Направления научной деятельности
В настоящее время Научная школа ведёт деятельность в следующих областях: педагогика, психология, дидактика, педагогическая инноватика, методология образования, управление образованием, дидактическая эвристика, методики обучения, дистанционное обучение, подготовка и переподготовка педагога, развитие одарённости учащихся, а также в смежных человековедческих науках: философии, антропологии.
Расширенный обзор основных направлений и результатов деятельности нашей Научной школы опубликован [1]. Перечислю лишь некоторые темы и проблемы исследований.
Компетентностный подход
Разработанный компетентностный подход, привлёк, пожалуй, наибольшее внимание педагогической общественности. Только на одну концептуальную статью, опубликованную в 2003 году [2], Российский индекс научного цитирования (РИНЦ) показывает более 1000 цитирований. Между тем, проблематика компетенций в общем и профессиональном образовании не исчерпана. Наоборот, данное направление остаётся одним из приоритетных. Перечень исследовательских проблем содержится в изданиях нашей Научной школы [3].
Метапредметный подход
Педагогические основы учебных метапредметов разработаны и реализованы нами ещё в 1990-х годах [4]. Сегодня, в связи с включением метапредметности в общеобразовательные стандарты для школ, данная проблематика получила новую актуальность. Обозначу выработанный нами метапредметный подход, который нуждается в дальнейшем развитии.
1. Метапредметные образовательные результаты базируются на метапредметном содержании образования и метапредметной деятельности учеников.
2. Метапредметное содержание концентрируется вокруг фундаментальных образовательных объектов (ФОО), которые присутствуют в учебных предметах и являются основой соответствующих метапредметов (метапредметных тем).
3. Метапредметная деятельность не сводится к общеучебной деятельности (как это заявлено в нынешних ФГОСах). Метапредметная деятельность всегда стоит «за» предметной. Например, деятельность, которая называется «наблюдение», является метапредметной по отношению к такими предметными деятельностями, как естественнонаучное наблюдение, литературное наблюдение, историческое наблюдение.
4. Метапредметная деятельность опирается на предметную деятельность. Учебные метапредметы и их объекты связаны с учебными предметами, они находятся «за» ними. Например, математический образовательный объект «функция» и литературный образовательный объект «поступок» могут иметь общий метапредметный объект «зависимость».
5. Диагностике и оценке подлежат два типа метапредметных результатов: а) внешние образовательные результаты (продукты) учеников; б) их внутренние личностные изменения (УУД, ЗУНы, компетентности, способности).
Дидактическая эвристика
Дидактическая эвристика является педагогической теорией, согласно которой образование строится на основе творческой самореализации учащихся и педагогов в процессе создания ими образовательных продуктов в изучаемых областях знаний и деятельностей.
В эвристическом обучении ученик изначально конструирует знания в исследуемой области реальности. Для этого ему предлагается реальный значимый объект (природное явление, историческое событие, материал для конструирования и т.п.), но не готовые знания о нём.
Полученный учеником продукт деятельности (гипотеза, сочинение, поделка и т.п.) затем с помощью учителя сопоставляется с культурно-историческими аналогами – известными достижениями в соответствующей области. В результате ученик переосмысливает, достраивает или драматизирует свой результат. Происходит личностное образовательное приращение ученика(его знаний, чувств, способностей, опыта), создаётся соответствующая продукция.
Основы дидактической эвристики изложены в отдельных изданиях [5], а также в статьях (www.khutorskoy.ru/books).
Распределённое образование
Наиболее массовой и востребованной инновацией стали разработанные Научной школой Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады [6]. С 1998 года проведено более 700 олимпиад, в которых приняло участие более 250 тыс. учащихся 1-11 классов.
Разработанная модель эвристических олимпиад позволяет реализовывать и развивать креативные, когнитивные, оргдеятельностные, коммуникативные, ценностно-смысловые качества личности школьников.
Кроме олимпиад, на основе интеграция педагогических и телекоммуникационных технологий, нами разработана система форм дистанционной деятельности, обеспечивающая принципиально новый тип образования – распределённого. Человек обучается не только в кирпичных стенах своей школы, но с помощью ИКТ-технологий – в любых виртуальных средах на основе телекоммуникаций.
Сама Научная школа ведёт деятельность распределённо.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ
В проведении исследований Научной школы, реализации их результатов участвуют Российская академия образования, Институт образования человека (eidos-institute.ru), Центр дистанционного образования «Эйдос» (eidos.ru), а также около 2 тыс. школ России.
Ежегодно учреждения Научной школы проводят:
- для учащихся: около 50 дистанционных эвристических олимпиад, около 40 дистанционных конкурсов и предметных недель, 2 очных и 2 дистантных ученических конференции, школьные образовательные туры в Москву и Санкт-Петербург;
- для педагогов соискателей, учёных: около 200 дистанционных курсов, порядка 10 дистанционных конкурсов, более 50 очных конференций и семинаров.
Расписание мероприятий на каждый учебный год публикуется на сайтах ЦДО «Эйдос» и Института образования человека. Пришлите запрос или вопросы по e-mail: info@eidos.ru.
