ЭВРИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
Первыми, кто понял, что она свершилась, оказались дети:
«Центр «Эйдос» с его олимпиадами совершил настоящую РЕВОЛЮЦИЮ!», - Королева Юлия, 8 класс, г. Алдан, Якутия.
Почти тихо и временами незаметно эвристические олимпиады вошли в отечественную образовательную реальность. Как и почему свершился переход от старого образовательного строя к новому?
Всё произошло классически. «Верхи» не хотели (замечать нетворческий смысл происходящего образования), а «низы» не могли заучивать и повторять одни и те же «правильные» ответы на задаваемые вопросы. Что-то надо было делать.
И тут появилась олимпиада. Не простая, а эвристическая. Автор идеи и бессменный председатель оргкомитета эвристических олимпиад - Андрей Викторовия Хуторской - доктор педагогических наук, самый цитируемый педагог России (по версии РИНЦ).
В Первой дистанционной эвристической олимпиаде, которая была проведена 20-21 февраля 1997 года, приняло участие 167 школьников из России, Украины, Америки, Великобритании, Норвегии. 31 участник представил свои работы на английском языке, остальные были выполнены на русском. Россию представляли такие города как Москва, Омск, Барнаул, Псков, Тольятти, Владивосток, Обнинск, Нальчик, Ногинск, Уфа, Черноголовка. Олимпиада проводилась по двум возрастным группам: 6-9 лет и 10-13 лет.
В результате обнаружилась простая вещь:
НА ОДИН И ТОТ ЖЕ ВОПРОС МОЖЕТ БЫТЬ НЕСКОЛЬКО ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ!
В истории олимпиадного движения появился новый тип заданий – открытых, без заранее известных однозначных ответов. Именно на этом принципе построены задания всех эвристических олимпиад.
Второй момент:
ЗАДАНИЯ МОГУТ БЫТЬ ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ!
Задания на эвристических олимпиадах настолько необычны и зажигательны, что участники выполняют их с радостью и удовольствием!
«Который раз поражаюсь заданиям олимпиады. Они могут разбудить, как ничто другое, прочитай только одно задание, и все извилины начинают двигаться» – Яковлева Анна, 10 класс, г.Нефтекамск.
ОЛИМПИАДА МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТУПНА ДЛЯ ВСЕХ
- это третий фактор эвристической революции. Эвристические олимпиады доступны для любого ученика из любой школы. Ученик с любым уровнем подготовки сможет выполнить задания олимпиады. Реализовать свой творческий потенциал удаётся каждому.
«Нас привлекло то, что в этих олимпиадах могут принять участие все желающие, пусть и за определенную плату. Здесь нет ограничений в количественном плане, как это бывает на олимпиадах окружного и городского уровней» – Васютина Надежда Юрьевна, зам. директора, гимназия №3, г. Иркутск.
СТАНДАРТЫ МОЖНО ИЗУЧАТЬ ТВОРЧЕСКИ!
- в это труднее всего поверить. Особенно тем, кто считает, что обучение должно быть сухим и скучным. А если дети смеются, когда выполняют задания, или возбужденно начинают о чем-то спорить, да еще получают награды за свои «художества», которых ни в одном учебнике не найти… Разве это обучение?
Эвристические олимпиады показали, что любой учебный предмет, любая тема или понятие, которые есть в образовательных стандартах, могут быть представлены в форме эвристического задания. И чтобы его выполнить, нужно приложить немало способов и способностей, которые как раз и относятся к этому предмету.
Именно поэтому результаты участия во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах входят в портфель достижений - портфолио ученика. Эти результаты учитываются при итоговом оценивании в школе и могут представляться в приемные комиссии вузов наряду с результатами ЕГЭ.
Революция свершилась. Революция продолжается. Первые участники дистанционных эвристических олимпиад уже давно закончили вузы и являются успешными специалистами.
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
ОТЗЫВЫ УЧАСТНИКОВ
16-я Всероссийская дистанционная эвристическая олимпиада по философии "Эйдос" (2021).
Несколько откликов участников:
Несколько откликов участников:
"Мне очень нравится предмет «философия», я думаю, он изучает чувства и мысли человека, вопросы про добро и зло. Мне это очень интересно. Я вдруг задумалась о людях, которые от природы имеют внешнее уродство. Я часто отворачиваюсь от таких людей, мне становится противно. И вдруг, думая о задании «ДОБРЫЙ» я поняла, что эти люди вовсе не виноваты в своей некрасивости. По характеру они ведь могут быть добрые, а это гораздо важнее. Я поняла, что теперь я буду хорошо относится к таким людям, помогать им, чем смогу". - Анна П., 2 класс.
"Я решил принять участие в этой олимпиаде, потому что мне нравится думать, рассуждать. Так я узнаю что-то новое и интересное. Я готовил вопросы, разговаривал со взрослыми, родителями. Когда я выполнял задания олимпиады, я был очень увлечен. Лучше всего у меня получилось задавать себе вопросы о том, чего я не знаю. Ведь вещей, которых я пока не знаю очень много. Даже родители не смогли найти ответы на все мои вопросы", - Егор В, 2 класс.
"Участвуя в Олимпиаде, я ещё раз осознала для себя, что такое доброта. Задумалась о том, что независимо от того, какой человек внешности, главное, чтобы он был красив душой, был добр. Я вспомнила, что со мной совсем недавно произошел случай, когда я упала на лестнице и сильно разбила себе лицо и зубы. Я ходила с некрасивым лицом, пока все не зажило, но ведь могла бы остаться некрасивой насовсем. Но это никак не повлияло на то, какая я есть, на мой внутренний мир. Поэтому нельзя судить о людях по их внешности, нельзя смеяться над некрасивыми людьми, нельзя делать поспешные выводы, пока ты не узнаешь человека изнутри. А ещё нужно не стесняться себя. Нужно доказывать добрыми делами и поступками, какой ты человек. Ведь, как известно, и за красивыми масками может скрываться лживый и завистливый человек. Когда я вырасту, я хочу сделать наш мир лучше. А чтобы это сделать, надо быть добрым, учиться, открывать новое и делиться с другими улыбками, радостью, добрыми чувствами", - Валерия З., 2 класс.
