20 сентября 2016
По мотивам заседания Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО.
<i><b>Методология: как часто это слово пишут для красного словца! </b></i>
<br />
<br />
<i>А.В.Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института образования человека </i>
<br />
<br />
Довольно часто встречаются названия статей, диссертаций, докладов со словом «методология». Видимо их авторы считают, что напиши они это слово в заголовке, и сразу их труд станет научным. Не станет. Зачастую, наоборот, при более близком знакомстве с текстом оказывается, что методологии там собственно и нет. А то что есть, совсем не методология.
<br />
Вот и сегодняшний доклад на заседании Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО был назван: «Методологические основы совершенствования подготовки педагогических кадров в стратегии непрерывного образования», докладчик Белогуров Анатолий Юльевич, д.п.н., профессор РАО, профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.
<br />
<br />
Речь в докладе шла о многом и разном, подчас весьма актуальном. Например, о специфике корпоративной системы повышения квалификации вузовских преподавателей. Вузы, готовящие кадры для нынешних корпораций (РЖД, Газпром и др.), озабочены подготовкой своих преподавателей, точнее, качеством их педагогической подготовки. Поэтому им нужна педагогическая подготовка своих преподавателей, а также основы соответствующей педагогики – педагогики высшей школы, в том числе педагогики бизнес-образования. А такой педагогики – современной, эффективной, научно обоснованной, сегодня фактически нет. Вот и приходится бизнес-образованию придумывать собственные кустарные теоретизации, где например «управляют знаниями», а под методологией понимают всё что угодно, считая этот термин синонимом слову «подход».
<br />
<br />
Я задал докладчику два вопроса:
<br />
<br />
1. Почему в качестве предмета в вашем докладе указано именно совершенствование подготовки педкадров, а не инновирование, например? Хотя в самом докладе речь идёт о ряде инноваций.
<br />
<br />
2. Чем отличается методология подготовки педкадров от методологии совершенствования подготовки педкадров?
<br />
<br />
Ответы докладчика подтвердили мои опасения: термин «совершенствование» взят им без достаточных оснований, с разными методологиями у него ясности нет, методологию подготовки педкадров он путает с методологией совершенствования этой подготовки и отождествляет методологию с подходом.
<br />
<br />
В связи с выявленной ситуацией на обсуждении доклада обозначу свои понимания по использованию терминологии. Часть своих предложений я высказал на заседании, а часть включил дополнительно в данной заметке.
<br />
<br />
Продолжение следует.
<br />
<br />
<br />
<i>А.В.Хуторской, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО, директор Института образования человека </i>
<br />
<br />
Довольно часто встречаются названия статей, диссертаций, докладов со словом «методология». Видимо их авторы считают, что напиши они это слово в заголовке, и сразу их труд станет научным. Не станет. Зачастую, наоборот, при более близком знакомстве с текстом оказывается, что методологии там собственно и нет. А то что есть, совсем не методология.
<br />
Вот и сегодняшний доклад на заседании Бюро отделения философии образования и теоретической педагогики РАО был назван: «Методологические основы совершенствования подготовки педагогических кадров в стратегии непрерывного образования», докладчик Белогуров Анатолий Юльевич, д.п.н., профессор РАО, профессор кафедры педагогики и психологии Московского государственного института международных отношений (университета) МИД России.
<br />
<br />
Речь в докладе шла о многом и разном, подчас весьма актуальном. Например, о специфике корпоративной системы повышения квалификации вузовских преподавателей. Вузы, готовящие кадры для нынешних корпораций (РЖД, Газпром и др.), озабочены подготовкой своих преподавателей, точнее, качеством их педагогической подготовки. Поэтому им нужна педагогическая подготовка своих преподавателей, а также основы соответствующей педагогики – педагогики высшей школы, в том числе педагогики бизнес-образования. А такой педагогики – современной, эффективной, научно обоснованной, сегодня фактически нет. Вот и приходится бизнес-образованию придумывать собственные кустарные теоретизации, где например «управляют знаниями», а под методологией понимают всё что угодно, считая этот термин синонимом слову «подход».
<br />
<br />
Я задал докладчику два вопроса:
<br />
<br />
1. Почему в качестве предмета в вашем докладе указано именно совершенствование подготовки педкадров, а не инновирование, например? Хотя в самом докладе речь идёт о ряде инноваций.
<br />
<br />
2. Чем отличается методология подготовки педкадров от методологии совершенствования подготовки педкадров?
<br />
<br />
Ответы докладчика подтвердили мои опасения: термин «совершенствование» взят им без достаточных оснований, с разными методологиями у него ясности нет, методологию подготовки педкадров он путает с методологией совершенствования этой подготовки и отождествляет методологию с подходом.
<br />
<br />
В связи с выявленной ситуацией на обсуждении доклада обозначу свои понимания по использованию терминологии. Часть своих предложений я высказал на заседании, а часть включил дополнительно в данной заметке.
<br />
<br />
Продолжение следует.
<br />