Педагогический процесс, обеспечивающий образование одного человека имеет прямое влияние на образование всех родов человечества и их преемственности. Между образованием одного человека и явлениями жизни всего человечества существуют устойчиво повторяющиеся отношения. Особенности одной жизни претворяются в каждом поколении и в каждом человеке. Отношения между родом и человеком определяются педагогическим процессом.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Третий закон педагогики: закон воспроизводства и приращения культуры.</h3>
<div>Каждое новое поколение не только наследует культуру, но и развивает её. Продуктивность образования имеет статус закона, согласно которому каждый человек через своё образование актуализирует развитие новых культурных ценностей и достижений. Закон педагогики: образовательный результат ученика определяет воспроизводство и приращение культуры.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>Следствием данного закона выступает принцип продуктивности образования: любой образовательный результат ученика оформляется как продукт его деятельности. По внешним качествам продукта диагностируются и оцениваются личностные качества и приращения ученика.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Четвёртый закон педагогики: закон благосостояния и счастья людей.</h3>
<div>Задача образования – привести человека к личному счастью и счастью всех людей. Закон педагогики заключается в достижения счастья всех людей через счастье каждого. Педагогический закон звучит следующим образом: основным показателем успеха образования выступает уровень счастья учеников, который зависит от направленности педагогического процесса.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>Школа согласно этому закону является местом счастья для учеников. Повторяющимися отношениями внутри образовательного процесса выступают организованные мотивированные педагогически деятельности учеников, соответствующие их возможностям – индивидуальным, возрастным, гендерным, иным.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Пятый закон педагогики: закон Вселенской предназначенности образования человека.</h3>
<div>Миссия человека во Вселенной предопределена самой Вселенной, её глобальным мировым запросом. Современной науке, в том числе педагогике, предстоит понять и выполнить свои задачи по выявлению предназначения человека во Вселенной и реализации этого предназначения. То, что такое предназначение существует, следует из наличия связи между человеком и космосом, в том числе, из закона взаимосоответствия микро- и макрокосма. Закон педагогики гласит: включение в педагогический процесс вселенского масштаба задач связывает целевые ориентиры ученика со вселенским смыслом его деятельности. Из данного закона следует педагогический принцип отношения к образованию каждого человека как образованию всей Вселенной.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>
<h3>P.S.</h3>
</div>
<div>1. Школа, согласно этим законам, является местом счастья для учеников.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>2. Родитель, именно ты являешься первым педагогом своего ребёнка. Такую задачу тебе определила Вселенная и твой род.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>3. Учитель, если ты будешь строить свои уроки на основе этих законов, твои ученики и их дети будут благодарны тебе всю свою жизнь.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>4. Методист, если ты в основу своих разработок положишь эти законы, ты поможешь многим учителям и их ученикам стать счастливыми и успешными.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>5. Учёный, проанализируй эти законы и дай им оценку в своём исследовании. Педагогика ждёт от тебя открытия новых закономерностей и законов.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>6. Чиновник, если ты будешь управлять образованием на основе этих законов, то получишь больше, чем деньги. Ты получишь бонус от Вселенной для всего твоего рода.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>7. Педагоги, какое бы обучение вы не вели, очное или цифровое, оно направлено на образование человека. И происходит в соответствии с законам педагогики. Проверьте, соответствует ли то, что вы делаете, законам педагогики.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>--</div>
<div><i>Для ссылок:</i></div>
<div>
<br />
</div>
<div>Хуторской А.В. <b>Пять главных законов педагогики</b> [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 07.04.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0407/</div>
<div>
<br />
</div>
