Андрей Викторович Хуторской
- директор Центр дистанционного образования «Эйдос»,
- доктор педагогических наук, профессор,
- член-корреспондент Российской академии образования,
- академик Международной педагогической академии,
- академик Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского,
- основатель и руководитель Научной школы человекосообразного образования.
Биография
Родился 6 октября 1959 г. в г. Сокольники Тульской обл.
1976 - Окончил школу № 14 г. Калуги.
1981 - Окончил Калужский государственный педагогический институт им. К.Э. Циолковского по специальности учитель физики и математики.
1981-1984 - Учитель и завуч Сашкинской средней школы Ферзиковского района Калужской обл.
1984-1986 - Учитель школы №6 г. Калуги.
1985-1986 - Аспирант-годичник аспирантуры НИИ СиМО АПН СССР.
1986-1989 - Преподаватель Орехово-Зуевского педагогического института.
1989-1990 - Учитель физики и естествознания, зав. кафедрой научно-естественного цикла школы № 734 Центра воспитания гармоничной и социально активной личности АПН СССР, г. Москва.
1990-1992 - Зам. директора по экспериментальной работе Центра комплексного формирования личности АПН СССР. Руководитель авторской школы, п. Черноголовка Московской обл.
1992-1997 - Директор Школы свободного развития, п. Черноголовка Московской обл.
1995-1998 - Докторант и преподаватель кафедры педагогики Московского педагогического университета.
1998-2011 - Зав. отделом проблем дидактики и психологии, зав. лабораторией методологии общего среднего образования, зам. директора по научной работе Института содержания и методов обучения РАО.
1998 - по настоящее время - Директор Центра дистанционного образования "Эйдос".
Основные достижения и деятельность
Обосновал и ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования. Автор Доктрины образования человека в Российской Федерации (2014).
Разработал теорию и методику компетентностного обучения, в которой разделил компетенции (внешние нормы) и компетентности (внутренние качества человека).
Разработал метапредметный подход, создал и экспериментально реализовал ряд учебных метапредметов: "Числа", "Культура", "Мироведение", "Слово", "Естествознание", "Информатика".
Создал дидактическую эвристику – теорию и технологию креативного обучения, развития одарённости средствами учебных предметов. На её основе разработал методику эвристического обучения.
Разработал педагогические основы педагогики русского космизма. Построил модель Школы русского космизма, Комического класса.
Участник разработки концепции школьных образовательных стандартов (2002-2004), Программы модернизации отечественного образования, профильного обучения, широкомасштабного эксперимента, концепции 12-летней школы.
Создал педагогику личностно-ориентированного дистанционного образования и реализовал ёё на практике на основе более сотен дистанционных проектов для педагогов и школьников, в том числе Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года", Всероссийских очных и дистанционных конференций для школьников "Эйдос"..
Разработал и внедрил модель распределенного обучения - Центр дистанционного образования «Эйдос» (eidos.ru), который проводит дистанционные эвристические олимпиады, конференции, курсы, конкурсы, проекты для школьников и педагогов.
Основатель и председатель оргкомитета Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад (проведено более 700 олимпиад, более 250 тыс. участников).
Организатор распределённой деятельности Научной школы человекосообразного образования, которая ежегодно проводит около 100 семинаров, конференций, курсов повышения квалификации.
Член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования.
Член диссертационного совета Д 212.085.01 при Калужском государственном университете им. К.Э. Циолковского.
Председатель Учёного совета Института образования человека.
Главный редактор Интернет-журналов «Эйдос», Вестника Института образования человека.
Автор и редактор более 1000 работ в области педагогики, дидактики, современных методик и технологий обучения. Наиболее известные книги: «Развитие одарённости школьников» (2000); «Современная дидактика» (2001, 2007); «Дидактическая эвристика» (2004); «Методика личностно-ориентированного обучения» (2005); «Педагогическая инноватика» (2007); «Основы обучения: Дидактика и методика» (в соавторстве с В.В.Краевским, 2007-2008); «Интернет в школе» (2000); «Информатика и ИКТ в начальной школе» (в соавторстве с Г.А.Андриановой, 2009); «Эвристическое обучение» (1998; 2010-2012), «Метапредметный подход в обучении» (2012). «Методология педагогики» (2014), «Доктрина образования человека в Российской Федерации» (2015); «Дидактика» (2017), «Педагогика» (2019).
Почётный работник общего образования Российской Федерации (2002).
Действующий лидер Российского индекса научного цитирования - 1 место в рейтинге РИНЦ среди 55 тысяч авторов – педагогов и психологов России. 38 место по цитированию среди всех учёных России (более 900 тыс.человек).
Индекс Хирша - 65.
Женат, есть дочь. Увлечения – путешествия, фотография, видеосъемка, рыбалка, кандидат в мастера спорта по пулевой стрельбе.