• Сведения об образовательной организации
  • Новости
  • Акции
  • Расписание
  • Контакты
+7 495 768-55-54 Заказать звонок
Вход Регистрация
ЦДО Эйдос
  • Меню
  • О центре
    Новости Акции Расписание Миссия Директор Научная школа Документы Услуги Фотогалерея Видео Рассылка Контакты
  • Проекты
  • Курсы
  • Олимпиады
  • Конферeнции
  • Семинары
  • Магазин
    Акции Новинки Каталог Как оплатить Доставка
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
+7 495 768-55-54 Заказать звонок
0
0
0
Корзина
пуста
К сожалению, ваша корзина пуста.
Исправить это недоразумение очень просто:
выберите в каталоге интересующий товар и нажмите кнопку «В корзину».
Общая сумма:
Перейти в корзину
  • Курсы
    Программы переподготовки 250 ч. Дист. курсы для педагогов, 72 ч. Дист. курсы для соискателей Онлайн-курсы для детей и взрослых Стажировка Курсы в Москве Курсы в СПб Отзывы курсантов
  • Семинары
    Вебинары и веб-семинары Семинары для школ Семинары для вузов Семинары для ссузов Отзывы участников семинаров
  • Проекты
    Проекты для школ Проекты для университетов Проекты для родителей Стажировка для педагогов Франшиза
  • Конферeнции
    Конференции для педагогов Конференции для школьников дистанционные Конференции для школьников в Москве Конференции для школьников в Санкт-Петербурге Интернет-педсоветы
  • Олимпиады
    Дистанционные эвристические олимпиады Олимпиады для школьников в Москве Олимпиады для школьников в Санкт-Петербурге Отзывы участников олимпиад
  • Конкурсы
    Предметные недели Конкурсы для педагогов Конкурсы для школьников
  • Журнал
    Новости Выпуски Услуги журнала Авторам
  • Магазин
    Акции Новинки
    Каталог Свидетельства, удостоверения, сертификаты Книги Рег. взносы. Призы. Благотворительность Электронные издания Атрибутика Мероприятия Таблички и сертификаты к кубкам и медалям Услуги Почтовые услуги Рекламные услуги Предложения
    Как оплатить Доставка
  • Еще
Главная-Научная школа-Концепция

Концепция Научной школы

  • Концепция
  • Программа
  • Доктрина
  • Исследования
  • Инновации
  • Труды
  • Форумы, соцсети
  • Положение о Научной школе
  • Как стать участником

Что такое научная школа

Научную школу мы понимаем как инструмент развития науки, средство подготовки научных и педагогических кадров, реализующих и развивающих определённую научную концепцию.

Каковы признаки научной школы в области педагогики? Опираясь на проведённые исследования, мы определили их так:

  1. Наличие системы идей либо концепции, направленной на решение актуальной научно-практической задачи. Вокруг этих идей осуществляется деятельность всей научной школы.
  2. Системообразующая деятельность научного лидера: организационное, финансовое, кадровое обеспечение исследований, направленное на развитие и преемственность положений научной школы.
  3. Общность научных интересов представителей научной школы, принятие ими в качестве основы своих исследований проблематики научной школы.
  4. Социальная и научная востребованность продуктов деятельности научной школы.
  5. Наличие экспериментальной базы для педагогических исследований и инноваций.
  6. Наличие системы подготовки научных кадров через их включение в научную деятельность по реализации программы научной школы. Проведение конференций, семинаров научной школы, публикация трудов.
  7. Научная значимость разработок научной школы. Признание научных результатов школы отечественными и зарубежными специалистами.

Наша Научная школа соответствует всем этим признакам.

Миссия Научной школы

Что собой представляет Научная школа человекосообразного образования?