Повышение квалификации педагогов
Научная школа осуществляет повышение квалификации педагогов в области освоения ими способов реализации ФГОС с позиций человекосообразности. Многие инновации Научной школы, такие как компетентностный и метапредметный подходы, технологии личностной ориентации обучения, вошли в содержание ФГОСов.
Конференции и семинары – проводятся несколько раз в год на базе Института образования человека в Москве, Санкт-Петербурге и в других городах.
Участники: школьные учителя, педагоги колледжей и вузов, воспитатели, методисты, завучи, управленцы образования, соискатели, учёные, авторы учебников.
Дистанционные курсы повышения квалификации – проводятся с 1998 года по расписанию и на заказ. В каталоге – более 500 дистанционных курсов.
Участники: учителя, педагоги дошкольного, дополнительного образования, администраторы. На дистанционных курсах Научной школы прошли подготовку около 15 тыс. педагогов.
Занятия проводятся по оргдеятельностной технологии Научной школы. Участники создают собственные разработки, получают учебные материалы, комментарии ведущего курса, знакомятся с разработками коллег. Для занятий достаточно электронной почты. Подробности по e-mail:courses@eidos.ru
Дистанционные педагогические конкурсы – проводятся для учителей на темы: «Творческий учитель года», «Моя учебная программа по ФГОС», «План-конспект урока по ФГОС», «Моя презентация к уроку», «Мой открытый урок», «Метод проектов на моих уроках», «Современный урок по ФГОС», «Внеурочное занятие по ФГОС», «Моя система оценки по ФГОС», «Творческая работа моего ученика», «Моя статья», «Методическая копилка».
Научно-методическая поддержка школ
В ряде школ под руководством представителей Научной школы ведутся системные исследования, проводятся выездные семинары на заказ (eidos-institute.ru/seminars), внедряются и отслеживаются разработанные инновации. Учителя-экспериментаторы участвуют в очных и дистанционных конференциях Научной школы, Интернет-педсоветах, публикуют результаты своих исследований в изданиях Научной школы.
Ведётся несколько направлений педагогического эксперимента, в том числе практико-ориентированные: «Эвристика на уроках», «Компетенции на уроках», «Интернет на уроках», «Исследования на уроках», «Разработка урока по ФГОС», «Программа развития УУД», «Защита учениками творческих работ», «Диагностика и оценка образовательных результатов».
Учителям и образовательным учреждениям Научная школа предлагает научно-методические услуги: помощь в разработке, экспертизе и реализации образовательных программ, проведении и анализе экспериментальных уроков, дистанционное обсуждении опыта, выдача Свидетельств и Сертификатов для аттестации, получения грантов и др.
Подготовка научных кадров
Обучение научному творчеству происходит одновременно с самим научным творчеством.
Формы подготовки научных кадров: очные и дистанционные конференции, семинары, веб-форумы научной школы, дистанционный Учёный совет Института образования человека, на заседаниях которого обсуждаются диссертационные исследования, программы, методики, другие разработки.
Для соискателей предоставляются услуги: отзывы на авторефераты, рецензии, экспертные заключения, научное руководство, оппонирование, публикация статей.
Учителя-экспериментаторы участвуют в реализации Программ Научной школы, в очных и дистанционных конференциях, публикуют результаты своих исследований в изданиях Научной школы.
Публикации: Научная школа публикует статьи, сборники трудов, электронные и бумажные издания в издательстве «Эйдос», выпускает периодические издания Интернет-журнал «Эйдос», Вестник Института образования человека, ведёт общедоступные электронные рассылки (30 тыс. подписчиков).
Награды
Научная школа учредила Медаль Сократа, которой награждаются педагоги, учёные, внесшие значительный вклад в разработку её научных основ и творческую самореализацию учащихся.
Сноски:
[1] Хуторской А.В. Методология педагогики : человекосообразный подход. Результаты исследования: Научное издание. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2014. — 171 с. (Серия «Научная школа»).
[2] Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования // Народное образование. – 2003. – №2. – С.58-64.
[3] Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.; Хуторской А.В. Компетентностный подход в обучении : Научно-методическое пособие. — М. : Издательство «Эйдос»; Издательство Института образования человека, 2013. — 73 с. : ил. (Серия «Новые стандарты»)
[4] Хуторской А.В. «Стихии мира» в экспериментальном метапредмете «Мироведение» // Частная школа. – 1992. – № 2. – С. 18-29; Хуторской А.В. Метапредмет «Мироведение»: Экспериментальный интегрированный курс. Пособие для учителя. – Черноголовка, 1993. – 70 с.;Хуторской А.В. Метапредмет «Числа»: Экспериментальный интегрированный курс. – Черноголовка, 1994. –68 с.
[5] Хуторской А.В. Дидактическая эвристика: Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. - 416 с.; Эвристическое обучение. В 5 т. Т.1. Научные основы. Т.2. Исследования. Т.3. Методика. Т.4. Интернет и телекоммуникации. Т.5. Уроки / под ред. А. В. Хуторского. — М.: ЦДО «Эйдос», 2010-2015. (Серия «Инновации в обучении»).
[6] Инновации в образовании. Дистанционные эвристические олимпиады : сб. науч. тр. / под ред. А.В.Хуторского. – М.: Элит-полиграф, 2008. – 344 с.