<div>#научнаяшколахуторского #педагогика #законыпедагогики #эйдос #eidos
<br />
<br />
<h3><hr/></h3>
<h3>
<br />
Отклики</h3>
</div>
<div>
<br />
"Вы станете 6 педагогом, изменившим мировоззрение людей во всем мире", - <b>Марина Салтыкова.</b></div>
<div>
<div>
<br />
</div>
<div>"Педагогика перестанет быть наукой если ее предметом не будут законы образования, но не каждому дано их открыть. Вы А.В. и есть избранный Богом. Здоровья Вам и успехов!", - <b>Мухиддин Хайруддинов.</b></div>
<div>
<br />
</div>
<div>"Оригинально и актуально. Просто в понимании, но имеет глубокий смысл. Спасибо!", - <b>Наталья Черткова</b>.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>"В PS все написано верно, лаконично и в то же время емко. Приятно , что есть педагоги , которые находят время размышлять, в наше скоро бегущее время", - <b>Диля Миндиярова</b>.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Дискуссия</h3>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев: </b>Могут ли в педагогике быть законы? Не противоречат ли законы принципу человекосообразности образования?</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Каждая наука, а педагогика - наука, доходит до своих законов на определённом периоде развития. Законы не обязательно имеют математическую формулу. Какая наука, такие и законы. </div>
<div>Законы педагогики не противоречат принципу человекосообразности. Педагогика - наука об образовании человека.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев: </b>Насколько я знаю, законосообразность качество неживой материи, в живом мире нет места законам. Все закономерности носят статистический характер. В этом и была основная ошибка Маркса, который решил, что ход истории носит объективный характер. </div>
<div>Если с этой точки зрения посмотреть на Ваши "законы", то Вы - марксист. :) Тем более, когда речь идет о педагогике как сфере по работе с детьми.</div>
<div> <b>
<br />
</b></div>
<b> </b>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Законы в живой материи существуют. Просто, это другого рода законы. Следует сказать, что и само отличие живого и неживого - не является очевидным. Понятие жизни не определено однозначно. </div>
<div>Так же и в педагогике, несмотря на субъектность многих педагогических процессов, законы существуют и носят иной характер и решают иные задачи, нежели в науках, исследующих статистические процессы.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев:</b> Трудно спорить с доктором педагогических наук и академиком в сфере образования. Просто хочется понять, о чем идет речь в открытых Вами законах с практической точки зрения. </div>
<div>Например, разобраться какая ценность из, допустим 4-х, в педагогике главная: истина, добро, польза или красота. </div>
<div>С Вашей точки зрения, получается Добро, т.к. первый закон требует подчинить все процессу самореализации, т.е. развития человека: от зависимости через независимость к взаимозависимости (С. Кови "7 навыков высокоэффективных людей". Вы утверждаете, что это закон, т.е. отношение, которое носит объективный характер, не зависит от воли субъекта и объекта педагогического процесса. Но это не так фактически. Ни современный учитель, ни тем более, родители и ученики не ставят такой задачи. Ребенок не созрел, родители, в большинстве своем не доросли, а учителям за это не платят, даже если они созрели до такой постановки вопроса.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Понятие ценности - не характерно для науки. В науке есть объект, предмет, функции, задачи и т.п. </div>
<div>Но если всё же попытаться сформулировать, то главная ценность в педагогике - человек. А ценности истины, добра и красоты - это уже ценности человека, а не педагогической науки. </div>
<div>Ребёнок, родители и учителя могут соблюдать или не соблюдать законы педагогики. Просто, если их соблюдать, то будет происходить то, на что данные законы ориентированы. </div>
<div>И ещё, данные законы, как и любые другие, имеют свои границы, область применимости. Это, прежде всего, человекосообразный тип образования, вселенское понимание образования.</div>
<div>Я хочу также сказать, что понятие закона в педагогике нуждается в исследованиях.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев:</b> Благодарю. Последнее замечание о законах много объясняет. Действительно, тут надо покопаться еще. То же самое про границы применения. Но тогда речь идет об аксиомах и теоремах, а не законах. Например, я тоже верю, что в этом мире есть Замысел (аксиома 1) и у каждого человека есть в этом Замысле роль (миссия) (аксиома 2). </div>
