План исследований Научной школы (НШ) рассчитан на текущий период, который характеризуется тем, что в России законодательно введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), которые имеют как положительные черты (например, личностный вектор образования), так и отрицательные (научные и методологические ошибки, например, декларация в качестве основного – системно-деятельностного подхода, излишний психологизм, пренебрежение достижениями современной педагогики, необоснованность классификаций образовательных результатов и УУД, отделение личностных результатов от предметных и метапредметных, неправомерное отождествление метапредметных и общеучебных деятельностей, неразработанность системы диагностики и контроля заявляемых результатов, отсутствие системы реализации, и др.).
Ситуация характеризуется также возросшей напряженностью в образовательном сообществе (ученики, их родители, учителя, вузовские педагоги, администраторы образования), вызванной неквалифицированными, зачастую нечеловекосообразными решениями, документами и действиями представителей нынешней системы управления образованием в стране. Чиновники делают попытки сделать школу инструментом принуждения, наказания, ограничения прав человека на собственное образование. Ученику навязывают экзамены (ЕГЭ), которые не соответствуют законодательно принятым ФГОСам, не учитывают индивидуальных потребностей и особенностей самого учащегося. Неэффективная деятельность минобрнауки привела к тому, что общество признаёт его самым худшим из всех министерств.
Исследования Научной школы в определённой степени направлены на исправление данной ситуации. С одной стороны, необходимо выявить ошибки ФГОСов и сопровождающих их документов, найти способы их исправления, применяя для этого наработки Научной школы человекосообразного образования, с другой – определить формы, методы и технологии работы учителя, методиста и администратора, которые помогут им работать в условиях несовершенных стандартов, имеющихся противоречий действительным потребностям и условиям жизни современного учащегося.
Проблема исследований. Проблемой, на решение которой направлены исследования Научной школы А.В.Хуторского определяется наличием у каждого ученика персонального образовательного потенциала и отсутствием в современной образовательной системе достаточных условий для выявления и реализации такого потенциала.
Основная цель исследований: проектирования и реализации позиций, содержания, технологий, форм и методов человекосообразного образования в современном социуме в условиях действующего законодательства и напряженной ситуации, созданной чиновниками, работающими в системе образования.
Новизна и значимость исследований: человекосообразность отличается от личностной ориентации образования. Понятие «человек» является более широким, нежели понятие «личность», а потому человекосообразное образование по своему потенциалу является более ёмким, основополагающим и вариативным, чем личностно-ориентированное. Смысл же человекосообразного образования определяется смыслом самого человека.
Отсюда следует, что, опираясь на достижения в области личностно-ориентрованного образования, необходимо придти к решению принципиально новых для педагогической теории и практики задач: разработке доктрины, концепции, содержания, технологий, системы оценки результатов человекосообразного типа образования.
Цели исследований
Основной вектор исследований Научной школы: человекосообразность образования. Цель образования — самореализация человека. Задача научной школы — приведение системы образования в соответствие данной цели, то есть обеспечению реализации миссии человека путём его обучения.
Каковы исследовательские цели Научной школы?
Основная цель исследований – проектирование и реализация человекосообразного типа образования.
Эта цель выражается в исследовательских задачах:
1. Выявить потенциал человека, который может быть реализован в процессе его образования.
Данная задача порождает ряд исследовательских вопросов:
- Что такое образовательный потенциал человека? Каков его источник, состав, содержание, формы существования, проявления, развития? Как и при каких условиях потенциал может меняться? Будет ли потенциал уменьшаться при его реализации?
- Относительно каких критериев необходимо определять потенциал учащегося человека? Должны ли сюда кроме сенсорных (физических), интеллектуальных и эмоциональных качеств входить экстрасенсорные человеческие способности типа интуиции, ясновидения, чтения мыслей на расстоянии?
- Как определять и формулировать содержание, изменение содержания потенциала человека? Что именно должно быть раскрыто в человеке в процессе его образования?
- Как определить и обеспечить духовную составляющую реализации образовательного потенциала ученика?
2. Определить миссию человека по отношению к основным сферам окружающего мира и формы конкретизации этой миссии применительно к изучаемым образовательным областям.
Миссия человека – то, что следует из смысла его существования. Миссия ученика – составная часть миссии человека, условие её реализации. Данные понятия в педагогике, дидактике, методиках обучения практически не исследованы. Между тем, миссии человека – основа формулирования целей его образования.