Прежде всего, это научное течение. В его основе – идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Основоположниками данной идеи выступают античные учёные, прежде всего, Сократ, Я.А.Коменский, педагоги-гуманисты Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, П.Ф.Каптерев, философы русского космизма Н.Ф.Фёдоров, Вл.С.Соловьев, К.Э.Циолковский, П.А.Флоренский, А.Л.Чижевский, В.И. Вернадский, Н.А.Бердяев, Д.Л.Андреев, Н.А.Умов и др., современные учёные.

Философия русского космизма – комплексное учение о взаимодействии человека и мира. Создатели этой философии - учёные с мировыми именами, имеющие достижения в самых разных сферах научной, культурной, религиозной и общественной жизни.

Одна из идей, объединяющая учения русских философов-космистов – вселенский масштаб предназначения человека. Микрокосм человека потенциально тождественен и подобен макрокосму. Русский космизм определяет человеку его предназначение: вселиться в свой дом – Вселенную. Это вовсе не означает, что ему необходимо сесть в ракету и полететь в космос. С педагогической точки зрения вселиться своим внутренним миром во внешний можно в собственной деятельности, создавая творения, необходимые окружающему миру и реализующие твой потенциал. Отсюда следует творческий смысл образования, его креативная развивающая сущность.

Главная идея Научной школы – это идея о неисчерпаемых скрытых возможностях человека и образовании как средстве реализации этих возможностей. Введённый нами принцип человекосообразности образования устанавливает главную задачу образования – выявить, раскрыть и реализовать заложенный в человеке потенциал.

Миссия Научной школы: обосновать возможности и условия самореализации человека в системе его образования;  воплотить принцип человекосообразности образования в науке и практике образования, т.е. привести смыслы, цели, содержание образования в соответствие внутренней предназначенности человека.

Цели Научной школы: проектирование, реализация и исследование человекосообразного типа образования.

Задачи, поставленные Научной школой:

  1. Привести образование в соответствие предназначению человека.
  2. Сделать образование средством самореализации и саморазвития человека.
  3. Помочь реализовать себя учащимся, педагогам, учёным, научить их быть успешными в своей деятельности.

Слоган Научной школы: «Открой в себе лучшее!».

Принцип человекосообразности

Одной из ключевых проблем образования является противоречие между его социальной обусловленностью и человеческой предназначенностью. Для решения данного противоречия в педагогику и методологию образования нами введён принцип человекосообразности образования:

Образование есть средство выявления и реализации возможностей человека по отношению к себе и окружающему миру.

Это основной методологический принцип проектирования и реализации образования человека с позиций нашей Научной школы. Его воплощение – предмет деятельности и условие востребованности результатов Научной школы любым человеком и всем человечеством.

Основные положения Научной школы:

  1. Человек – творец.
  2. Человек – неисчерпаем. Его возможности безграничны.
  3. Человек потенциально равновелик миру, Вселенной.
  4. Миссия человека – самопознание и самореализация по отношению к себе и миру.
  5. Смысл образования человека – реализация его возможностей.

Каждое из этих положений – элемент исходной системы проектирования и реализации образования человека. Указанные положения определяют условия образования человека в соответствии с окружающим миропорядком и его собственной миссией.

Принципы образования человека

  1. Образование – процесс и результат образовЫВания человека.
  2. Цели образования следуют из миссии ученика по отношению к себе и миру.
  3. Образование есть деятельность ученика по созданию образовательных продуктов.
  4. Целеполагание и рефлексия – управляющие элементы образовательного процесса.
  5. Содержание образования – среда для самореализации человека.
  6. Компетентностный подход – договор между социумом и человеком.
  7. Результат образования – внутренние и внешние приращения ученика.

Миссия ученика

Введённое нами понятие «миссия ученика» означает:

  • внутренне заложенное предназначение, смысл  обучения;
  • источник целей обучения;
  • обобщённый образ результата.

Школа, предметы, уроки, вся система образования – это всё средства реализации миссии ученика, соотнесённой с ожиданиями заказчиков образования.

Заказчики образования

Данный термин включён нами в Доктрину образования человека из необходимости обеспечения прав на определение стандартов образования со стороны всех его участников.