<div>Правда, не понял про науку. В науке уж точно главная ценность - это Истина. Наука "производит" Истину.</div>
<div>Что "производит" педагогика как деятельность? Человека? Смело! НО мне кажется, что все-таки педагогика человека развивает. Грубо говоря, от человека к личности. Является ли развитие от личности к сущности педагогикой? Трудно сказать... Но на этом пути человек точно не является главной ценностью. На этом пути многие жертвуют своей жизнью. Ради чего? Вопрос.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Закон в педагогике больше чем закон. Это ещё и флаг. Поэтому, даже имея в себе лишь аксиоматичность, всё равно он называется законом. Чтобы был флаг. </div>
<div>Педагогика как наука производит педагогический процесс, его основы.</div>
<div>Человека производит образование - т.е. образовательный процесс. Это разные процессы.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев: </b>Понял в чем дело. Я рассматривая педагогику как деятельность, далекую от науки, т.е. ДРУГУЮ деятельность. А Вы как науку. Правда непонятно почему в этом случае педагогика производит процесс. Но это уже детали. Мы рассуждаем о разном: я - о сфере деятельности как целом, вы - педагогической науке как части. Интересно ваше разделение педагогики и образования. Но мне тогда непонятно что такое самообразование.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев:</b> Закон как флаг? Симпатично. Но я инженер по образованию. Мне всегда трудно было понять гуманитариев. Что может быть выше закона? Границы его применения. Т.е. более общий закон. Например, философский. Может Вы открыли законы философии педагогики?</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович:</b> Я пришел к выводу, что существует пять основных толкований педагогики:</div>
<div>1. Педагогика как практика.</div>
<div>2. Педагогика как искусство. </div>
<div>3. Педагогика как инженерия. </div>
<div>4. Педагогика как наука. </div>
<div>5. Педагогика как учебный предмет.</div>
<div>Педагогической практикой занимается практически каждый человек, который общается с другими с целью их обучения или воспитания. Педагогическое искусство доступно уже не каждому, а педагогам-мастерам. Педагогическую инженерию представляют педагогические системы, технологии, например, система Аристотеля, метод Сократа и др. Педагогика как наука занимается исследованием сущности образования человека, выявлением его закономерностей, построением понятийного аппарата. В учебном предмете мы осваиваем основные положения педагогики как науки, и учимся применять её инструментарий.</div>
</div>
<div>
<br />
Продолжение дискуссий в Фейсбуке на <a href="https://www.facebook.com/akhutorskoy" target="_blank" >аккаунте автора</a>.
<br />
</div>
<div>
<br />
</div>
<div><i>
<br />
</i></div>
<div><i>Ньютону яблоко упало на голову и он открыл закон всемирного притяжения. Яблоки многим падали на голову, но закон открыл именно он. Почему? Потому, что думал над этим явлением.</i></div>
<div><i>
<br />
</i></div>
<div><i>Думал я думал над законами педагогики, читал других учёных. И вот к чему пришёл.</i></div>
<div>
<br />
</div>
<div>У педагогики имеются свои законы разных уровней. Назову те из них, которые имеют наиболее общий характер. Данные законы открыты нами благодаря анализу явлений образования человека.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>В основе законов лежат следующие диагностируемые и подтверждаемые факты, присущие образовательному и педагогическому процессам:</div>
<div>
<br />
</div>
<div>1) человек в образовании реализует себя; даже повторяя других, или выполняя указания педагога, ученик проявляет именно свою сущность;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>2) человек реализует себя не случайным образом и не произвольно, истоки его самореализации, как и индивидуальности находятся в программных установках его рода, являющегося исторически существующим организмом;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>3) каждый человек в своём образовании осваивает культуру и продуцирует её элементы в меру своих возможностей; продуктивность образования напрямую связана с педагогической ориентацией на неё;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>4) то, ради чего происходит образование человека, определяется ориентирами наибольшей части людей, а именно – их счастьем, благополучием, здоровьем, из чего следует главная цель педагогики – обеспечить реализацию данной задачи; наибольший успех в этом отношении имеют гуманистически ориентированные педагогические системы и технологии;</div>
<div>
<br />
</div>