Исследовательские вопросы:
- Что такое миссия человека с точки зрения его образования? Какова специфика этой миссии применительно к человеку как ученику?
- Кем, как и зачем задаётся, определяется миссия человека (ученика)? Какова роль основных групп заказчиков образования в определении миссии ученика?
- Как миссия ученика соотносится с процессом её выполнения? Как при этом меняется образовательный процесс?
- Существуют ли общая и индивидуальная составляющие миссии ученика? Как их определить? Как реализовывать?
- Каково соотношение между такими характеристиками образования, как человекосообразность, природосообразность, культуросообразность, социосообразность, личностная ориентация, свободное развитие?
3. С помощью каких образовательных технологий и средств обеспечить самореализацию ученика в современных условиях?
Речь идёт о том, что человек, каким бы потенциалом он не обладал, живёт «здесь и сейчас», т.е. вынужден адаптироваться к окружающей среде во всех её формах: культурных, семейных, производственных, природных, технических и т.п. Человек не может и не должен быть «социальным инвалидом», поэтому при наличии самых различных потенциальных качеств, он взаимодействует именно в том мире, какой есть. Отсюда следует необходимость, прежде всего, компетентностного и адаптивного подходов к образованию.
- Каким должно быть образование человека, чтобы были выявлены его скрытые заложенные возможности?
- Какова должна быть технология осуществления миссии ученика по отношению к ключевым категориям образовательных областей?
- Какими должны быть стандарты, структура, содержание и система контроля образования, чтобы оно решало насущные проблемы текущей жизни ученика?
Субъекты и заказчики исследований
Представители Научной школы ведут исследования по собственным планам, решая проблематику ключевых направлений Научной школы. Они выступают субъектами исследований: разработчиками и реализаторами планируемых результатов. Это, прежде всего, сотрудники учреждений, которые работают в русле Научной школы человекосообразного образования. К ним относятся Институт образования человека, Центр дистанционного образования «Эйдос», школы и вузы, академии, деятельность которых включает исследования Научной школы.
Есть те, кто заинтересован в реализации разработок Научной школы, освоении и внедрении её инноваций. Любые учителя, школы, учёные, соискатели учёных степеней имеют возможность присоединиться к деятельности Научной школы. Научная школа оказывает поддержку желающим в форме научно-методических услуг.
Заказчиками исследований и научно-методических услуг являются частные лица (педагоги, учёные, учащиеся, их родители и др.), образовательные и научные учреждения, выразившие желание участия в реализации Программы или плана исследований Научной школы А.В.Хуторского, её частей или проводимых мероприятий.
Научно-методические услуги предоставляются двух видов:
1) освоение (внедрение) уже разработанных инноваций Научной школы;
2) участие в исследованиях с целью получения новых результатов.
Научно-методические услуги по внедрению инноваций или организации педэксперимента оказываются на сроки от 1 месяца до 3 лет.
Заказчик выбирает из предлагаемого перечня инноваций и тем эксперимента те, которые соответствуют его потребностям, целям и приоритетам, высылает в Институт образования человека предварительную заявку. Затем обсуждаются условия сотрудничества, между Заказчиком и Институтом образования человека заключается договор.
Заявка на участие в исследованиях или внедрении инноваций Научной школы
Заявка высылается по e-mail: info@eidos-institute.ru
Тема письма: Заявка на внедрение инновации (участие в исследованиях) от (указывается фамилия Заказчика)
В самом теле письма (без вложенных файлов) пишется :
Руководителю Научной школы
д.п.н., чл.-корр. РАО Хуторскому А.В.
Предварительная заявка на внедрение инновации (или: участие в исследованиях)
Прошу оказать научно-методические услуги по внедрению инновации (либо: включить меня (нашу школу, творческую группу) в состав участников исследований Вашей Научной школы).
1. Ф.И.О. (полностью), должность, место работы, e-mail, сайт, тел.
2. Название внедряемой инновации (планируемого эксперимента):
3. Количество и состав участников (учителей вашей школы, учеников ,др.):
4. Какие задачи Вы хотите решить с помощью инновации (исследования)?
5. На какой срок планируете сотрудничество.
6. Каковы предполагаемые источники оплаты за научно-методические услуги (собственные средства, фонд школы, грант, и то и другое, иные).
7. Дополнительные пожелания, вопросы.