Основные группы заказчиков образования:

  • сам человек;
  • его семья, род, народ;
  • школа, педагоги, регион, социум;
  • страна, мир, Вселенная.

Самореализация ученика – это воплощение его миссии в соотношении с предложенным намикомплексным образовательным стандартом (КОС), который составляется на основе позиций и ожиданий всех групп заказчиков образования.

Модель образования человека

На схеме 1 изображена модель образования человека, основанная на учениях русских космистов о миссии человека: вселиться в свой дом – Вселенную.

Схема 1. Модель образования человека

 

 

Человек изучает и познаёт окружающий мир, созидая образовательные продукты. В результате оносваивает внешний мир, вселяется в него. На основе рефлексии (R) происходит фиксация внешних и внутренних новообразований. Человек образуется внутренне; мир пополняется продуктами его деятельности.

Из предложенной модели следует перечень ключевых образовательных деятельностей человека:

  1. Познание (мира и себя).
  2. Созидание (мира и себя).
  3. Взаимодействие (с миром и собой).
  4. Организация (своей деятельности).
  5. Самореализация (миссия).

Каждая ключевая деятельность имеет в своём составе соответствующие универсальные образовательные деятельности:

1) когнитивные (познавательные);

2) креативные (творческие);

3) коммуникативные (очные + ИКТ);

4) оргдеятельностные  (методологические);

5) ценностно-смысловые (мировоззренческие).

Данная классификация служит основанием для создания перечней универсальных учебных деятельностей и действий (УУД). В нынешней версии образовательных стандартов (ФГОС) отсутствует группа креативных УУД, а вместо ценностно-смысловых УУД употребляется термин «личностные», хотя, если ученика считать личностью, то все его деятельности являются личностными. Ошибки нынешних стандартов нужно исправить.

Более подробно Концепция Научной школы изложена в отдельном издании:

Хуторской А.В. Концепция Научной школы человекосообразного образования : Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2015. — 24 с. (Серия «Научная школа»).

Концепция Научной школы Хуторского



Поделиться
О центре
Проекты
Курсы
Олимпиады
Конферeнции
Семинары
Магазин
Журнал
  • Новости
  • Акции
  • Расписание
  • Миссия
  • Директор
  • Научная школа
  • Документы
  • Услуги
  • Фотогалерея
  • Видео
  • Рассылка
  • Контакты
  • Проекты для школ
  • Проекты для университетов
  • Проекты для родителей
  • Стажировка для педагогов
  • Франшиза
  • Программы переподготовки 250 ч.
  • Дист. курсы для педагогов, 72 ч.
  • Дист. курсы для соискателей
  • Онлайн-курсы для детей и взрослых
  • Стажировка
  • Курсы в Москве
  • Курсы в СПб
  • Отзывы курсантов
  • Дистанционные эвристические олимпиады
  • Олимпиады для школьников в Москве
  • Олимпиады для школьников в Санкт-Петербурге
  • Отзывы участников олимпиад
  • Конференции для педагогов
  • Конференции для школьников дистанционные
  • Интернет-педсоветы
  • Конференции для школьников в Москве
  • Конференции для школьников в Санкт-Петербурге
  • Вебинары и веб-семинары
  • Семинары для школ
  • Семинары для вузов
  • Семинары для ссузов
  • Отзывы участников семинаров
  • Акции
  • Новинки
  • Каталог
  • Как оплатить
  • Доставка
  • Новости
  • Выпуски
  • Услуги журнала
  • Авторам

© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2023
Москва, ул.Тверская, д.9, стр.7, офис 111
Email: info@eidos.ru
Тел.: +7(495) 768-55-54

Мы в социальных сетях:

ВКонтакте Facebook Twitter Youtube
Оплата через платёжные системы
ya wm qiwi
Оплата по счету Оплата по счету Я зарегистрирован на Портале Поставщиков