Что такое научная школа
Научную школу мы понимаем как инструмент развития науки, средство подготовки научных и педагогических кадров, реализующих и развивающих определённую научную концепцию.
Каковы признаки научной школы в области педагогики? Опираясь на проведённые исследования, мы определили их так:
- Наличие системы идей либо концепции, направленной на решение актуальной научно-практической задачи. Вокруг этих идей осуществляется деятельность всей научной школы.
- Системообразующая деятельность научного лидера: организационное, финансовое, кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие и преемственность положений научной школы.
- Общность научных интересов представителей научной школы, принятие ими в качестве основы своих исследований проблематики научной школы.
- Социальная и научная востребованность продуктов деятельности научной школы.
- Наличие экспериментальной базы для педагогических исследований и инноваций.
- Наличие системы подготовки научных кадров через их включение в научную деятельность по реализации программы научной школы. Проведение конференций, семинаров научной школы, публикация трудов.
- Научная значимость разработок научной школы. Признание научных результатов школы отечественными и зарубежными специалистами.
Наша Научная школа соответствует всем этим признакам.
Миссия Научной школы
Что собой представляет Научная школа человекосообразного образования?
Прежде всего, это научное течение. В его основе – идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев, Н.А.Умов и др., современные учёные.
Философия русского космизма – комплексное учение о взаимодействии человека и мира. Создатели этой философии - учёные с мировыми именами, имеющие достижения в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни.
Одна из идей, объединяющая учения русских философов-космистов – вселенский масштаб предназначения человека. Микрокосм человека потенциально тождественен и подобен макрокосму. Русский космизм определяет человеку его предназначение: вселиться в свой дом – Вселенную. Это вовсе не означает, что ему необходимо сесть в ракету и полететь в космос. С педагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно в собственной деятельности, создавая творения, необходимые окружающему миру и реализующие твой потенциал. Отсюда следует творческий смысл образования, его креативная развивающая сущность.
Главная идея Научной школы – это идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Введённый нами принцип человекосообразности образования устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.
Миссия Научной школы: обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования; воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, т.е. привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.
Цели Научной школы: проектирование, реализация и исследование человекосообразного типа образования.
Задачи, поставленные Научной школой:
- Привести образование в соответствие предназначению человека.
- Сделать образование средством самореализации и саморазвития человека.
- Помочь реализовать себя учащимся, педагогам, учёным, научить их быть успешными в своей деятельности.
Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!».
Принцип человекосообразности
Одной из ключевых проблем образования является противоречие между его социальной обусловленностью и человеческой предназначенностью. Для решения данного противоречия в педагогику и методологию образования нами введён принцип человекосообразности образования:
Образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.
Это основной методологический принцип проектирования и реализации образования человека с позиций нашей Научной школы. Его воплощение – предмет деятельности и условие востребованности результатов Научной школы любым человеком и всем человечеством.
Основные положения Научной школы:
- Человек – творец.
- Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
- Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.
- Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
- Смысл образования человека – реализация его возможностей.
Каждое из этих положений – элемент исходной системы проектирования и реализации образования человека. Указанные положения определяют условия образования человека в соответствии с окружающим миропорядком и его собственной миссией.
Принципы образования человека
- Образование – процесс и результат образовЫВания человека.
- Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
- Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
- Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
- Содержание образования – среда для самореализации человека.
- Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
- Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.
Миссия ученика
Введённое нами понятие «миссия ученика» означает:
- внутренне заложенное предназначение, смысл обучения;
- источник целей обучения;
- обобщённый образ результата.
Школа, предметы, уроки, вся система образования – это всё средства реализации миссии ученика, соотнесённой с ожиданиями заказчиков образования.
Заказчики образования
Данный термин включён нами в Доктрину образования человека из необходимости обеспечения прав на определение стандартов образования со стороны всех его участников.
Основные группы заказчиков образования:
- сам человек;
- его семья, род, народ;
- школа, педагоги, регион, социум;
- страна, мир, Вселенная.
Самореализация ученика – это воплощение его миссии в соотношении с предложенным намикомплексным образовательным стандартом (КОС), который составляется на основе позиций и ожиданий всех групп заказчиков образования.
Модель образования человека
На схеме 1 изображена модель образования человека, основанная на учениях русских космистов о миссии человека: вселиться в свой дом – Вселенную.
Схема 1. Модель образования человека
Человек изучает и познаёт окружающий мир, созидая образовательные продукты. В результате оносваивает внешний мир, вселяется в него. На основе рефлексии (R) происходит фиксация внешних и внутренних новообразований. Человек образуется внутренне; мир пополняется продуктами его деятельности.
Из предложенной модели следует перечень ключевых образовательных деятельностей человека:
- Познание (мира и себя).
- Созидание (мира и себя).
- Взаимодействие (с миром и собой).
- Организация (своей деятельности).
- Самореализация (миссия).
Каждая ключевая деятельность имеет в своём составе соответствующие универсальные образовательные деятельности:
1) когнитивные (познавательные);
2) креативные (творческие);
3) коммуникативные (очные + ИКТ);
4) оргдеятельностные (методологические);
5) ценностно-смысловые (мировоззренческие).
Данная классификация служит основанием для создания перечней универсальных учебных деятельностей и действий (УУД). В нынешней версии образовательных стандартов (ФГОС) отсутствует группа креативных УУД, а вместо ценностно-смысловых УУД употребляется термин «личностные», хотя, если ученика считать личностью, то все его деятельности являются личностными. Ошибки нынешних стандартов нужно исправить.
Более подробно Концепция Научной школы изложена в отдельном издании:
Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).