После получения заявки вам будет выслана необходимая информация
К каждому учителю, соискателю, школе, с которой заключен договор, прикрепляется персональный куратор от Научной школы. Он оказывает профессиональную помощь и поддержку по выбранным направлениям или темам.
По итогам экспериментальной или инновационной работы для школы или её представителей (директора, завучей, учителей), которые на месте осуществляли организацию научно-методической или опытно-экспериментальной деятельности могут заказать официальное Свидетельство.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цель исследований Научной школы А.В. Хуторского - проектирование и реализация основных идей человекосообразного образования в условиях действующих образовательных стандартов (ФГОС).
Задачи исследований
Задачи исследований, экспериментов и инноваций Научной школы применительно к общеобразовательной практике школ и учителей, которые сотрудничают с ЦДО «Эйдос».
1.Разработать содержание базовых понятий Научной школы, создать соответствующий тезаурус.
2. Воплотить основные идеи Научной школы в конкретных новых технологиях обучения.
3. Разработки и реализации взаимодействия с субъектов образовательного процесса.
4. Осуществить научные исследования по выбранным направлениям деятельности Научной школы сотрудниками кафедр ЦДО «Эйдос».
5. Осуществлять руководство диссертационными исследованиями соискателей ученых степеней и званий в сфере концепции Научной школы.
6. Расширять издательскую деятельность (бумажные и электронные издания) как форму реализации основных идей Научной школы, ее взаимодействия с субъектами учебного процесса.
7. Разработать технологии взаимодействия с исследователями-представителями Научной школы.
8. Создать Ученый Совета Научной школы
9. Разработать технологии интегрирования дистанционных мероприятий кафедр ЦДО «Эйдос» в очный учебный процесс.
- Разработка форм и методов реализации эвристических Интернет-уроков.
- Разработка структуры и содержания очного урока на основе выполнения школьниками заданий дистанционной эвристической олимпиады.
- Разработка Положения о сопровождении представителями Научной школы индивидуальной образовательной деятельности:
– ученика,
– группы,
– школы
В каждой предметной области, исходя из участия данных субъектов в дистанционных мероприятиях ЦДО «Эйдос» (тьюторство). Реализация Положения о тьюторстве в деятельности предметных кафедр ЦДО «Эйдос».
10. Разработать типологию и технологии проведения выездных очных, очно-дистантных семинаров представителями Научной школы.
11. Разработать структуру и содержание компетенций:
- эвристического учителя,
- учителя-исследователя,
- учителя-экспериментатора.
12. Разработать и реализовать в практике деятельности ЦДО «Эйдос» программы подготовки дистанционного учителя эвристического типа (определение удельного веса дистанционной составляющей для развития той или иной компетентности учителя)
13.Развитие и диагностика эвристических качеств личности субъекта учебного процесса (учащийся, учитель. родитель) в проектировании и реализации эвристического обучения в школе
14. Диагностика уровня сформированности личностных (эвристических и др.) качеств ученика на различных ступенях и уровнях эксперимента, по отношению к выделенным учебным предметам и видам учебной деятельности.
Субъекты исследований
- Ученики
- Учителя
- Классные руководители
- Методические объединения
- Родители
- Дистанционные педагоги
- МОУ
- Учёные
Предмет исследований
Предметом исследований является изучение соотношений:
- репродуктивного и продуктивного составляющих в содержании образования,
- внутреннее и внешнее содержание образования ученика и учителя,
- воспитательный и дидактический компонент содержания образования эвристического типа потенциала и одаренности,
- изменение потенциала ученика в процессе образования,
- взаимосвязь между потенциалом и компетентностями,
- модели ученического потенциала,
- взаимодействие потенциала учителя и ученика (самодвижение ученика посредством учителя, отдельного ученика, учеников, обучающихся дистантно),
- выявление разных уровней потенциала ученика.
Формы деятельности Научной школы
- Конференции Научной школы
- Выездные семинары Института образования человека
- Дистантные мероприятия ЦДО «Эйдос» (эвристические олимпиады, курсы, конкурсы-проекты)
- Педагогический эксперимент в школах
- Проведение очных, очно-дистантных, дистантных научных, научно-практических конференций
- Оказание НМУ субъектам образовательного процесса
- Издательская деятельность (издание книг, монографий, сборников научных статей)
- Журнал ЦДО «Эйдос»
- Участие в проектах на основе грантов РФФИ, РГНФ и др.