<div>5) образование человека, его рода и человечества происходят не изолированно от окружающего мира, а наоборот, зависят от него; данная зависимость включается в основу педагогического процесса, который в любом своём проявлении затрагивает соответствие человека и Вселенной.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>Перечисленные основания позволяют сформулировать соответствующие законы, имеющие характер наиболее общих существенных, объективных, устойчиво повторяющихся отношений между образовательными и педагогическими процессами.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Первый закон педагогики: закон самореализации человека.</h3>
<div>Согласно данному закону смысл образования человека состоит в его самореализации по отношению к заложенной в нём миссии. Человек сам реализует себя. В этом смысл образования и на это направлен педагогический процесс. Чтобы ученик реализовал себя, свою индивидуальность, свои таланты и потенциал, ему предоставляется возможность выбора деятельностей, содержания образования, создаваемых результатов, осознания учебных достижений и планирования новых.</div>
<div>Закон формулируется следующим образом: педагогическая ориентация на выявление миссии ученика в процессе его образования определяет его самореализацию.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Второй закон педагогики: закон наследования рода человеческого.</h3>
<div>Человек – воплощение своего рода – конкретного протяженного во времени исторического организма, включающего жизни его предков. Все рода человека представляют собой единый общий конгломерат человеческого рода, который имеет свою миссию на Земле и во Вселенной. Как жило человечество, так и живёт каждый его представитель. Поэтому каждый человек есть наследник своего рода, своего народа, всего человечества. Данный закон педагогики гласит: образование каждого ученика влияет на образование и наследование его рода. Педагогический процесс, обеспечивающий образование одного человека имеет прямое влияние на образование всех родов человечества и их преемственности. Между образованием одного человека и явлениями жизни всего человечества существуют устойчиво повторяющиеся отношения. Особенности одной жизни претворяются в каждом поколении и в каждом человеке. Отношения между родом и человеком определяются педагогическим процессом.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Третий закон педагогики: закон воспроизводства и приращения культуры.</h3>
<div>Каждое новое поколение не только наследует культуру, но и развивает её. Продуктивность образования имеет статус закона, согласно которому каждый человек через своё образование актуализирует развитие новых культурных ценностей и достижений. Закон педагогики: образовательный результат ученика определяет воспроизводство и приращение культуры.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>Следствием данного закона выступает принцип продуктивности образования: любой образовательный результат ученика оформляется как продукт его деятельности. По внешним качествам продукта диагностируются и оцениваются личностные качества и приращения ученика.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Четвёртый закон педагогики: закон благосостояния и счастья людей.</h3>
<div>Задача образования – привести человека к личному счастью и счастью всех людей. Закон педагогики заключается в достижения счастья всех людей через счастье каждого. Педагогический закон звучит следующим образом: основным показателем успеха образования выступает уровень счастья учеников, который зависит от направленности педагогического процесса.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>Школа согласно этому закону является местом счастья для учеников. Повторяющимися отношениями внутри образовательного процесса выступают организованные мотивированные педагогически деятельности учеников, соответствующие их возможностям – индивидуальным, возрастным, гендерным, иным.</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Пятый закон педагогики: закон Вселенской предназначенности образования человека.</h3>
<div>Миссия человека во Вселенной предопределена самой Вселенной, её глобальным мировым запросом. Современной науке, в том числе педагогике, предстоит понять и выполнить свои задачи по выявлению предназначения человека во Вселенной и реализации этого предназначения. То, что такое предназначение существует, следует из наличия связи между человеком и космосом, в том числе, из закона взаимосоответствия микро- и макрокосма. Закон педагогики гласит: включение в педагогический процесс вселенского масштаба задач связывает целевые ориентиры ученика со вселенским смыслом его деятельности. Из данного закона следует педагогический принцип отношения к образованию каждого человека как образованию всей Вселенной.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>
