Основные инновации Научной школы А.В.Хуторского
В результате деятельности А.В.Хуторского, его коллег, единомышленников, учителей-экспериментаторов, школ – участников научно-педагогических исследований, начиная с 1988 года, разработаны инновационные понятия, учения, концепции, образовательные модели, технологии обучения.
Учения и концепции, разработанные Научной школой:
- Доктрина образования человека в РФ.
- Концепция человекосообразного образования.
- Педагогическая инноватика.
- Дидактическая эвристика.
- Педагогика русского космизма.
- Ситуативная педагогика.
- Компетентностный подход к обучению (модель проектирование и реализация ключевых, межпредметных и предметных компетенций в образовании).
- Метапредметный подход в образовании.
- Системно-деятельностный подход в человекосообразном образовании.
- Философия дистанционного образования с позиций русского космизма.
- Личностно-ориентированное дистанционное образование.
- Метапредметное содержание образования и его стандартов.
- Креативный компонент образовательных стандартов.
- Система эвристического обучения на основе диалога.
- Эвристическая стратегия дистанционного образования человека.
Инновационные понятия, введенные Научной школой:
- Человекосообразное образование.
- Миссия ученика.
- Заказчики образования.
- Образовательный потенциал ученика.
- Образовательная самореализация ученика.
- Предназначенность ученика.
- Предрасположенность ученика.
- Предпочтения ученика.
- Профессиональный потенциал учителя.
- Эвристическое обучение.
- Эвристическое задание.
- Эвристические компетентности.
- Продуктивное обучение.
- Образовательный продукт.
- Образовательная ситуация.
- Происходящая теория обучения.
- Потенциал образовательного пространства.
- Потенциал содержания образования.
- Учебный метапредмет.
- Метапредметное содержание образования.
- Метапредметное задание.
- Деятельностное содержание образования.
- Фундаментальный образовательный объект.
- Культурно-исторический аналог.
- Индивидуальная образовательная траектория.
- Образовательное целеполагание.
- Образовательная рефлексия.
- Эвристический диалог.
- Компетенции человекосообразности.
- Компетенции эвристического учителя.
- Телекоммуникативные компетентности учащихся.
Принципы, закономерности
- Принцип человекосообразности образования (введён А.В.Хуторским).
- Принцип продуктивности обучения.
- Принцип первичности образовательного продукта ученика.
- Образовательный потенциал ученика при человекосообразном образовании возрастает.
- Эвристическая ориентация обучения ведёт к увеличению продуктивности образования и более качественному освоению традиционных образовательных стандартов.
- Если в основу образовательного целеполагания наряду с социальным заказом заложить потенциал человека, это приведёт к мотивированному продуктивному обучению и творческой самореализации.
Образовательные модели Научной школы:
- Модель образования как вселения человека в мир (во Вселенную).
- Модель эвристического обучения на основе диалога.
- Технология инноваций в образовании.
- Школа свободного развития (авторская школа А.В. Хуторского).
- Школа самореализации (авторская школа А.В. Хуторского).
- Школа русского космизма (модель).
- Студенческий педагогический клуб (форма педагогической подготовки).
- Центр дистанционного образования (действующее распределенное сетевое учреждение)
- Очно-дистантный ФПК.
- Школа-конкурс «Дистанционный учитель года» (система дистанционной конкурсной подготовки педагогов). Профессиональные конкурсы "Школа года", "Современный урок", "Творческая работа моего ученика" м др.
- Система дистанционных эвристических олимпиад.
Разработанные формы, методы, технологии обучения
- Эвристическое погружение - технология очного обучения.
- Происходящий метод обучения.
- Метод обратного диалога.
- Биографический метод обучения.
- Эвристическая олимпиада.
- Дистанционная эвристическая олимпиада.
- Дистанционный оргдеятельностный курс.
- Дистанционная ученическая конференция.
- Дистанционная научно-педагогическая конференция.
- Очно-дистантная педагогическая конференция.
- Очно-дистантный семинар.
- Оргдеятельностный семинар как форма очного и дистанционного обучения.
- Дистанционный профессиональный конкурс «Современный урок».
- Конкурсы «Школа года», «Дистанционная школа года», «Школьный сайт» и др.
- Дистанционная педпрактика.
- Дистанционная стажировка.
- Дистанционная ученическая конференция (онлайн-защита учащимися творческих и исследовательских работ).
- Эвристические классы (технология развития одарённости средствами учебных предметов).
- Эйдос-классы (подготовка учащихся к проведению творческих и исследовательских работ).
- Дистанционная консультация.
- Дистанционное тьюторство.
- Интернет-урок.
- Веб-семинар.
- Чат-школа.
Изучение инноваций
Содержание перечисленных инноваций раскрывается в изданиях Научной школы, развивается в ходе инновационных проектов, которые ведут школы - инновационные площадки.
Перечисленные инновации и связанные с ними проблемы исследуют учёные, соискатели кандидатских и докторских учёных степеней. Приглашаем тех, кому близки данные подходы, на дистанционные курсы для соискателей, на заседания Учёного совета с выступлениями, предзащитами, на конференции Научной школы.
Лицензия на право применения инноваций
Внимание! Если вы хотите применять перечисленные инновации, вам необходимо приобрести для этого право:
Лицензия на право применения педагогических инноваций Научной школы А.В. Хуторского.
Лицензия выдаётся для частных лиц и для организаций.
Обращаем внимание, что использование разработанных технологий, бренда, товарного знака "Эйдос" может происходить только на законных основаниях, при наличии договора или выданного сертификата.