- Выполнение и защита диссертаций.
- Руководство экспериментальными исследованиями.
Направления исследований и проблематика
1. Заказчики образования. Кому и зачем необходимо образование?
- Заказчики образования: человек, семья, род, школа, регион, государство, человечество, Вселенная. Их роль в определении смысла и целей образования. Понятия и принципы школы русского космизма.
- Роль субъектов образования в постановке целей. Зоны ответственности. Соотношение целей политиков, чиновников, управленцев, педагогов, учащихся, родителей. Смысл и цели образования в компетентностной парадигме. Факторы, способствующие и препятствующие целеобразованию.
- Все ли школы одинаковы? Альтернативные типы образования в современных условиях. Смысл и цели различных образовательных систем.
2. Смыслы и цели образования. Как определять смыслы и проектировать цели образования?
- Типология целей в образовании. Специфика и закономерности целеполагания в образовании.
- Уровни образовательного целеполагания: государство, регион, школа, учебный предмет, урок.
- Изменения в целях образования: кому и зачем они необходимы? Проблемы проектирования модернизации образования. Роль различных институтов в обновлении образования. Общественный контроль за экспериментами в образовании.
- Отражение смыслов и целей образования в стандартах, учебниках, технологиях обучения, системе контроля (ЕГЭ и др.).
- Технология образовательного целеполагания на разных уровнях педагогической реальности:
– цели в учебном процессе,
– цели в учебном курсе,
– цели школы, гимназии, лицея
– цели в инновационной школе,
– цели системы обучения. - Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования.
3. Дидактическая эвристика – теория и технология креативного обучения
- Личностная ориентация эвристического обучения. Продуктивная ориентация образования.
- Соотношение своего и «чужого» в процессе обучения. Культурно-исторические аналоги образовательной продукции учащихся.
- Ситуативное обучение – технология развития одарённости.
- Открытое задание в учебном процессе. Рождение знаний в обучении.
- Эвристические методы и формы обучения
- Что проверяется и оценивается в эвристическом обучении?
- Границы применимости эвристического обучения. Инновационные задачи внедрения и освоения эвристического обучения.
4. Компетентностный подход в образовании
- Методологические, психолого-педагогические и дидактические проблемы компетентностного подхода
- Личностный и социальный векторы компетенций. Соответствие компетентностного подхода самореализации человеческого начала.
- Специфика ключевых, метапредметных, предметных компетенций. Состав компетенций. Индикаторы сформированности компетентностей.
- Функции компетенций в модернизации образования; содержание вводимых новшеств; факторы, способствующие и препятствующие компетентностному подходу.
- Особенности разработки и внедрения компетенций в школе, вузе, в других учреждениях сферы образования.
- Изменения в целях, содержании, формах, методах, системе контроля при компетентностном подходе.
- Специфика компетентностного подхода в дистанционном, эвристическом и других типах обучения.
- Формы и методы компетентностно-ориентированного обучения. Компетенции и портфолио ученика.
- Каким должен быть компетентностно-ориентированный учебник?
- Реализация компетентностного подхода на разных ступенях обучения (начальная, средняя, профильная школа), для разных типов образовательных учреждений (школы, гимназии, лицеи)
- Как в школе организовать эксперимент по внедрению компетентностного подхода? Этапы и условия научного руководства. Дистанционное сопровождение эксперимента.
- Образовательная программа школы: как составить и реализовать в ней компетентностную составляющую?
- Что меняется в школе при введении компетентностного подхода? Роль директора, завуча, методиста в реализации компетентностного подхода.
- Компетенции на уроке: какова методика их применения? Как развивать компетентности учащихся средствами учебного предмета?
- Подготовка и переподготовка учителя в отношении компетентностного подхода.
- Компетенции эвристического учителя.
5. Метапредметный подход в образовании
- Каковы смыслы, цели и ожидаемые результаты образования с позиций метапредметного подхода?
- Метапредметное содержание образования. Предметное и метапредметное.
- Метапредметные образовательные результаты с позиций ФГОС и Научной школы человекосообразности.
- Метапредметный подход в проектировании уроков, тем, учебных программ. Метапредметные задания для уроков
- Как оценивать метапредметные образовательные результаты учащихся?
- Как должна меняться школа? Цели и задачи педагогического эксперимента по реализации метапредметного подхода в условиях внедрения новых образовательных стандартов.