<h3>P.S.</h3>
</div>
<div>1. Школа, согласно этим законам, является местом счастья для учеников.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>2. Родитель, именно ты являешься первым педагогом своего ребёнка. Такую задачу тебе определила Вселенная и твой род.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>3. Учитель, если ты будешь строить свои уроки на основе этих законов, твои ученики и их дети будут благодарны тебе всю свою жизнь.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>4. Методист, если ты в основу своих разработок положишь эти законы, ты поможешь многим учителям и их ученикам стать счастливыми и успешными.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>5. Учёный, проанализируй эти законы и дай им оценку в своём исследовании. Педагогика ждёт от тебя открытия новых закономерностей и законов.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>6. Чиновник, если ты будешь управлять образованием на основе этих законов, то получишь больше, чем деньги. Ты получишь бонус от Вселенной для всего твоего рода.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>7. Педагоги, какое бы обучение вы не вели, очное или цифровое, оно направлено на образование человека. И происходит в соответствии с законам педагогики. Проверьте, соответствует ли то, что вы делаете, законам педагогики.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>--</div>
<div><i>Для ссылок:</i></div>
<div>
<br />
</div>
<div>Хуторской А.В. <b>Пять главных законов педагогики</b> [Электронный ресурс] // А.В.Хуторской. Персональный сайт – Хроника бытия; 07.04.2018 г. – http://khutorskoy.ru/be/2018/0407/</div>
<div>
<br />
</div>
<div>#научнаяшколахуторского #педагогика #законыпедагогики #эйдос #eidos
<br />
<br />
<h3><hr/></h3>
<h3>
<br />
Отклики</h3>
</div>
<div>
<br />
"Вы станете 6 педагогом, изменившим мировоззрение людей во всем мире", - <b>Марина Салтыкова.</b></div>
<div>
<div>
<br />
</div>
<div>"Педагогика перестанет быть наукой если ее предметом не будут законы образования, но не каждому дано их открыть. Вы А.В. и есть избранный Богом. Здоровья Вам и успехов!", - <b>Мухиддин Хайруддинов.</b></div>
<div>
<br />
</div>
<div>"Оригинально и актуально. Просто в понимании, но имеет глубокий смысл. Спасибо!", - <b>Наталья Черткова</b>.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>"В PS все написано верно, лаконично и в то же время емко. Приятно , что есть педагоги , которые находят время размышлять, в наше скоро бегущее время", - <b>Диля Миндиярова</b>.</div>
<div>
<br />
</div>
<div>
<br />
</div>
<h3>Дискуссия</h3>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев: </b>Могут ли в педагогике быть законы? Не противоречат ли законы принципу человекосообразности образования?</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Каждая наука, а педагогика - наука, доходит до своих законов на определённом периоде развития. Законы не обязательно имеют математическую формулу. Какая наука, такие и законы. </div>
<div>Законы педагогики не противоречат принципу человекосообразности. Педагогика - наука об образовании человека.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев: </b>Насколько я знаю, законосообразность качество неживой материи, в живом мире нет места законам. Все закономерности носят статистический характер. В этом и была основная ошибка Маркса, который решил, что ход истории носит объективный характер. </div>
<div>Если с этой точки зрения посмотреть на Ваши "законы", то Вы - марксист. :) Тем более, когда речь идет о педагогике как сфере по работе с детьми.</div>
<div> <b>
<br />
</b></div>
<b> </b>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Законы в живой материи существуют. Просто, это другого рода законы. Следует сказать, что и само отличие живого и неживого - не является очевидным. Понятие жизни не определено однозначно. </div>
<div>Так же и в педагогике, несмотря на субъектность многих педагогических процессов, законы существуют и носят иной характер и решают иные задачи, нежели в науках, исследующих статистические процессы.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев:</b> Трудно спорить с доктором педагогических наук и академиком в сфере образования. Просто хочется понять, о чем идет речь в открытых Вами законах с практической точки зрения. </div>
<div>Например, разобраться какая ценность из, допустим 4-х, в педагогике главная: истина, добро, польза или красота. </div>