"Мне было интересно, что это. Я никогда раньше не принимал участие в олимпиаде по философии. Я понял, что я очень многого не знаю, о некоторых вещах даже просто не задумывался. Но интересно, что и родители не всё знают, но они сказали, что это нормально, и человек не может знать всё на свете. Главное, что я понял, нужно не бояться спрашивать, не бояться говорить своё мнение, не страшно если ты поменяешь свой взгляд на что-то, когда послушаешь другого человека", - Тихон Р., 2 класс.
"Перед олимпиадой у меня были опасения, что вопросы будут трудными, и я не смогу на них ответить. Когда я получила задания, моё беспокойство немного стихло и появился азарт, закружилась куча мыслей и идей в голове. Труднее всего было ответить на третий вопрос и перенести математические понятия на жизнь. Тогда я подумала, что делимся мы обычно чем-то хорошим, приятным и добрым. А самое доброе на свете это конечно же любовь, поэтому я написала про нее. Я люблю читать высказывания мудрых людей, когда они есть в вопросе, вопрос становится более понятным (второй вопрос и высказывания Сократа) хотелось бы в вопросах олимпиады следующего года увидеть что-то подобное", - Екатерина К., 3 класс.
"Труднее всего было написать 10 примеров того, что «я знаю, что ничего не знаю». Ведь всегда сложно признаться в этом. Эти трудности я преодолевал, советуясь с родителями, выслушал много критики, но и много позитивного услышал. Мне очень понравились темы олимпиады. Многое узнал интересного, во многом признался, от того стало легче. Очень полезно порой рассуждать на такие темы. Спасибо организаторам олимпиады за то, что позволили мне выразить мысли на такие актуальные, жизненные темы", - Азамат М., 3 класс.
"Легче всего мне далось рассуждение о доброте, я с теплотой вспоминала примеры из своей жизни и из любимых произведений и мультфильмов. Лучше всего у меня получилось рассуждать про доброго человека. Этого я достигла благодаря воспоминаниям о моментах своей жизни", - Елизавета С., 4 класс.
"Вопросы вроде бы и не сильно сложные, но когда начинаешь отвечать, то понимаешь, что отвечать очень сложно, много раз переписывала. На вопрос про поделить и приумножать сложней всего ответить, я смогла найти стихотворение, в котором я считаю очень хорошо объясняется эта тема", - Анастасия Д., 4 класс.
"Олимпиада дала мне возможность подумать и порассуждать над интересными вопросами. Побеседовать с родителями о родственниках, узнать про них что-то новое. После этой ра-боты я буду терпимее с людьми, прежде чем обидеться на злого человека, я задумаюсь – от чего он таким стал. Возможно, ему пришлось трудно в жизни и к нему нужно проявить сочувствие, выслушать его. Может он после этого станет чуточку добрее", Виктория С., 5 класс.
"Я решила принять участие в олимпиаде по философии потому, что мне нравиться размышлять на предложенные темы. Лучше всего у меня получилось рассуждать на тему: «Сети», потому что я ориентируюсь в этой теме. Затруднение у меня вызвал пункт – «Символ свободы». Сложность заключалась в пред-ставлении самого символа. В дальнейших олимпиадах хотелось бы побольше заданий, которые были бы связаны с возможностью заглянуть внутрь себя", - Алина П., 9 класс.
"Во время выполнения данной олимпиады не покидали экзистенциальные мысли, так как олимпиада, можно сказать была более приобщена к современному миру и рассматрива-лись реально интересующие проблемы, было интересно и познавательно рассуждать о столь, казалось бы, тривиальных вещах с точки зрения философии. Данная работа поглощала своей незаурядностью и открытостью. Всю работу не покидало ощущение, что эта олимпиада как глоток свежего воздуха в мире философии где, казалось бы, уже все давно разобрали и проанализировали с разных точек зрения", - Илья Ш., 10 класс.
"Во время участия в олимпиаде я испытала смешанные чувства: интерес, ожидание чего-то нового, много размышляла, думала, рассуждала, и, наконец, чувство удовлетворения от этой работы. А теперь волнение, ожидание результата. Задания для меня показались неординарными, философскими, глубокими. До сих пор в голове размышления над вопросом «В чём ценность и смысл жизни?", - Мария Л., 10 класс.
"Думаю, что второй вопрос дался мне лучше всего, так как в наше время все повсеместно пользуются социальными сетями. Нужно было лишь подумать о положительных и отрицательных аспектах социальных сетей, как они повлияли на меня, проанализировать свой опыт в использовании соцсетей. Хотелось бы пожелать организаторам успехов и вдохновения в последующих олимпиадах по философии. Очень нравится то, насколько разносторонними могут быть вопросы, что они затрагивают актуальные темы, заставляют думать нестандартно над привычными вещами", - Наталья К., 11 класс.
"Я решил принять участие в этой олимпиаде, так как представлены интересные вопросы в заданиях и есть о чём по рассуждать и задуматься. Хотелось выразить свою точку зрения и думаю, что её поймут правильно. При выполнении олимпиадных заданий была заметна, несколько раз, смена настроения. В начале были поверхностные мысли, простые. Незамысловатые, затем всё глубже и глубже погружался в раздумья", - Кирилл К., 11 класс.