6. Системно-деятельностный подход
- Модель системно-деятельностного обучения и самореализации учащихся.
- Самореализации учащегося с помощью универсальных учебных деятельностей и действий.
- Кретивные, когнитивные, коммуникативные, оргдеятельностные, ценностно-смысловые действия и деятельности.
- Целеполагание и рефлексия как основные элементы системно-деятельностного подхода на уроке.
- Система проектной деятельности в школе.
- Индивидуальная образовательная траектория ученика.
- Индивидуальная образовательная программа ученика.
7. Дистанционное образование и его место в общем образовании
- Изменение смысла и целей общего образования в результате введения телекоммуникаций.
- Интеграция дистанционных эвристических олимпиад и очного учебного процесса: преимущества, проблемы, проекты.
- Урок как дистанционная эвристическая олимпиада
- Дистанционные курсы – альтернатива или дополнение?
- Интернет-коммуникации учеников и педагогов: проблема постановки целей.
- Электронные учебные и учебно-методические пособия: перспективы развития и применения.
8. Управление инновациями
- Образовательная программа школы: методика составления и корректировки.
- Планирование экспериментального учебного процесса.
- Постановка целей в учебном предмете.
- Обучение целеполаганию учеников и педагогов.
9. Современный урок
- Структура урока, ориентированного на творческую самореализацию учащихся.
- Образовательная ситуация. Технология сопровождающего обучения на уроке.
- Метод «погружения», метод проектов, другие активные методы обучения на уроках.
- Творческие работы. Защита творческих работ.
- Личный опыт ученика на уроке как компонент содержания его образования.
- Ученическое портфолио. Методика его применения для повышения эффективности урока.
- Диагностика и оценка уровня усвоения стандартов и личностных достижений учащихся.
Мероприятия и проекты, проведённые Научной школой под руководством А.В.Хуторского (архив)
Всероссийские научно-педагогические конференции
Ежегодно Научная школа Хуторского проводит 5-7 конференций и десятки семинаров по расписанию и на заказ.
XXV Всероссийская научно-педагогическая конференции «Миссия ученика в образовании: инновационные проекты для школ», посвященная 20-летию ЦДО "Эйдос", Москва, 1-3 ноября 2018.
Конференция Научной школы А.В.Хуторского на тему «Воспитание в обучении: развитие и диагностика ценностно-смысловых УУД», 24–26 января 2018 года, Москва.
XXXVI Всероссийская научно-педагогическая конференция «МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ДИАГНОСТИКА И ОЦЕНКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ» (1-3 ноября 2016 г., Москва).
XXXV Всероссийская научно-педагогическая конференция "ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ОСНОВНОГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ" (24-26 августа 2016 г., Москва).
...
XXIII Всероссийская научно–педагогическая конференция на тему «Универсальные учебные действия и деятельности в условиях реализации ФГОС» (4-6 июня 2014 г., г. Москва).
XXI Всероссийская научно–педагогическая конференция на тему «Новые образовательные стандарты: метапредметный подход» (22-24 января 2014 г., г. Москва).
Конференция "Новые образовательные стандарты: развитие, диагностика и оценка компетентностей учащихся" (29 марта 2013 г., г. Москва).
Конференция "Ценностно-смысловые результаты духовно-нравственного образования и воспитания учащихся в условиях реализации ФГОС"(23-25 января 2013 г., г. Москва).
XV Всероссийская научно-педагогическая конференция на тему "Универсальные учебные действия и деятельности в обучении по новым стандартам" (7-9 ноября 2012., г. Москва).
XIV Всероссийская научно-педагогическая конференция на тему "Новые образовательные стандарты: МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД" (24 августа 2012 г., г. Москва).
XII Всероссийская научно-педагогическая конференция на тему "Новые образовательные стандарты: системно-деятельностный подход" (Москва, 27-29 марта 2012 г.)
XI Всероссийская научно-практическая конференция «Новые образовательные стандарты: диагностика и оценка образовательных результатов», 1-3 ноября 2011 г
X Всероссийская научно-практическая конференция «Новые образовательные стандарты: человекосообразный подход», 2011, март.
IX Всероссийская научно-практическая конференция «Компетенции ученика и педагога в современной школе», 2010.
VIII Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в образовании: Эвристическое обучение», 2009.
VII Всероссийская научно-практическая конференция «Инновации в образовании: Человекосообразный ракурс», 2008.