<div>С Вашей точки зрения, получается Добро, т.к. первый закон требует подчинить все процессу самореализации, т.е. развития человека: от зависимости через независимость к взаимозависимости (С. Кови "7 навыков высокоэффективных людей". Вы утверждаете, что это закон, т.е. отношение, которое носит объективный характер, не зависит от воли субъекта и объекта педагогического процесса. Но это не так фактически. Ни современный учитель, ни тем более, родители и ученики не ставят такой задачи. Ребенок не созрел, родители, в большинстве своем не доросли, а учителям за это не платят, даже если они созрели до такой постановки вопроса.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Понятие ценности - не характерно для науки. В науке есть объект, предмет, функции, задачи и т.п. </div>
<div>Но если всё же попытаться сформулировать, то главная ценность в педагогике - человек. А ценности истины, добра и красоты - это уже ценности человека, а не педагогической науки. </div>
<div>Ребёнок, родители и учителя могут соблюдать или не соблюдать законы педагогики. Просто, если их соблюдать, то будет происходить то, на что данные законы ориентированы. </div>
<div>И ещё, данные законы, как и любые другие, имеют свои границы, область применимости. Это, прежде всего, человекосообразный тип образования, вселенское понимание образования.</div>
<div>Я хочу также сказать, что понятие закона в педагогике нуждается в исследованиях.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев:</b> Благодарю. Последнее замечание о законах много объясняет. Действительно, тут надо покопаться еще. То же самое про границы применения. Но тогда речь идет об аксиомах и теоремах, а не законах. Например, я тоже верю, что в этом мире есть Замысел (аксиома 1) и у каждого человека есть в этом Замысле роль (миссия) (аксиома 2). </div>
<div>Правда, не понял про науку. В науке уж точно главная ценность - это Истина. Наука "производит" Истину.</div>
<div>Что "производит" педагогика как деятельность? Человека? Смело! НО мне кажется, что все-таки педагогика человека развивает. Грубо говоря, от человека к личности. Является ли развитие от личности к сущности педагогикой? Трудно сказать... Но на этом пути человек точно не является главной ценностью. На этом пути многие жертвуют своей жизнью. Ради чего? Вопрос.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович: </b>Закон в педагогике больше чем закон. Это ещё и флаг. Поэтому, даже имея в себе лишь аксиоматичность, всё равно он называется законом. Чтобы был флаг. </div>
<div>Педагогика как наука производит педагогический процесс, его основы.</div>
<div>Человека производит образование - т.е. образовательный процесс. Это разные процессы.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев: </b>Понял в чем дело. Я рассматривая педагогику как деятельность, далекую от науки, т.е. ДРУГУЮ деятельность. А Вы как науку. Правда непонятно почему в этом случае педагогика производит процесс. Но это уже детали. Мы рассуждаем о разном: я - о сфере деятельности как целом, вы - педагогической науке как части. Интересно ваше разделение педагогики и образования. Но мне тогда непонятно что такое самообразование.</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Валерий Хвалев:</b> Закон как флаг? Симпатично. Но я инженер по образованию. Мне всегда трудно было понять гуманитариев. Что может быть выше закона? Границы его применения. Т.е. более общий закон. Например, философский. Может Вы открыли законы философии педагогики?</div>
<div>
<br />
</div>
<div><b>Хуторской Андрей Викторович:</b> Я пришел к выводу, что существует пять основных толкований педагогики:</div>
<div>1. Педагогика как практика.</div>
<div>2. Педагогика как искусство. </div>
<div>3. Педагогика как инженерия. </div>
<div>4. Педагогика как наука. </div>
<div>5. Педагогика как учебный предмет.</div>
<div>Педагогической практикой занимается практически каждый человек, который общается с другими с целью их обучения или воспитания. Педагогическое искусство доступно уже не каждому, а педагогам-мастерам. Педагогическую инженерию представляют педагогические системы, технологии, например, система Аристотеля, метод Сократа и др. Педагогика как наука занимается исследованием сущности образования человека, выявлением его закономерностей, построением понятийного аппарата. В учебном предмете мы осваиваем основные положения педагогики как науки, и учимся применять её инструментарий.</div>
</div>
<div>
<br />
Продолжение дискуссий в Фейсбуке на <a href="https://www.facebook.com/akhutorskoy" target="_blank" >аккаунте автора</a>.
<br />
</div>
<div>
<br />
</div>