5 октября 2017
А.В Хуторской: "Нужно отличать тех, кто учит, от тех, кто учитель"
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";">Уважаемые учителя! Сегодня наш профессиональный праздник. Поздравляю вас с Днём учителя! </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";"> </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";">Прежде всего, спрошу, чей это праздник? Кто такой учитель? Тот ли это, у кого есть соответствующий диплом? Или тот, кто учит других, даже не имея официальной бумаги? В самом широком смысле – каждый человек учит других, влияет на образование окружающих его людей. Даже ребёнок учит своих родителей, по крайней мере, обращаться с ним. Значит, ребёнок - учитель? Пожалуй, нет. Нужно отличать тех, кто учит, от тех, кто учитель. У меня есть такое определение: учителем является тот, кого таковым считают его ученики. Подчеркну – не тот, кто получил учительский диплом, или получает зарплату в кассе образовательного учреждения, а тот, кого считают своим учителей другие люди. </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";"> </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";">Кого и почему люди считают своим учителем? Того и потому, кто помогает им в личном образовании. Личное образование – не сдача ЕГЭ или поступление в вуз. Личное образование – это внутреннее приращение человека, его самореализация. Если вы помогли ученику реализовать себя на своём учебном предмете, в своём классе, в своей семье, - вы учитель. Есть ли у вас диплом, или нет его, если есть тот, кто считает вас учителем, значит, вы им являетесь. И отвечаете за свой результат. </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";"> </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";">Учитель – не слуга чиновников. Если вы получаете зарплату за учительскую работу, это не значит, что вы обязаны выполнять требования, не всегда разумные и нужные для образования детей. Вам требуется «фильтровать» такие требования. То, что идёт на пользу образованию учеников, их самореализацию, – это ваша работа и требования законны. Если же от вас требуют, например, сдавать отчётность, которая никак не влияет на качество обучения детей, такие требования не имеют отношения к вашей профессии. Они нужны не детям, а лишь чиновникам, чтобы они получали свои дивиденды. Поэтому, сведите до минимума работу, которая не связана с вашей прямой миссией – обучением людей. Не позволяйте превращать себя в придаток тех, кого не заботят ученики, а нужны «бумажки». Как это сделать, отдельный вопрос, но его вам нужно решить. </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";"> </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";">Миссия учителя в самореализации его учеников. Поздравляю учителей, которые являются таковыми!</span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";"> </span></p>
<p style="margin: 0cm 0cm 0.0001pt;"><span style="font-size: 11pt; font-family: "Arial","sans-serif";">Андрей Викторович Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института образования человека</span></p>