VI Всероссийская научно-практическая конференция «Современный учебник: Проблемы проектирования и методики использования в условиях модернизации образования», 2004.
V Всероссийская научно-практическая конференция «Человек и его изменение в телекоммуникационных системах», 21-23 июня 2004 г..
IV Всероссийская научно-практическая конференция «Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования», 26 июня 2003 г
III Всероссийская научно-практическая конференция «Ученик в обновляющейся школе», 17 июня 2002 г.
II Всероссийская научно-практическая конференция «На пути к 12-летней школе», 25 мая 2000 г.
I Всероссийская научно-практическая конференция «Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент», 3 июня 1999 г..
Выездные семинары Научной школы
2012 – 2019 гг. – Проведено множество выездных семинаров в регионах России, в Казахстане.
«Методика реализации компетентностного подхода в обучении», семинар, п. Басакин Волгоградской обл., 13-15.12.2011 г.
«Инновационные педагогические технологии», семинар, г. Байконур, 31.11-03.12.2011 г.
«Методика организации исследовательской деятельности школьников с использованием ИКТ», семинар, г. Нижневартовск, 9-11.11.2011 г.
«Компетентностный подход в теории и практике современного образования», семинар, г. Киев, 4-8.07.2011 г
«Инновации в школе» - Оргдеятельностный педагогический семинар, г. Санкт-Петербург, 5-9 июля 2010 года
«Педагогический эксперимент в школе» - Оргдеятельностный педагогический семинар, г.Анапа, 6-10 июля 2009 года.
«Педагогический эксперимент на уроке» - Оргдеятельностный педагогический семинару, г.Белокуриха (Алтай), 7-11 июля 2008 года
«Инновации на уроке» - Очный выездной семинар на Байкале, пос.Листвянка, г.Москва, 2-6 июля 2007 года.
«Компетенции в школьном образовании» - Очный оргдеятельностный педагогический семинар, г.Сургут, 15-16 декабря 2006 года.
«Технологии творческого обучения» - Выездной научно-практический семинар, п.Ольгинка Краснодарского края, 16-22 июля 2006 года.
«Личностно-ориентированное направление модернизации образования» - Очный семинар, г.Нижний Тагил, 10-12 января 2005 года, 270 участников.
«Человек и его изменение в телекоммуникационных системах» - Очная научная конференция. Под эгидой РФФИ. г.Москва, РАО, 21-23 июня 2004 г.
«Проблемы модернизации очного и дистанционного образования». г.Владивосток, 12-13 августа 2003 года, 100 участников.
«Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 26 июня 2003 г.
«Ученик в обновляющейся школе» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 17 июня 2002 года.
«Творчество в образовании» - Очный мастер-класс, г.Оренбург, 24 апреля 2002 года, 95 участников
«Качество образования: новые подходы в условиях федерального эксперимента по введению единого государственного экзамена» - Республиканский педсовет, г.Алдан (Якутия), 3 -8 декабря 2001 года, 205 участников.
«Телекоммуникационные центры в школе» - Очный международный семинар, г.Гюмри, Армения, 29 ноября - 1 декабря 2000 года, 70 участников.
«На пути к 12-летней школе» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 25 мая 2000 года
«Школа 2000: Концепции, методики, эксперимент» - Очная научная конференция. г.Москва, РАО, 3 июня 1999 года.
Дистанционные научно-педагогические конференции
XIII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция «Новые стандарты образования: инновации и компетентность», 25 августа - 5 сентября 2011 г.
XII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Инновации в образовании: человекосообразный подход», 25 августа - 5 сентября 2010 г.
XI-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Педагогический эксперимент в школе», 26 августа - 5 сентября 2009 г.
X-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Эвристическое обучение», 26 августа - 7 сентября 2008 г
IX-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Компетенции в образовании», 22 августа - 8 сентября 2007 г.
VIII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-педагогическая конференция на тему «Смысл и цели образования», 22 августа - 8 сентября 2006 г.
VII-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема «Инновации в образовании», 25 августа - 10 сентября 2005 г.
VI-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема «Телекоммуникации в образовании», 25 августа - 10 сентября 2004 г.
V-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция. Тема «Профильное обучение в школе», 26 августа - 10 сентября 2003 г.
IV-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 26 августа - 10 сентября 2002 г.
III-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 23 августа - 10 сентября 2001 г.
II-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 23 августа - 10 сентября 2001 г.
