Полезные ссылки:
- Положение о Научной школе
- Как стать членом Научной школы
- Курсы для соискателей: доктор наук, кандидат наук
Статус Научной школы А.В. Хуторского
Это общественное объединение в форме научно-педагогического движения, которое включает в себя педагогов, методистов, учёных, соискателей, учащихся, администраторов образования, учреждения образования и науки, которые разделяют ориентиры Научной школы и участвуют в их реализации.
Научная школа является распределённой. Её участники и представители находятся в различных городах, странах. Территориальная удалённость преодолевается с помощью интернет-коммуникаций (форумы, соцсети, электронные рассылки).
Имеется Концепция и Программа Научной школы, планы исследований и программы педагогического эксперимента по отдельным направлениям, которые реализуются через представителей Научной школы, экспериментальные площадки. Члены Научной школы публикуют статьи, книги (см. выборку 500 трудов по основным темам).
Лидер Научной школы
Андрей Викторович Хуторской, доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, академик Международной педагогической академии, академик Международной славянской академии образования им. Я.А.Коменского, директор Института образования человека.
Обосновал и ввёл в педагогику принцип человекосообразности образования. Разработал теорию и методикукомпетентностного обучения, в которой разделил компетенции (внешние нормы) и компетентности (внутренние качества человека). Разработал метапредметный подход, ряд учебных метапредметов. Создал дидактическую эвристику– теорию и технологию креативного обучения, развития одарённости средствами учебных предметов.
Организатор распределённой деятельности Научной школы, которая ежегодно проводит более 100 семинаров, конференций, курсов повышения квалификации. Председатель дистанционного Учёного совета. Член бюро Отделения философии образования и теоретической педагогики Российской академии образования. Главный редактор Интернет-журнала «Эйдос», Вестника Института образования человека.
Автор и редактор более 1000 работ в области педагогики, дидактики, современных методик и технологий обучения. Наиболее известные книги: «Развитие одарённости школьников» (2000); «Современная дидактика» (2001, 2007); «Дидактическая эвристика» (2004); «Методика личностно-ориентированного обучения» (2005); «Педагогическая инноватика» (2007); «Основы обучения: Дидактика и методика» (в соавторстве с В.В.Краевским, 2007-2008); «Интернет в школе» (2000); «Информатика и ИКТ в начальной школе» (в соавторстве с Г.А.Андриановой, 2009); «Эвристическое обучение» (1998; 2010-2012), «Метапредметный подход в обучении» (2012). «Методология педагогики" (2014), «Доктрина образования человека в Российской Федерации» (2015), «Дидактика» (2017), «Педагогика» (2019).
А.В. Хуторской является действующим лидером Российского индекса научного цитирования (РИНЦ) среди 50 тысяч авторов – педагогов и психологов России.
Предшественники, участники, представители Научной школы
Исходным позициям Научной школы близки и созвучны исследования многих ученых. Предшественниками создания и оформления Научной школы человекосообразности являются: Сократ, Ж.-Ж.Руссо, Л.Н.Толстой, Н.Ф.Фёдоров, К.Э.Циолковский, А.Л.Чижевский, В.И. Вернадский, П.А.Флоренский, Н.А.Бердяев, Bл. Соловьев, Д.Л.Андреев,К.Д.Ушинский, П.Ф.Каптерев, Ю.К.Кулюткин, В.Н.Пушкин, Н.К.Рерих, Г.И.Гурджиев, В.И.Журавлёв, Б. Г. Ананьев, Г.Я.Буш, Я.А.Пономарев, А.Н.Лук, Д.Пойа и др.
В русле данной Научной школы и в смежных с нею направлениях работали или продолжают работать современные философы, педагоги, психологи: Ш.А.Амонашвили, В.И.Андреев, Е.В.Бондаревская, Б.М.Бим-Бад, А.П.Боровик, Н.М.Борытко, А.А.Востриков, В.В.Гузеев, В.И.Деревянко, И.А.Зимняя, В.П.Зинченко, В.П.Казначеев, В.В.Краевский, Н.Б.Крылова, А.М.Кушнир, М.И.Махмутов, А.А.Остапенко, Л.К.Рахлевская, В.Г.Рындак, В.В.Сериков, В.И.Слободчиков Н.Н.Халаджан, Л.Н.Хуторская, В.Д.Шадриков и др. Сегодня в направлении Научной школы активно работают учёные: А.В.Хуторской, А.Д.Король, С.Г.Воровщиков, Г.А.Андрианова, Ю.В.Скрипкина, Т.В.Свитова и др.
Многие учителя школ, вузовские педагоги России и других стран опираются на положения Научной школы человекосообразности. Их взаимодействие с Научной школой происходит путём участия в очных и дистанционных мероприятиях, которые проводит Научная школа, через книги и статьи, которые издаются А.В.Хуторским и его коллегами.
Для тех, чья деятельность базируется на идеях Научной школы человекосообразности, введён статус члена Научной школы.
Члены Научной школы
Согласно Положению о Научной школе Института образования человека имеется 3 группы статусов членов Научной школы:
1. Специалисты (наличие высшего образования, бакалавра или магистра):
Руководитель и представители Научной школы, Педагог-новатор, Педагог-исследователь, Учитель-экспериментатор, Педагог-участник Научной школы
2. Учащиеся (школьники, студенты):
Ученик – мастер творчества, Ученик-исследователь, Студент-участник, Ученик-участник Научной школы
3. Учреждения:
Партнёр Научной школы, Инновационная площадка, Экспериментальная площадка, Учреждение-участник Научной школы.
Начальный статус члена Научной школы (педагог-участник, студент-участник, ученик-участник) могут получить те, кто принял участие хотя бы в одном мероприятии Научной школы - в дистанционному курсе или конкурсе, олимпиаде, конференции, семинаре. После этого необходимо прислать заявку по форме.