2 января 2024
Ориентиры, которые следуют из 25-летнего опыта Центра «Эйдос»
ПЯТЬ НОВОГОДНИХ ПОЖЕЛАНИЙ ЭЙДОСА
Прошедшие 25 лет – это эпоха перемен. Как жить и работать в ситуации непрерывных изменений? Как не дать потоку времени захватить тебя и лишить своей миссии? Для этого нужны ориентиры. Назовём 5 установок, которые следуют из 25-летнего опыта Центра «Эйдос» и могут послужить в Новом году ориентиром не только для эйдосовцев, но и для всех, кто их примет для себя.
1. БЫТЬ
Азъ есмь – я Есть. Я существую. Я – Вселенная. Быть – значит, утверждать себя и собою этот мир. Обозначать себя, своё присутствие, право и ответственность. Неважно, что происходит вокруг, кто или что имеется в окружении. Их можно и нужно учитывать, соотносить своё с иным, но не более. Главное, отвечать за себя, проявлять себя, быть собой. Бытийствовать.
Быть – противоположно Иметь. Тебе не надо «приобретать» чьи-то знания, нужно создавать свои. Если ты Быть – не отсидеться в сторонке. Если то, что происходит, находится в твоём мире, значит, тебе в нём и быть. И миру тоже быть с тобой, это и его неизбежность. Даже если подключаешься шестерёнкой к какому-либо механизму, этим ты проявляешь свою сущность, а не механизма.
Именно так мы понимаем философию и педагогику русского космизма – как бытийствование в своей Вселенной, вселение в неё.
2. ДЕЙСТВОВАТЬ
Действие, деятельность – отличают того, кто Быть, кто Есть в движении. Это не любое движение, а то, которое создаёт продукт – новый и востребованный. Как минимум, востребованный тобой. Создание продукта – смысл любой деятельности. Продукт есть внешний, проявленный, и внутренний – твоё содержание. По продуктам-плодам судят о внутреннем содержании человека.
Не важно, кто и что тебе предлагает. Даже выполняя указания, проявляй себя, реализуй свою миссию. Тогда и будет самореализация. Всегда и везде, в любых временах и обстоятельствах.
3. ЗАДАВАТЬ
От тебя мир ждёт не только бытие, деятельность и продукт, но и задание того же для других людей, для учеников, прежде всего, для тех – кто сам себя назвал твоим учеником.
Задание – это не приказ. Хотя может получить и такую форму. Задание – это ситуация и алгоритм действий. Именно алгоритм, а не известный результат. Что получится в результате, какой именно продукт, определяет каждый сам исходя из своей миссии, возможностей и условий.
4. ПОМОГАТЬ
Для действий нужно владеть инструментом. Поэтому мало задать дело, нужно научить ставить цели, планировать и осуществлять их достижение, рефлексивно осознавать происходящее, сопоставлять результаты с ожиданием, презентовать свой результат другим. Именно для этого нам нужна функциональная грамотность и компетентности.
Важный аспект – помогать в том, что соотносится с твоей миссией, а не с любой другой. Не надо помогать рабу тащить камень в гору. Нужно помогать ему работать над собой и своими целями, даже таща камень.
Смысл сопровождающего обучения и человекосообразной педагогики – вызывать и поддерживать самостоятельное движение.
5. ВЕРИТЬ
Вера – основа духа. А дух всегда нужен, чтобы Быть и Действовать. Если цель достойная, она сама имеет энергию своего достижения. Но мало знать, что твои цели достойные. Необходимо верить, что они достижимы. Во что веришь, то и происходит. Вселенная отзывается на твоё обращение, если оно обосновано, осмыслено и продумано. Позаботься об этом. И если отклика нет, значит, над обращением надо ещё поработать. Не перекладывай свою задачу на Вселенную, она есть твоя задача.
==
Хуторской, А.В. Эйдос-педагогика. Образование как самореализация : учебно-методическое пособие / А.В. Хуторской. — Москва : Издательство «Эйдос», 2023. — 67 с. — (Серия «Научная школа»).