I-я Всероссийская дистанционная августовская научно-практическая конференция, 24-31 августа1999 г.
Методологические семинары
«Модернизация дистанционных курсов» - Дистанционный методологический семинар для сотрудников ЦДО «Эйдос», 16 февраля – 15 марта 2010 г.
«Эвристические олимпиадные задания» - Дистанционный методологический семинар для сотрудников ЦДО «Эйдос», 25 сентября – 11 ноября 2007 г.
«Планирование работы Научной школы в 2007-2008 уч.году» - Заседание лаборатории методологии образования, г.Москва, 17 сентября 2007 г.
«Опытно-экспериментальная работа Научной школы» - Заседание лаборатории методологии образования, г.Москва, 14 июня 2007 г.
«Смыслы и цели образования: инновационный аспект» - Методологический семинар, г.Москва, 20 апреля 2007 г.
«Технологии творческого обучения». Очный научно-практический семинар. Место проведения: Краснодарский край, п.Ольгинка, 16-22 июля 2006 г.
«Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании». Дистанционный методологический семинар. Ведущая: Г.М.Кулешева, 2-10 сентября 2005 г.
«Дистанционные эвристические олимпиады в общеобразовательном процессе». Дистанционный методологический семинар. Ведущий - Г.А.Андрианова, канд. пед. наук, 25 августа - 10 сентября 2004 г.
«Индивидуальная творческая траектория ученика с помощью телекоммуникаций». Дистанционный методологический семинар. Ведущий - Г.М.Кулешева, 25 августа - 10 сентября 2004 г.
«Дистанционные профильные курсы в старшей школе». Дистанционный методологический семинар, 25 августа - 10 сентября 2004 г.
«Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования в России: Проблемы учебника». Дистанционный методологический семинар. Ведущий: А.В.Хуторской, докт. пед. наук, 19-24 апреля 2004 г
«Современный учебник как средство самореализации ученика и учителя». Очный методологический семинар. (Стартовые сообщения: чл.-корр. РАО Бим И.Л., акад. РАО Боголюбов Л.Н., чл.-корр. РАО Виноградова Н.Ф. и др.), 8 апреля 2004 г.
«Принцип природосообразности как методологическое основание проектирования систем и технологий обучения» (Стартовый доклад: Кушнир Алексей Михайлович, канд. психол. наук), 25 декабря 2001 г.
«Ученический компонент» в школьном образовании» (Стартовые доклады: Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук; Бим Инесса Львовна, докт. пед. наук, проф., чл.-корр. РАО), 19 октября 2000 г
«Профильное и предпрофильное обучение в школе» (Стартовые доклады: Боголюбов Леонид Наумович, докт. пед. наук, чл.-корр. РАО; Орлов Владимир Алексеевич, канд. пед. наук, вед. науч. сотр.), 22 февраля 2001 г.
«Личностно-ориентированный учебник» (Стартовые доклады: Красновский Эрнст Абрамович, канд. пед. наук; Оржековский Павел Александрович, докт. пед. наук), 7 декабря 2000 г.
Очно-дистантные конференции, интернет-педсоветы
Компетентностный подход в образовании: основы внедрения, г. Москва, 27 августа 2010 г.
Современный урок: метапредметный подход, г. Москва, 20 августа 2010 г
Инновации в школе: человекосообразный подход, г. Москва, 25 июня 2010 г.
Инновации на уроке: индивидуальная образовательная траектория, г. Москва, 11 июня 2010 г.
Компетентностный подход: методы диагностики и оценки образовательных результатов учащихся, г. Москва, 28 мая 2010 г.
ИКТ – компетенции: диагностика и оценка, г. Москва, 26 февраля 2010 г.
Интернет-технологии в обучении, г. Москва, 12 февраля 2010 г.
Современный урок: формы и методы человекосообразного обучения, г. Москва, 18 декабря 2009 г
Управление развитием школы: компетентностный подход, г. Москва, 20 ноября 2009 г.
Инновации в образовании: эвристическое обучение, г. Москва, 06 ноября 2009 г
Педагогический эксперимент в школе: технология организации и проведения, г. Москва, 02 октября 2009 г.
Интернет-технологии на уроке, 18 сентября 2009 г.
Общеучебные компетентности учащихся: методика развития, г. Москва, 11 сентября 2009 г.
Современный урок: методы развития творческих способностей, г. Москва, 26 июня 2009 г., 20 августа 2009 г.